Почему у наших людей настолько "не стоит" на искусство, особенно современное? И откуда вдруг перманентная любовь к некой классике наряду с полным невежеством и невосприимчивостью к её смыслам и посылам?

JOKERS  Художник Адель Левитова

Если живопись, то Возрождение и фламандцы, ну максимум Ван Гог и начало 20 века - это от самых прогрессивных искусствоведов и просветителей для самого прогрессивного зрителя. Если музыка - Бетховен, Моцарт и Чайковский плюс "романтика романса" и хором народные и патриотические песни. Опера  - "Травиата" или "Пиковая дама", обязательно в пыльных кринолинах, не дай бог нормальная современная постановка. На это надо пару раз в год сходить в концертный зал или в театр, если считаешь/хочешь показать себя культурным воспитанным человеком (типа интеллигентным). С литературой тоже всё понятно - лучше сотый раз Пушкин с "Войной и миром" и примазавшимися к ним советскими классиками, чем подумать над чем-то новым. На бренде Великой русской литературы 19 века едем до сих пор - видимо, считая себя причастными.

Недавно моя знакомая, известная оперная певица, спросила дирижёра очередного госоркестра: "Для кого вы бережёте этот свой один и тот же репертуар и "вариант звучания?" - "Для души... Для детей," - последовал ответ. В условиях пандемии и карантина оркестр соответственно нигде не выступает, онлайн не играет, записи не выкладывает (нет нормальных). Подход один: живём для каких-то мифических детей, работаем непонятно для кого, бережём сундуки "с добром", как Плюшкин. Копим!

Только дети давно уже рождаются с гаджетами в руках, окруженные ярким и привлекательным контентом с экрана, ШОУ, харизматичными персонами и весьма разнообразной информацией - так же как одеждой, едой, игрушками и бытом. А теперь вспомним, как ВЫГЛЯДЯТ наши "представители искусства".

Ещё один лайфхак от российского музыканта: "Мы музыку воспринимаем как работу - отработал и забыл, как в офисе. Конечно, музыканту никогда не захочется дома сыграть что-то просто для себя или для близких". Для детей, по-видимому, тоже. Конееееечно! То-то мне всегда откликаются вдохновенно-радостные лица, например, итальянских музыкантов на концертах - или зрителей в опере. На них кайф, драйв и живые эмоции. Лица наших оркестрантов и публики в залах - отдельная картина, достойная кисти Репина: "Бурлаки на Волге" просто отдыхают и искренне наслаждаются своим трудом.

Задавая такие "стандарты" на входе - на выходе получаем тренд на заезженную пластинку, неприятие нового априори и бесконечное воспроизведение нескольких десятков "образцов" с таким же бесконечным понижением качества этого воспроизведения - а что, и так узнаваемо! Бабочка на болоте не только не рождается, но и не выживает.

Офисный планктон в России, кроме офисов, как-то незаметно заполонил все виды искусства и творчества. Немного чего-то другого периодически залетает "с Запада" и иногда с Востока. Я вижу достаточно много ярких режиссёров и артистов, которые развиваются, экспериментируют, пробуют и делают разное. При этом и в музыке, и в кино, например, контент и подача очень качественные - потому что это конкуренция и индустрия. Ходят, смотрят, слушают яркое, запоминающееся и актуальное.

Искусство - вещь социальная и не бывает "вне времени". Вне времени выживает и существует как раз офисный планктон, который придаёт всему, к чему прикасается, свой любимый бесцветно и безэмоционально серый, унылый и скучный оттенок. И у меня впечатление, что искусство-то развивается прекрасно, а вот Россия, в том числе "зарубежная", прочно застряла в прошлом. Идём только толпой и только пешком, потому что любой вид креатива, прогресса или технологий - информационных, аудиовизуальных, бизнес - до сих пор "шайтан-арба" и "как бы чего не вышло".