Нам, бывшим советским гражданам, которым вдалбливали день и ночь, что религия вот-вот отомрет и люди заживут счастливо, до сих пор удивительно наблюдать, что религия не только не собирается отмирать, но набирает силу по всему миру, причем далеко не в самых привлекательных своих воплощениях.

Один из наглядных примеров – распространение ислама и рост мусульманского терроризма.

Сегодня каждый пятый на планете – мусульманин, граждане более тридцати государств живут по законам шариата, а исламские террористические группы плодятся как грибы после дождя и отличаются необычайной жестокостью и фанатизмом. Самая «нашумевшая» из них, исламское государство (ИГИЛ - признана террористической организацией на территории РФ) рубила головы направо и налево и едва не взяла Багдад.

В этих условиях особо важно отделять зерна от плевел и за деревьями увидеть лес, то есть не отождествлять религию с грубыми и насильственными формами ее проявления.

Возьмем тот же ислам. В Америке существует два, на мой взгляд, радикальных подхода к мусульманской религии. Первый – либеральный, второй – фундаменталистский.

Сторонники либерализма говорят, что ислам – это религия мира, что пророк Мохаммед – такой же основатель мировой веры, как и Иисус Христос, что Аллах – господь милосердия и справедливости. Христианские же фундаменталисты задаются вопросом не является ли ислам – религией войны? И не поклоняются ли мусульмане Аллаху, который вовсе не есть Бог евреев и христиан? Каждая партия приводит весомые аргументы в пользу своей позиции.

На мой взгляд, и та и другая сторона упрощает ситуацию с исламом. Да, христианство и ислам – две крупнейшие мировые религии, но первая распространилась в древнеримской империи, которая была – даже в наихудшие свои времена – оплотом цивилизации, а вторая – среди кочевых арабских племен, которые жили по законам кровной мести. Это существенное различие не могло не сказаться на развитии обеих вер.

Жизнь основателя христианской религии, к примеру, была бедной и мирной. Он не стал защищать себя и приказал Петра вложить свой меч в ножны даже под угрозой неминуемого ареста и тюремного заключения. Мохаммед же вынужден был встать на защиту города, в котором жила его семья и остальные верующие, поскольку был приглашен туда для урегулирования племенной вражды и занимал видный общественный пост.

Я говорю, конечно же, не о Мекке, где пророк родился и вырос, а о Медине, куда он перебрался вместе с небольшой группой своих последователей. Напомню, что знаменитая миграция мусульманской общины из Мекки в Медину произошла в 622 году нашей эры и ознаменовала нулевой, т. е. начальный год мусульманского календаря.

Так вот, когда христиане хотят припасть к истокам своей веры и подражать Христу, то они выбирают путь смирения и ненасилия. Когда же мусульмане стремятся обновить свою религию и обращаются к примеру пророка Мохаммеда, то они встают на тропу войны или джихада. А происходит это потому что у Христа и Мохаммеда были непохожие судьбы, на которые в немалой степени повлияли совершенно разные исторические условия, в коих оба они жили.

Разумеется, основатель мусульманства пророк Мухаммед вовсе не был «родоначальником терроризма», проповедовавшим джихад и насилие.  Да, он участвовал в военных походах, был талантливым полководцем и создал исламское государство. Но он также учредил конституцию Медины, которая уже в седьмом веке нашей эры даровала свободу совести и вероисповедания не-мусульманам, а также обеспечила им равные с приверженцами исламской религии культурные и социальные права.

Во времена Средневекоья, когда ислам переживал золотой век, а христианская Европа находилась в состоянии полу-варварства, мусульманская наука и искусство оказали решающее влияние на окультуривание европейцев. В ту, славную для ислама эпоху, мусульмане не обращали иноверцев в свою религию, а наоборот защищали «людей книги» - евреев и христиан как братьев по вере в единого Бога.

Так что сегодня, когда мусульманские террористы призывают к священной войне против «неверных», они выступают не только против общечеловеческих норм, но и против канонов собственной религии, и к настоящему исламу они имеют такое же отношение как и католическая инквизиция к учению Иисуса Христа.

Как мне кажется, это очень важно понимать сегодня как мусульманам, так и приверженцам других религий, да и просто любому культурному человеку.