Все записи
17:49  /  18.12.20

17525просмотров

Психоло(ш)ия искусства: что и почему откликается нам в опере и балете

+T -
Поделиться:

Содержанка, папик, её альфонс и Доктор Член - узнали сюжет? Конечно, "Травиата" - первая в истории музыки социальная опера. И весьма психологическая. При этом, как говорит моя подруга, оперная певица Дарья Давыдова - в ней сошлось всё гениальное, что только можно написать в опере, от первой до последней ноты!

Сегодня посмотрим, послушаем и обсудим самую яркую и интересную постановку - Opera de Paris и ваш любимый современный композитор Галина Альтман представляют :)

EMERALD LADY      Художник Адель Левитова

Аморальность истории всегда придавала ей пикантность, будила интерес: "ходящая по рукам" довольно благополучная содержанка (в 19 веке - куртизанка) вдруг влюбляется в молодого инфантильного альфонса (моё мнение), соблазняющего её обещаниями истинной любви, и теряет всё - здоровье, клиентов, заработки, привычный образ жизни. В результате денег ей не хватает даже на лечение - и несчастная умирает, одинокая и всеми забытая. Женских историй тут две: одна про тех самых детей, которые должны поднести некий "стакан воды" и родиться в жёстко регламентированном браке от законного супруга, а вторая - всё-таки про выбор, свободу и жизненные цели женщины начиная с  века 19-го и вплоть до нашего 21-го.

Джузеппе Верди (композитор "Травиаты") не только автор баснословного количества хитов, но и музыкант, который отошёл от мифологических и исторических парадигм в опере. Главная героиня впервые не исторический персонаж, мифологический титан или богиня, а просто Виолетта - для начала молодая женщина. "Травиата" не имя и не псевдоним, а репутация - в переводе с итальянского "падшая женщина", "сбившаяся с пути" (какого, истинного или нет - пока не знаем).

Сам Верди преподнёс столь неоднозначную героиню с исключительным состраданием и любовью. Он показал её благородство, несмотря на то, кем она являлась/ является в глазах общества, и очень требовательно отнёсся к содержанию оперы при постановке. В спектакле всего несколько повествовательных сцен, а большинство арий, дуэтов, хоров работают на эмоции и развитие сюжета. Впервые в оперном театре персонажи получили настолько достоверные психологические портреты - их действия и слова абсолютно реальны. Мне такой подход очень близок - и как режиссёру, и как композитору. Как в магическом модернизме Феллини и Антониони, где магия - только в концентрации времени на сцене или на экране, а жизнь настоящая. Современная опера на самом деле требует голливудского сюжета и постановки, а "Травиата" - изначально настоящее кино!

В этой опере настоящее всё, как и сама история - все прототипы абсолютно реальные люди, современники композитора. Сюжет трагедии принадлежит Александру Дюма-сыну: по его роману "Дама с камелиями" Верди аж за 40 дней написал оперу, включая работу над либретто. Вот это я понимаю - желание, вдохновение и мотивация! Откуда? Почему и композитору, и писателю вдруг так откликнулись проблемы профсоюза куртизанок?

Просто и у того, и у другого это очень личные сюжеты. Итальянец-композитор рыдал в голос на театральной премьере француза: скандальная связь глубоко перекликалась с его собственной жизнью. Связав свою судьбу с певицей, имевшей небезупречную репутацию и троих детей от разных мужчин, ни один из которых не был её мужем, Верди в течение 12 лет был вынужден жить в атмосфере общественного порицания - и всё равно женился!

Дюма-сын, завсегдатай французских "салонов" и куртизанок, пережил и описал свой настоящий роман с одной из самых известных - Мари Дюплесси. А вот девушка не пережила (чахотка), и "развёл" влюблённых Дюма-отец (тот самый, "Три мушкетёра", кулинарные книги, в опере Жорж Жермон). Не буду спойлерить, смотрите "Травиату"! Даже могилы писателя и Дюплесси оказались рядом на одном из парижских кладбищ и стали местом паломничества влюблённых - чуть ли не Ромео и Джульетта. Кстати, среди большого числа любовников Мари в последний год её жизни отметился не только Александр Дюма-сын, но и уже всемирно известный гениальный пианист и композитор Ференц Лист. Видно, что женщина любила красоту и искусство во всех проявлениях - по мнению современников, она была не только безумно красива, но и небанально умна. И радует, что доходы представителей творческих профессий тогда соответствовали запросам дам полусвета: богемный образ жизни, кареты и бриллианты всегда, знаете ли, были недёшевы.

