Все записи
20:22  /  18.07.21

751просмотр

"Еврейский вопрос": о глубинных корнях антисемитизма

+T -
Поделиться:

В современной России не любят многих. Не жалуют нацменьшинства – гастарбайтеров, приезжающих на заработки из бывших союзных республик. Презирают «укров», ненавидят «гейропу» и особенно коварных «америкосов». Но, как говорится, сколь веревочке ни виться, а в конце концов все оборачивается против евреев и заканчивается погромами.

Я не терплю конфликтности и стараюсь избегать чтения политических статей. Но время от времени на глаза попадаются заметки о каких-то «жидо-бандеровцах». Я понимаю, бандеровцы – это украинские националисты, сомнительного свойства, но почему же с приставкой «жидо»? Ведь, согласно официальной российской позиции, бандеровцы – это фашисты. А как фашисты могут быть одновременно и евреями?

Раньше я слышал о жидомасонах и «мировой еврейской закулисе». Теперь прибавилась «еврейская» (бывшая Великая Октябрьская) революция семнадцатого года и пресловутые жидо-фашисты. Возникает вопрос: чем евреи так уж не угодили человечеству, что их, при первой же возможности, стараются очернить любым способом, а еще лучше – от них и вовсе избавиться?

Вопрос этот для меня не риторический и не только культурно-исторический, но также и личный. Я – полукровка; моя мама – еврейка, в девичестве носившая фамилию Рехтман. Как сообщил мне один знакомый раввин, по талмудическому закону еврейка-мама автоматически делает тебя евреем, хочешь ты этого или не хочешь. И, помолчав, добавил: «Особенно, если не хочешь».

Я всегда гордился своими еврейскими корнями, как, впрочем, и русскими предками, да и, вообще, принадлежностью к русской культуре. И, все-таки, меня не покидало удивление – чем так опасны евреи, и почему они всегда оказываются крайними?

Объяснений «еврейского вопроса» я за свою жизнь слышал и читал множество, причем самых разнообразных.

Первое, что приходило на ум – это необычайная активность евреев. Дай им хоть толику прав, хоть глоток свободы, и они тут же пролезают в первые ряды истории. Создается впечатление, что (как поется в известной песне) «кругом одни евреи» – среди реформаторов и консерваторов, монархистов и демократов, верующих и безбожников. С евреями необычайно трудно соперничать на равных, поэтому невольно возникает желание оттеснить их на третьестепенные роли, а еще лучше и вовсе задвинуть куда-нибудь подальше.

Вторая теория, конечно же, – религиозная и отсылает к тем далеким временам, когда зародилось христианство. Тут вспоминается старый анекдот: «Мама, а правда, что Иисус Христос был евреем? Правда, сынок, правда. Тогда все были евреями. Время было такое».

Новозаветные евангелия рисуют неоднозначную картину осуждения и распятия сына Божьего Иисуса Христа. С одной стороны, формально виноваты, конечно, римляне. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, хоть и «умыл руки», но все же вынес роковой приговор, а римские воины привели его в исполнение.

С другой стороны, – недуховно поступили лидеры иудейской общины и те, кто их поддерживал. Иуда своего учителя предал, первосвященник Кайафа и старейшины – осудили на смерть, а толпа иудеев кричала: «...кровь Его на нас и на детях наших». Вот и получается, как пел в одной из своих песен Владимир Высоцкий: «И как-то в пивной мне ребята сказали, что очень давно они Бога распяли».

Отсюда и возник пресловутый христианский миф о еврейском избранничестве, обернувшемся проклятием. Согласно этому мифу, иудеи должны были воздвигнуть из своей среды Мессию, которого им предназначено было признать и принять. Поскольку же, вместо этого, они обрекли его на гибель, то стали народом презираемым и изгнанным.

В христианской традиции эта антисемитская теория культивировалась на протяжении веков и даже тысячелетий. Она послужила идеологической базой для еврейских погромов и была пересмотрена лишь после Второй мировой войны и еврейского Холокоста, уже во второй половине двадцатого столетия. В 1965 году на Втором Ватиканском соборе в Декларации о взаимоотношениях Церкви с нехристианскими конфессиями было наконец-то заявлено, что ныне живущие евреи не несут вины за события, происшедшие на заре христианской эры.

И, все-таки, на мой взгляд, у антисемитизма более глубокие корни, нежели простая религиозная, культурная или этническая вражда к евреям. Антисемитизм это в глубинной основе своей – богоборчество, прикрывающееся различными ширмами, меняющимися в зависимости от исторической или социальной обстановки.

Евреи – первооткрыватели монотеизма. Слово «еврей» неотделимо от понятия «Бога». Как заметил американский писатель еврейского происхождения Эли Визел (Elie Wiesel), «еврей может быть с Богом, может быть против Бога, но никогда – без Бога. Принятие? Да. Отвержение? Да. Безразличие? Никогда».

У евреев – своя религия, свой особый завет со Всевышним, который не прервался с появлением христианства или ислама. У этого народа уникальная историческая судьба, предреченная древнееврейскими пророками и хранящая его до конца времен, до Судного дня.

Собственно, многотысячелетнее выживание евреев, несмотря на всевозможные гонения их притеснителей, представляет из себя самое настоящее чудо и служит веским аргументом в пользу бытия Господня. Не случайно, что когда германский Кайзер спросил у Бисмарка, существует ли простое доказательство существования Бога, тот ответил: «Евреи, Ваше величество. Евреи».

По этой же причине неумолимое желание отделаться от евреев свидетельствует прежде всего о тайном стремлении избавиться от своего Создателя. Нет евреев – нет и Верховного Судьи. Нет начальства над людьми, не перед кем нести ответственность. Живи в свое удовольствие и наслаждайся полной свободой.

А с другой стороны – вера человека в Бога проявляется как раз по его отношению к евреям, которые первые принесли эту веру человечеству. Как говорил Лев Толстой, «евреев любить трудно, но нужно». И высказывание это вовсе не делает его антисемитом. Просто Лев Николаевич, этот «матерый человечище», как всегда, рубанул правду, которая, как известно, глаза колет...