Все записи
19:22  /  29.04.21

63просмотра

Философские аргументы в пользу бессмертия души и против теории реинкарнации в писаниях Абдул-Баха (Вера Бахаи)

+T -
Поделиться:

Вера Бахаи – молодое религиозное движение, зародившееся в середине девятнадцатого столетия в Иране. Главная цель религии Бахаи, сформулированная ее пророком-основателем Бахауллой (1817-1892) – планетарное объединение человечества, создание глобальной конфедерации государств и прекращение войн. Принципы этой религии отражают ее главную цель и включают принятие единого международного языка, создание международного трибунала для решения проблем войны и мира, искоренение предрассудков, в особенности религиозных, способных привести к конфликтам, установление равноправия между полами и равенства всех рас, стирание экономических и политических различий между разными классами и странами мирового сообщества, гармоничное развитие науки и религии, и многие другие.

После кончины Бахауллы в 1892 году лидером нового религиозного движения стал его старший сын и духовный наследник Абдул-Баха, который возглавлял общину Бахаи до своего ухода из земной жизни в 1921 году. В 1911-12 годах Абдул-Баха совершил ряд миссионерских путешествий в Англию, Францию, США и Канаду, где выступал с многочисленными речами и лекциями, в которых проповедовал новое вероучение. В текстах этих выступлений, вскоре переведенных и опубликованных на английском языке, можно найти немало философских идей, концепций и доводов, в особенности по философии религии. В моей статье я попытался собрать и вкратце изложить аргументы Абдул-Баха по двум таким темам - проблеме бессмертия души и теории перевоплощения. Список представленных в ней аргументов неполон, но он дает представление о ходе мысли и манере аргументации великого персидского мыслителя и религиозного подвижника, которого верующие Бахаи чтут как Учителя и «Средоточие завета».

Наряду со многими религиозными мыслителями, Абдул-Баха полагает, что существование Бога и священных писаний является для верующих достаточным доказательством бессмертия души. Было бы святотатством считать, что всеблагой и всемогущий Господь сотворил людей тленными, отягощенными земными страданиями только для того, чтобы они окончили свои дни в пучине абсолютного небытия. Кроме этого, священные писания практически всех религий говорят о продолжении жизни после телесной смерти и о посмертном воздаянии, ожидающем каждого из нас.

Однако, Абдул-Баха полагает, что такого рода аргументов недостаточно, поскольку для людей неверующих – агностиков или атеистов – они не достигают цели. Поэтому Абдул-Баха утверждает, что чисто рациональная аргументация в пользу бессмертия души в наш научный век не только возможна, но и необходима. Он считает, что выработка доводов в пользу существования Бога и бессмертия души является первоочередной задачей религиозной философии.

Надо заметить, что вероучение Бахаи о бессмертии души отличается от аналогичных доктрин в других мировых религиях. Бахаулла и Абдул-Баха учат о духовном посмертии, но отвергают учения о перевоплощении и телесном воскрешении. Идеи реинкарнации и телесного воскресения они трактуют метафорически – как возвращение качеств и свойств индивидуума, проявляющихся в других людях, но не как возвращение самой сущности этого индивидуума.

Также, в вопросе о взаимоотношении души и тела, Абдул-Баха учит, что душа человека не находится непосредственно в теле, и что связь между ними существует наподобии соотношения между лампой и зеркалом. Лампа, источающая свет и символизирующая человеческую душу как источник жизни, отражается в зеркале, выполняющем функцию физического тела. Когда зеркало разбивается и тело умирает, светильник остается в неприкосновенности и по-прежнему светит, но свет этот не может быть воспринят на материальном уровне в отсутствие соответствующего носителя.

В своих речах и посланиях Абдул-Баха не цитирует философов, хотя, судя по его текстам, очевидно, что он знаком с классической греческой (он упоминает имена Платона и Аристотеля) и новоевропейской мыслью (упоминает имя Вольтера, дает оценку эмпирической философской традиции, неоднократно обращается к темам философии Локка и Руссо).

В изложении своего общефилософского мировоззрения, о котором я писал выше, Абдул-Баха косвенно отвечает на некоторые возражения против бессмертия души, развитые Давидом Юмом в его эссе «О бессмертии души», написанном примерно в 1754 году. Это прежде всего касается моральных аргументов Юма против религиозного мировоззрения. Для Абдул-Баха, как религиозного рационалиста, неприемлема сама предпосылка рассуждений Юма о том, что человеческое понятие о справедливости может не иметь ничего общего с Божественным предопределением. Божья воля, с точки зрения учения Бахаи, представляет собой не иррациональный произвол, а выражение разумного руководства, которое ведет человека к духовному просветлению. Поэтому Абдул-Баха отрицает, к примеру, буквальное толкование христианской доктрины о вечных муках ада, как несовместимое с Божественной мудростью и милосердием.

В своих речах и писаниях Абдул-Баха развивает и эксплицитные доводы в пользу бессмертия души, которые в их логической форме выглядят следующим образом:

АРГУМЕНТ ПЕРВЫЙ:

1. В целом в природном мире интеллект нигде не встречается.