DANCING (Vertinskiy Music)     Художник Адель Левитова

Верди, дерзкий, импульсивный, пылкий, так и говорил - что ему нравятся "новые, значительные, прекрасные, разнообразные, смелые" сюжеты и именно поэтому он счастлив работать с сюжетом Дюма. Он не как Дюма, который как бы изучает людей со стороны -  Верди пишет их яркие характеры, судьбы и выигрывает: нам это понятно, актуально и откликается уже второй век подряд.

Теперь о восприятии и о постановках. И по-моему, "Травиата" тот самый случай, когда дальше - лучше!

6 марта 1853 года в моём любимом венецианском театре Ла Фениче состоялась её премьера, которая, по традиции многих гениальных и новаторских опер, с треском провалилась. Первая причина, конечно, выбор центрального персонажа: куртизанка, падшая женщина, да ещё современница зрителей, чей внешний вид и костюм не отличался от дам из приличного общества, сидящих в зале - такое не могло сойти с рук даже знаменитому Верди. При этом аппетитные формы певицы, подчёркнутые модными современными нарядами, наряду с возмущением вызвали смех - на чахоточную явно не тянуло. С тем, что публике можно скормить всё что угодно, я категорически не согласна: обмануть чувства читателя и тем более зрителя очень трудно, если не сказать невозможно - сколько ни навешай на героев бархата или доспехов, а на уши лапши. В довершение всего пели, говорят, не очень - а это для итальянцев важнее всего.

Спустя год создатели оперы перестали мучиться, пошли на поводу у публики и перенесли действие на сто лет раньше, незначительно его отредактировав. Всё там же, в Венеции, "Травиату" показали с более удачным составом солистов - и оп! - с тех пор началось её триумфальное шествие по миру, включая Викторианскую Англию с её "нравами" и нравственностью и вполне себе пуританскую Америку. Вернуться из 1700-х в своё время персонажи оперы смогли только через тридцать лет.

Виолетта Валери отныне и навсегда стала настоящим идолом - при хорошем исполнении зрители, а особенно зрительницы, до сих пор забрасывают сцену мокрыми от слёз букетами. Верди показавает нам весь любовный опыт героини, и он знаком каждой из нас - культ свободы, её страсть, самопожертвование, в котором  чувствуется материнская любовь. Вообще персонажи, отвергнутые обществом в силу разных причин - отдельная любовь Верди, дерзкого  новатора и популярнейшего при жизни композитора, любимца публики - что бы ни говорили диванные критики о невозможности такого сочетания.

Мы с вами живём в 21 веке, и вокруг нас другие скорости, яркость картинки и постоянный интерактив. Нормально и вполне исторично, что сейчас мы перемещаемся не в каретах, а в скоростных поездах - быстрее, безопаснее и комфортнее. Письма сменились мессенджерами, а газеты, светские сплетни и салоны - соцсетями. И современная отвязная вечеринка в духе "цыган" - это не табор в клубе, да? Помню, моя довольно продвинутая знакомая на постановке в московском театре Станиславского отреагировала на танец балета Тодос на балу у Виолетты (Травиаты): "Это не житанки, это путанки!" Ну а КТО ОНИ??? :)

Если бы я могла, я бы посмотрела "Травиату" сразу в версии Саймона Стоуна и Парижской национальной оперы - недаром её называют "Травиатой 2.0", а режиссёра гением. История любви в цифровую эпоху, где смешиваются уведомления из социальных сетей, бессонные ночи и где Виолетта - известный блогер, которая считает своих подписчиков. История любви жестоко созвучна нашему времени. Моему времени! Блистательная молодая сопрано Претти Йенде со своей потрясающей харизмой, красотой, огромным спектром эмоций, южноафриканским темпераментом и открытостью - наконец потрясающее соответствие образу. Верди был бы счастлив!

