Все записи
21:30  /  25.11.20

22827просмотров

Офисный планктон от искусства

+T -
Поделиться:

Почему у наших людей настолько "не стоит" на искусство, особенно современное? И откуда вдруг перманентная любовь к некой классике наряду с полным невежеством и невосприимчивостью к её смыслам и посылам?

JOKERS  Художник Адель Левитова

Если живопись, то Возрождение и фламандцы, ну максимум Ван Гог и начало 20 века - это от самых прогрессивных искусствоведов и просветителей для самого прогрессивного зрителя. Если музыка - Бетховен, Моцарт и Чайковский плюс "романтика романса" и хором народные и патриотические песни. Опера  - "Травиата" или "Пиковая дама", обязательно в пыльных кринолинах, не дай бог нормальная современная постановка. На это надо пару раз в год сходить в концертный зал или в театр, если считаешь/хочешь показать себя культурным воспитанным человеком (типа интеллигентным). С литературой тоже всё понятно - лучше сотый раз Пушкин с "Войной и миром" и примазавшимися к ним советскими классиками, чем подумать над чем-то новым. На бренде Великой русской литературы 19 века едем до сих пор - видимо, считая себя причастными.

Недавно моя знакомая, известная оперная певица, спросила дирижёра очередного госоркестра: "Для кого вы бережёте этот свой один и тот же репертуар и "вариант звучания?" - "Для души... Для детей," - последовал ответ. В условиях пандемии и карантина оркестр соответственно нигде не выступает, онлайн не играет, записи не выкладывает (нет нормальных). Подход один: живём для каких-то мифических детей, работаем непонятно для кого, бережём сундуки "с добром", как Плюшкин. Копим!

Только дети давно уже рождаются с гаджетами в руках, окруженные ярким и привлекательным контентом с экрана, ШОУ, харизматичными персонами и весьма разнообразной информацией - так же как одеждой, едой, игрушками и бытом. А теперь вспомним, как ВЫГЛЯДЯТ наши "представители искусства".

Ещё один лайфхак от российского музыканта: "Мы музыку воспринимаем как работу - отработал и забыл, как в офисе. Конечно, музыканту никогда не захочется дома сыграть что-то просто для себя или для близких". Для детей, по-видимому, тоже. Конееееечно! То-то мне всегда откликаются вдохновенно-радостные лица, например, итальянских музыкантов на концертах - или зрителей в опере. На них кайф, драйв и живые эмоции. Лица наших оркестрантов и публики в залах - отдельная картина, достойная кисти Репина: "Бурлаки на Волге" просто отдыхают и искренне наслаждаются своим трудом.

Задавая такие "стандарты" на входе - на выходе получаем тренд на заезженную пластинку, неприятие нового априори и бесконечное воспроизведение нескольких десятков "образцов" с таким же бесконечным понижением качества этого воспроизведения - а что, и так узнаваемо! Бабочка на болоте не только не рождается, но и не выживает.

Офисный планктон в России, кроме офисов, как-то незаметно заполонил все виды искусства и творчества. Немного чего-то другого периодически залетает "с Запада" и иногда с Востока. Я вижу достаточно много ярких режиссёров и артистов, которые развиваются, экспериментируют, пробуют и делают разное. При этом и в музыке, и в кино, например, контент и подача очень качественные - потому что это конкуренция и индустрия. Ходят, смотрят, слушают яркое, запоминающееся и актуальное.

Искусство - вещь социальная и не бывает "вне времени". Вне времени выживает и существует как раз офисный планктон, который придаёт всему, к чему прикасается, свой любимый бесцветно и безэмоционально серый, унылый и скучный оттенок. И у меня впечатление, что искусство-то развивается прекрасно, а вот Россия, в том числе "зарубежная", прочно застряла в прошлом. Идём только толпой и только пешком, потому что любой вид креатива, прогресса или технологий - информационных, аудиовизуальных, бизнес - до сих пор "шайтан-арба" и "как бы чего не вышло".