2. То, что встречается в частях целого, должно присутствовать в самом целом.

3. Следовательно, человеческий интеллект или дух не является частью природы.

4. В природе все подвержено соединению и разъединению.

5. Поскольку человеческий дух не является природной или материальной реальностью, то он не подвержен разъединению, т.е. является бессмертным.

АРГУМЕНТ ВТОРОЙ:

1. Дух сам в себе никогда не меняется и, следовательно, един и не состоит из частей.

2. Несоставные предметы не являются субъектом разложения (на составные части).

3. Следовательно, человеческий дух неуничтожим, а, значит, бессмертен.

АРГУМЕНТ ТРЕТИЙ:

1. Материальные предметы не могут принимать несколько форм одновременно.

2. Дух человека способен вместить (или вообразить) все геометрические формы одновременно.

3. Следовательно, духовная реальность отличается от ограниченности материи а, значит, бессмертна.

АРГУМЕНТ ЧЕТВЕРТЫЙ:

1. Внутреннее видение превосходит чувственное восприятие, использующее тело в качестве своего инструмента.

2. Если бы душа являлась продолжением тела, то ее силы должны были бы соответствовать ее телесному основанию.

3. Следовательно, душа или дух человека отлична от его тела, а, значит, и бессмертна.

АРГУМЕНТ ПЯТЫЙ:

1. Мера вещей предполагает наличие превосходной степени.

2. Материальный мир есть царство смерти.

3. Следовательно, бессмертие тоже должно существовать.

АРГУМЕНТ ШЕСТОЙ:

1. В мире творения не существует полного уничтожения.

2. Человек является частью творения.

3. Следовательно, человек бессмертен.

АРГУМЕНТ СЕДЬМОЙ:

1. Несуществующие объекты не оставляют следов и результатов своей деятельности.

2. Человеческая жизнь оказывает длительное воздействие на мир природы и общество.

3. Следовательно, дух человека есть нечто большее, нежели сочетание материальных элементов.

АРГУМЕНТ ВОСЬМОЙ:

1. Люди не станут жертвовать собой, если души их не бессмертны.

2. Пророки Божьи отдавали свои жизни на благо человечества.

3. Следовательно, человеческий дух бессмертен.

Как я уже упоминал, Абдул-Баха не разделял веры в реинкарнацию, которая была распространена в индийской мысли и которой придерживался, в том числе, и Платон. В своих речах и посланиях Абдул-Баха приводит следующие доводы в опровержение этой теории:

АРГУМЕНТ ПЕРВЫЙ:

1. «Внешнее является выражением внутреннего; земля есть зеркальное отражение Царства [Божьего]; материальный мир соответствует духовному миру».

2. В «чувственном мире явления (appearances) не повторяются, поскольку ни одно существо ни в каком отношении не является тождественным иному существу или таким же как оно…»

3. Следовательно, «перевоплощение как повторяющееся явление одного и того же духа с его предыдущей сущностью и состоянием невозможно и неосуществимо».

АРГУМЕНТ ВТОРОЙ:

1. Изменения в природе невозможны посредством обновления и возвращения, поскольку материя всегда находится в состоянии несовершенства.

2. Значит, «очевидно, что возвращение или переход обратно в материальный мир не станет причиной совершенства», как утверждают сторонники реинкарнации.

АРГУМЕНТ ТРЕТИЙ:

1. Материальный мир несовершенен.

2. Кто же тогда захочет снова воплотиться в этом несовершенном мире?

АРГУМЕНТ ЧЕТВЕРТЫЙ:

1. Согласно взглядам тех, кто верит в реинкарнацию, мы возвра-щаемся к земной жизни, чтобы пожать плоды в виде наград или наказания.

2. Однако, никто не счастлив, и все на земле испытывают страдание.

3. Следовательно, сторонники перевоплощения неправы.

АРГУМЕНТ ПЯТЫЙ:

1. “[П]родвигаясь и развиваясь в мирах в соответствии с поступательным движением [direct order] и согласно законам природы есть причина бытия, а движение, которое противоречит порядку и законам природы, есть причина небытия.

2. Возвращение души после смерти происходит вопреки направлению движения в природе и противоречит божественному мироустройству».

3. Следовательно, перевоплощение невозможно.

АРГУМЕНТ ШЕСТОЙ:

1. «Те, кто верит в [реинкарнацию], считают тело сосудом, в котором заключен дух, также как вода наполняет чашу, причем вода эта из одной емкости была перелита в другую».

2. Однако, «дух является внетелесной субстанцией и не может входить и выходить [из тела], он всего лишь соединен с телом на манер того, как солнце [отражается] в зеркале». 3. Следовательно, перевоплощение невозможно.

Приведенные аргументы в пользу бессмертия души и против теории перевоплощения, взятые из писаний Абдул-Баха, показывают его весомый вклад в философскую разработку этих проблем. Немалая часть умозаключений Абдул-Баха о бессмертии души (первый аргумент, например), равно как и его доводы против перевоплощения являют собой пример оригинальной философской мысли, которая еще ждет своего будущего пытливого исследователя.

Фото: Абдул-Баха (Аббас Эффенди, 1844-1921).