Правда, больше 3000 человек в моих инстаграмных сториз заявили, что чёрная певица это перебор, и современные постановки тоже. А, собственно, почему? Претти Йенде, на мой взгляд - одно из совершенных и безусловно самое сексуальное исполнение Травиаты. Чтобы поборники скреп и некой нравственности 19 века в очередной раз не обделили сами себя впечатлениями, советую им абстрагироваться от "оперного" контекста и представить, что просто смотрите кино. Ну, например, сериал "Содержанки" Константина Богомолова, очень популярный на стримингах. Сексуальная актриса - это же как минимум приятно, смотрибельно?

Всё, что на сцене или в кадре - это про людей, и мы или сопереживаем героям, или нет. Независимо от того, во что они одеты (или раздеты) и какого пола и цвета кожи. Получается, если Травиата мулатка или китаянка - сочувствия она не достойна? Как посмели оскорбить белую расу и профсоюз содержанок? А как же советский фильм "Цирк" - надеюсь, сюжет всем знаком? На то и искусство, в том числе театральное и оперное, чтобы будить в людях лучшие чувства. А тех, кто этих чувств по каким-то причинам не испытывает или не может испытать - научить с ними общаться.

Искусство, включая музыку, больше всего влияет на любого из нас и на общество в целом. И не устану повторять и повторяться, что искусство не про исторический контекст, а про социальный.

Искусство в том, что актуально и уместно сегодня - этими словами Горация начинается опера "Манон Леско".

Современные классики, те же Мэтью Борн или Константин Богомолов, в своих произведениях отражают и обсуждают то, что до сих пор актуально (и) в нашем мире: детское насилие, лицо и изнанку соцсетей, психологию отношений, гомосексуализм, социальное давление, псевдоблаготворительность и многое другое. Как и 200, и 100, и 50 лет назад, они показывают, что происходит вокруг нас - не более того. Как и Верди с Дюма.

Может, мы просто закрываем глаза? Или хотим некую красивую сказку, пусть и трагичную - но не про нас? Не задумывались, почему?

Мир на сцене меняется, как и жизнь вокруг. И опера - это вид театрального искусства, а не учебник истории. Театр  искусство остросоциальное, он о людях и для людей. А не об истории моды, музее костюма или "мифах Древней Греции" - за это мы его и любим.

Ну, и отдельно про костюмы. Не знаю, как вы, а я хочу видеть на сцене или на экране актуальное, модное, красивое, самое лучшее, а не на пыльные выцветшие тряпки времён очаковских и покоренья Крыма (и то, и то, к сожалению, традиция). Я обожаю современных дизайнеров одежды за их свободу, смелость, небанальность, яркость и широту выбора. В постановке парижан костюмы - отдельное искусство, не хуже чем в сериалах Netflix - восторг!

В общем, "Травиата" - это возможность не только услышать божественную по красоте, глубине и накалу музыку, но и увидеть настоящие, близкие нам человеческие проблемы. А ещё почувствовать, проработать глубокие и глубинные эмоции. У кого кризис среднего или любого другого возраста, пола, профессии, дофаминовой недостаточности и зависимости - сюда, сюда! Катарсис - и вы уже другой человек.

Смотрим трансляцию Opera de Paris  с невероятной Претти Йенде в роли Виолетты - наслаждаемся, чувствуем, делимся впечатлениями: https://www.medici.tv/ru/operas/verdis-la-traviata-simon-stone/

Ещё расскажу об интересных современных постановках оперных спектаклей, обещаю. Спасибо covid,  подтолкнувшему онлайн технологии, сейчас мы с вами можем посмотреть любой спектакль любого из мировых звёздных театров. И подготовиться к встрече с современным искусством вживую.

Комментировать Всего 1 комментарий

Кому не терпится - мои еженедельные обзоры свежих и самых интересных современных постановок и концертов в телеграм канале AltAcademia представляет. п

Подписывайтесь и будьте в курсе!

https://tlgg.ru/AltAcademia