Комментировать Всего 26 комментариев
Журнал "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ" о современных форматах музыки, Большом театре и путешествиях на карете/Интервью с Галиной Альтман

https://muzlifemagazine.ru/galina-altman-my-ne-edem-v-bolshoy-tea/

Галина, когда Вы пишете "в сотый раз прочитать ВиМ" с негативным оттенком, Вы уподобляетесь тем, с кем виртуально спорите.

Нет ничего плохого в том, чтобы "в сотый раз". Плохое - в отрицании нового. А Вы, получается, отрицаете старое - вот и вся разница.

/Искусство - вещь социальная и не бывает "вне времени"/

бывает. И более того, лишь то, что вне времени - и есть искусство.

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв, Галина Альтман

Вячеслав, "а Вы, а Вы..." :)) Смотрю, хайпитесь только на новом и "всём лучшем" - и это приятно! ;)

Галина, у меня как минимум есть оправдание - меня Вы научили ::)

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

Да я только рада, Вячеслав! :) Всегда радуюсь, когда мои студенты быстро учатся и потом с удовольствием и без всяких сомнений классно играют на фортепиано, импровизируют и сочиняют! Это вдохновляет учить дальше - не представляю, если бы я ждала результатов месяцами или годами... И где бы я ни видела результаты и последствия моих статей, занятий, уроков, мотивирующих постов (как выражаются в инстаграме) - меня это искренне радует. Не впустую работаю, людям польза! 

Впрочем, разочарованы публикой и, поди, не читаете тут комментарии:).Ну, это считайте я для себя написал без ожидания ответа...

Да, поубавилось тут собеседников на «Снобе», Галина:). И я никак не смирюсь с новоязом типа хоумскулер, достигаторство (тогда уж не шопинг - а покупательство)). Не принимаю и начало – у наших людей «не стоит» на новое искусство». Понимаю, эпатаж. Но по большому счёту мелочи. Пропустим. Возрастное ворчание. Пишу тут  по более существенной причине: тянет меня к творческой молодёжи. Интересно, как вы глядите на мир, на искусство...Вот сейчас вычитал в вашей сноске вопрос: «Интимный для композитора процесс сочинения выносится на публику. Насколько комфортен для Вас этот формат?». И Ваш ответ:

ГА «Я не считаю этот процесс интимным. Это как гимнасты или балерины: все видят, как они тренируются, готовятся. Хотя композиторы в меньшей степени артисты, для них этот процесс действительно может быть личным. Но я все-таки пианистка, и для меня в норме вещей при любом человеке переодеваться или сочинять».

Согласен. Ха-ха, выплыло из памяти: «и музыка хреновая , и матерный сюжет» (для публики молодой Тихон Хренников написал оперу на роман Горького «Мать) вот по какому поводу. Предлагаю Вам, композитору, близкому мне по взгляду на творчество, тему для о современной оперы по моему «Роману Графомана». Один из немногих почитателей своеобразно оценил это моё гротескное сочинение. На его взгляд, «отчасти это постмодернистский роман "американского" толка, но и очень русский во многих своих аспектах». Попробуйте почитать, что это такое по ссылке:

 https://snob.ru/profile/10510/blog/153868

А может мне пройти курс обучения и самому написать музыку:):)? Я ведь чувствую, как должно звучать музыкальное сочинение: «Графоман ужасается своим 20-ти прежним книжкам, и  рассказывает, как их писал… Это собственно и есть сюжет романа….

