Все записи
03:19  /  20.01.21

27893просмотра

Политика искусства и искусство в политике

+T -
Поделиться:

Мы часто обсуждаем, должен ли сейчас, в наше время музыкант/фотограф/художник - любой творческий человек - быть общественно активным?

Стоит ли вести активный социальный образ жизни?

Что должен творец сказать миру, кроме своего творчества?

WHEN I GROW UP   Художник Адель Левитова

Под социальной активностью я не имею в виду "тусовочки", а говорю как минимум о творческих сообществах с общими ценностями, направленными на развитие себя и изменение общественной среды. Сама я всегда активно выражаю свою точку зрения и позицию - и хочу взаимодействовать с людьми не только через творчество, но через обмен мнениями, совместное действие, реально способное изменить мир.

Мне кажется, замыкаться в своём мирке, даже творческом - нельзя. Раз в твоих руках талант, способный повлиять на людей и даже на системы, ты уже инфлюенсер. То есть не только творец, но и общественный деятель, лидер мнений. И когда находишь или формируешь сообщество, в котором совпадают не только художественно-эстетические ценности, но и общественные взгляды - всё получается действительно глобально.

Когда мы работаем вместе и пробиваем новыми трендами сознание, ломаем отжившие стереотипы - результат виден практически сразу. А когда гений в одиночку бьётся с косной средой (а это всегда случается, потому что гений впереди поколения, а то и нескольких, он помогает людям перейти на новый уровень жизни и сознания) - скорее всего, его рукописи (картины, партитуры, чертежи, открытия) будут ждать 200 или больше лет своего "проводника", если вообще сохранятся в архивах.

К тому же если чьё-то произведение откликается своей актуальностью и поддержано творческим сообществом на выходе в мир - от него всегда будет "трясти" ретроградов, царей и особенно царьков и королишек всех времён и народов, независимо от провозглашённого строя, линии партии или религии. А значит, спокойно творить свои чёрные дела и вечно морочить голову гражданам они не смогут...

DON QUIXOTE    Художник Адель Левитова

Больше ста лет назад, в 1901-1902 годах, мой любимый композитор Римский-Корсаков пишет оперу "Кащей бессмертный". Поработав над либретто с распространённым сюжетом из русского народного эпоса не хуже голливудского сценариста (этот сюжет потом использует Стравинский в своей знаменитой "Жар-птице"), создатель оперы делает её содержание многозначным и аллегоричным: пять действующих лиц сказки не столько конкретные личности, наделенные неповторимой индивидуальностью, сколько символические фигуры.

Сложнее всего образ самого Кащея - олицетворение и злобной, жестокой силы, и изжившей себя старости, душащей все живое. При этом в слезе его дочери (!) зачарована Кащеева смерть. Мир Кащеева царства вызывал ассоциации с опостылевшей тошнотворной властной системой, а сам Кащей - с тогдашним всесильным обер-прокурором Синода Победоносцевым, которого А. Блок назвал колдуном, своим стеклянным глазом заворожившим всю Россию. Лишена эмоций и обольстительная дочь Кащея, убивающая тех, кто жаждет его смерти, то есть свободы. В результате один из таких витязей Иван-королевич с помощником, буйным ветром Бурей-богатырём, освобождает из Кащеева плена Царевну Ненаглядную красу - всё самое человечное, этически стойкое и совершенное.

Премьера оперы состоялась в декабре 1902 года в Москве. Успех был большой, но политический смысл "осенней сказочки" Римского-Корсакова выстрелил позже, и ещё как! В 1905-м студенты Петербургской консерватории попросили композитора разрешить им своими силами поставить "Кащея" - для сбора средств (конечно, негласно) в помощь жертвам Кровавого воскресенья 9 января. В разучивании сложной партитуры помогал сам Римский-Корсаков. Спектакль, вышедший 27 марта (9 апреля), полиция расценила как революционную манифестацию: потребовала, чтобы публика покинула зал. А предполагавшийся затем концерт был отменен. Опера прозвучала как пророчество - догадайтесь, о чём.

"Золотой Петушок", написанный в 1907-м, вообще не поставили при жизни композитора (запретил московский генерал-губернатор), и чуть не запретили в Большом спустя сто лет (2012 год) в постановке Кирилла Серебренникова.

"Если цензура и на новое, совершенно безобидное заключение не согласится, тогда и я не соглашусь и возьму свое либретто назад, а цензуру осрамлю в газете; всему есть предел... Ни в клавире, ни в либретто никаких изменений делать не должно, клавир и партитура должны оставаться в оригинальном виде на вечные времена, а либретто тоже сохранить следует" - из писем Римского-Корсакова своему издателю Б. П. Юргенсону (1908 год).