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

Эдуард, честно - слава богу, что поубавилось, а то я уже подумала, что каждый раз придётся лечить чужое "наболело" в комментариях, а я всё-таки вижу свою миссию в другом. И я почти не испытываю разочарований "от публики", потому что у меня нет никаких ожиданий - хотя, не скрою, очарования тоже не испытала :)) С другой стороны, я очень рада большому количеству прочтений здесь и откликов в инстаграме, куда я регулярно вывешиваю ссылки на свои статьи - о том, как полезен родителям, например, мой опыт взрослого хоумскулера. Я привыкла и заинтересована в большом количестве читателей, а не в "дуэлях под постами" и дискуссионщиках (дискуссаторах, дискуссийщиках, профессиональных комментаторах - буду рада, если  подкинете хорошее русское словцо для названия, так же как на "хоумскулера" ). С этой же целью всегда вывешиваю следом в комментарии ссылку на какой-то более развёрнутый материал или иллюстрацию - как говорится, для тех кто не понял (я больше люблю глагол "не догнал", хоть он тоже из новояза).  Благодарю Вас за внимание к моим мыслям, всегда с удовольствием читаю Ваше мнение - без всяких разочарований, поверьте :) Хочу даже немного посоветоваться по поводу общения в комментариях, если позволите - чуть позже, после записи нового трека. С уважением, Галина 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

/(для публики молодой Тихон Хренников написал оперу на роман Горького «Мать")/

надо написать оперу на роман "Москва-Петушки"

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Галина Альтман

Вашу статью легко можно представить в революционной газете лет 100 назад. Косная публика, не желающая внимать новому, старое на помойку истории ну и т.д. Все это не раз было и не раз будет. В каждый исторический момент пытаются создать, или сляпать, или накреативить что-то новое, как-то обратить на себя внимание, иногда любыми способами. Что-то остается, что-то забывается навсегда.

В чем проблема - публика за свои деньги хочет получить то, что ей нравится? Это ее право. Если люди хотят классическую постановку в классических костюмах (вопрос об их пыльности к костюмерам), почему нет? Есть и вовсе концертное исполнение без декораций и, собственно, постановки - можно наслаждаться исключительно исполнением.

Далеко не все новое, креативное, яркое и пр. является искусством, как бы этого не хотелось автору. Легче всего сказать, что публика не та - ну не хочет она смотреть "нормальную современную постановку", где на сцене ненормативная лексика, отправление физиологических потребностей и обнаженка. Помню, как в 2009 на премьере Богемы с Нетребко в Мюнхенской опере, как только опустился занавес, с разных сторон послышалось - как хорошо, что это классическая постановка! У немцев абсолютно не принято делиться впечатлениями с незнакомыми людьми, но всем так надоело "креативничанье", что зрителей прорвало.

У всех разный вкус, разное представление о прекрасном и допустимом, или Вы предлагаете навязывать людям то, что хорошо для Вас? Такое впечатление, что в Вашей статье классическое: мое мнение и неправильное.

Относительно российской публики и исполнителей - я наблюдала публику в разных странах Европы, слушала всевозможные оркестры и исполнителей, но разницы с публикой в Петербурге и российскими музыкантами не вижу. Правда, в Италии не была. Думаю, что дело не в российских публике и исполнителях, а в итальянском менталитете.

Кстати, на концертах общества Пауля Хиндемита в Берлине часто звучит музыка не только известных классиков и современных композиторов, но и музыка забытых или неизвестных широкой публики авторов. И эти неизвестные авторы иногда очень интересны, но это совсем не означает, что известные не могут доставлять удовольствия.

Уважаемая Галина, пишет Вам Даниэль, сын Елены Лейв. Я не хочу писать тут длинный текст, тем более, что самое основное уже сказала моя мама.

Мне кажется, что Вы смешиваете в кучу две вещи: 

1. В России есть незыблемый канон. Его прочтение, прослушивание и постановка иногда превращается в самоцель. Школьникам сложно понять и оценить Достоевского и Толстого.

Я знаю немало людей, которым школьная программа отбила всякое желание читать русскую классику или даже заставила её возненавидеть. А притронулись они к ней, когда они созрели, лет в тридцать. Другая проблема россиян в том, что канон возводится в абсолют, ему придаётся божественный статус: "Пушкин - наше всё". Пушкин как человек был уродом, да и не все его произведения и рифмы являются шедеврами, и среди его современников были сильные поэты, которые по разным причинам не вошли в канон. 