"Мы хотим выразить недовольство постановкой "Золотой петушок" (Большой театр) режиссера Кирилла Серебренникова, так как считаем эту постановку кощунственной по отношению к православной вере. Действие происходит публично, с использованием средств массовой информации. В первом акте режиссер выводит на сцену актёров, изображающих казаков с карикатурами на православные иконы. "Царь" изображает патриарха, размахивающего кадилом. Мы можем наблюдать глумление над святынями, священством и Русской православной церковью," - из заявления группы недовольных православных граждан (2012), которые предпочли скрыть как свои имена, так и количество. Они выразили надежду, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл "скажет своё веское слово об этом богохульстве и обратится на сей счёт к власти".

Тогда, в 2012-м, пресс-секретарь Большого ответила, что театр вправе сам определять свое художественное развитие и успешную постановку запрещать не собирается.

Через века очень чувствуется и эмоционально передаётся разочарование Римского-Корсакова, не только композитора, но и с честью служившего родине морского офицера, всем этим "царством", всей сусально- пропагандируемой и взлелеянной в многолетних мечтах "древней Русью", включая её шаблонно-лубочные женские образы от Ольги до Февронии, которые на контрасте прекрасно разбавила Шемаханская царица.

Посмотрите, не пожалеете! И музыка, и сюжет яркие, жёсткие, хлёсткие - смотрится и слушается на одном дыхании.

А вот пример вполне себе советского талантливого композитора, ставшего "вдруг" неугодным власти и написавшего известный балет с позиции протеста. А может быть, само произведение уже зажило своей жизнью...

Арам Хачатурян задумал постановку о Спартаке ещё в 1941-м, на волне патриотического подъёма и риторики борьбы с захватчиками и поработителями, и начал думать над масштабным сочинением. Несмотря на все его заслуги, Сталинские премии и успех постановок, в феврале 1948 года в постановлении Политбюро об опере "Великая дружба" Вано Мурадели Хачатуряна вместе с другими композиторами, в том числе Прокофьевым и Шостаковичем, обвинили в формалистическом подходе к искусству. Это означало запрет на творчество и опалу, которая, к счастью, продлилась недолго.

JUMPING     Художник Адель Левитова

В 1950-м он уже смог приступить к полноценной работе над "Спартаком". Мотив предательства, как причина поражения восстаний и революций, был характерен и почти обязателен для произведений искусства этого периода советского общества, и тем не менее балет сложно было "пробить" для постановки - надзирающие органы чётко считывали протест произведения как "не такой". Вроде всё понятно: угнетённые поднимаются против угнетателей, лидер восстания - неоспоримый герой и при этом благородная симпатичная личность - но, как известно, на воре и шапка горит! Предательство идеалов и людоедское отношение к самим преданным фанатам идеи, которое композитор испытал лично и переживал как глубокий кризис отношений с "текущей" советской властью, резало глаз верным псам сталинского режима уже на этапе либретто и партитуры.

"Спартак" появился как протест, и постановка увидела свет только спустя 3 года после смерти диктатора, построившего империю ГУЛАГа.

Так выражали своё мнение по поводу власти великие. А цари в России всё не переводятся...

Комментировать Всего 9 комментариев

"Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию — задача нравственного воспитания."

Л.И. Брежнев

Вячеслав, так люблю Ваши цитаты :)) Поясните, пожалуйста, СВОЮ позицию? :)

Галина,  моя позиция очень проста: я сознательно не принимаю участия в общественной жизни, особенно в политизированных "движениях".

Обоснование - история русского государства

Эту реплику поддерживают: Галина Альтман

Теперь поняла, спасибо! Я об этом и говорю: Вы можете себе это позволить, если считаете нужным, а творческий профессионал - нет. Мы всегда лидеры мнений для более или менее широкого круга людей, наше искусство само по себе ВЛИЯНИЕ. Поэтому приходится думать не только о том, что ты "производишь", но и о том - что говоришь. И как. С талантом и возможностями отсидеться не получится нигде и никогда... 

Так это понятно: кому многое дано - с того много и спросится

Мне кажется, лучше сразу рассчитывать на бОльшее - и в деяниях, и в спросе :)

На этот счет есть хорошая поговорка: "Широко шагаешь - штаны порвешь"

Да, таких поговорок много... Но я не лошадь, чтоб СЕБЯ стреножить!