 2. Галина, то что Вы предлагаете - это полная противоположность: новое как самоцель. Вместо конструктивной критики канона - объявление всего старого из принципа хламом. Кстати, а когда, на Ваш взгляд, началось "современное" искусство? Три года назад? Пять? Пятьдесят?

Я согласен с тем, что неправильно, если в филармонии из года в год играют один и тот же ограничeнный репертуар. Я против догматического канона и против того, чтобы канон проходить в школе и исполнять на сцене просто потому что "мы это должны" и "стыдно этого не знать".

Ценность канона не в его существовании, а в во всём том хорошем, красивом и вечном, что заложено в нём. Но это банальность, которая и так всем ясна.Но я также категорически против насаждения нового и отказа от старого "из принципа". Я за баланс почти в каждом вопросе и почти по любой теме. Я категорически против разделения мира на чёрное и белое. Мир многогранный, он всегда был и будет всегда таким.

Если Вы хотите видеть и исполнять исключительно современное искусство, то есть специальные площадки лишь для этого.

 Российское искусство и подход к нему действительно должны развиваться и двигаться вперёд, но с умом.  Уже не раз пробовали выбросить всё старое на помойку. Из этого никогда ничего хорошего не получалось.

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

/Я знаю немало людей, которым школьная программа отбила всякое желание читать русскую классику или даже заставила её возненавидеть./

вот если бы мне в школе не преподавали русскую классику, может быть, я никогда бы за нее и не взялся.

/Российское искусство и подход к нему действительно должны развиваться и двигаться вперёд, но с умом. /

С умом-то и дурак сможет! А вот как без ума вперед двигаться - это задача :)

"Миша, не думай!!! С деньгами-то мы и без ума проживём!" Любимый Островский :)

С деньгами-то можно и без денег прожить, не то, что без ума :)

Даниэль, для меня современное русское искусство началось с Дягилева, Стравинского, Прокофьева, Малевича и Кандинского. Спасибо за ваше мнение :)

И оно, к счастью, ПРОДОЛЖАЕТСЯ. Несмотря на горячую встречу в Париже "Весны священной" как "порнографического произведения" :))) Но там её хотя бы смотрели, а в замшелых Русских императорских театрах господствовал "Ревизор" с Кшесинской, дай бог им здоровья и памяти народной...

/а в замшелых Русских императорских театрах господствовал /

замшелый любимый Вами Островский

Да нет, к сожалению! :) Господствовали там чугунные мозги придворных лизоблюдов и "проверенный репертуар" - ничего не напоминает? Пьесы Островского стали "проверенными" и массовыми после того, как прошло... Лет 50? А "Ревизор" Гоголевский, тоже "проверенный" и "господствующий", стал таковым после реакции Николая I (на спектакль, в смысле - параллельно Николаевской реакции, екак ни странно) :)) И, как обычно у нас, под лозунгом "Лишь бы ничего/никого нового не допущать!", а особенно - ЖИВЫХ авторов (при их жизни :)))

/ничего/никого нового не допущать!", а особенно - ЖИВЫХ авторов/

"вот когда умрете, тогда и приходите"

Галина, у нас с Вами, видимо, разная реальность. Все это было раньше и теперь исполняемо и публика вполне на это ходит.

/Пушкин как человек был уродом/

Вячеслав, спасибо. Послушали с удовольствием.

отсюда

И никогда не надо стесняться почитать кого-нибудь из классиков. Например, ту же чеховскую «Чайку» и понять, что все всегда было - и все тоже самое. «Надо искать новые формы», - кричал Треплев, а Тригорин в моем исполнении, как писали критики, довольно приличном, в постановке Эфроса скептически мудро и вяло говорил: «Все было, было, было»

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

Галина, это не я, это замечательный Ширвиндт говорит (там ссылка вверху).

А я  театре, к счастью для зрителей, не играл

Сорри! :)) Мне больше отзываются истории и общение с живыми знакомыми людьми, здесь и сейчас, а не цитаты :) Вот ВАШЕЙ игрой в театре и эмоциями (опытом) от нее я бы заинтересовалась!