К чёрту стереотипы. Сегодня – лучшее время для старта

В ХХI веке в Москве по многим показателям статистики женщина, занимая руководящую должность, чувствует себя гораздо лучше, чем в Америке или в Европе. По моему опыту, это и правда так. Я не сталкивалась с какой-либо серьезной дискриминацией по отношению к себе ни в один из этапов становления моей карьеры, мне всегда было достаточно комфортно в роли женщины-управленца.

Моё поколение (мне сейчас 40) в начале 2000-х, когда я начинала строить карьеру, независимо от пола, прилагало неимоверные усилия, чтобы показать результат и найти своё место. Я ещё и начинала в Санкт-Петербурге, а построение карьеры управленца в этом городе всё-таки намного сложнее, чем в столице. Москва более открытая, радушная, и кроме прочего, столица даёт очень много опций, возможностей, что логично, ведь в ней сосредоточено огромное количество компаний и, соответственно, перспектив. Плюс в те годы зачастую на руководящих должностях были сами предприниматели, и только со временем это стало меняться. Сейчас всё чаще даже в малом бизнесе предприниматель остается предпринимателем, а профессиональные управленцы становятся руководителями компаний, занимаются непосредственно управлением, выполнением стратегических задач, операционной деятельностью. Это круто, и на мой взгляд, предприниматель, умеющий делегировать управление бизнесом - заслуживает огромного уважения.

Выбирай партнёра и говори с ним честно

Как избежать перекоса, наслоения работы на личное пространство? Мой ответ: никак. Сохранить баланс между работой и семьёй, так, чтобы не развалилось ни то, ни другое? Сложно, но возможно.

Чтобы сделать семейную жизнь комфортной для обоих, нужно уметь договариваться, объяснять, что для тебя важно.

Мне кажется, что чем старше мы, когда выходим замуж, тем правильнее расставляем для себя приоритеты и ценим те плюсы в партнёре, которые для нас будут важны не сиюминутно, а в долгосрочной перспективе. Я выходила замуж второй раз, когда мне было почти 27 лет, к тому моменту у меня уже сформировалось понимание того, что мне нужен настоящий партнёр - человек, который будет меня не только любить, но и уважать, человек, который примет мои устремления и желание сделать карьеру.

Но даже самое чёткое понимание того, что вам нужно, и самые чёткие договорённости не гарантируют, что всё сразу будет «в шоколаде», что вот ты такая ежедневно приходишь чуть ли не в ночи, работаешь без выходных, а все домашние при этом только улыбаются и говорят: “Да, да дорогая, всё в порядке, ведь всё идёт ровно так, как мы договаривались”. Безусловно нет, но если изначально была договорённость и поставленная цель, то намного проще найти решение, удовлетворяющее всех. Сложнее, когда ты жила-жила и вдруг решила “а буду-ка я строить карьеру” или так сложились жизненные обстоятельства. В любом случае, лучшее решение - разговаривать, обсуждать и сказать честно, что это навсегда, что это твой новый образ жизни, а не прихоть или временная история. Партнёр имеет право это понимать и принимать свои собственные решения с учётом этого понимания.

Старые приятели и новые друзья

Если ты решаешь строить карьеру, ты также выстраиваешь и своё окружение: меняется круг общения. И здесь бывает сложно. Особенно с друзьями. У тебя действительно не остается времени на них - это раз. Два -  если ты строишь карьеру, растёшь, если ты возглавила компанию и ставишь себе цель сделать её выдающейся, ты делаешь определённые шаги и понимаешь, что для этого нужен не год, не два, не три, не пять и даже не десять. Ты начинаешь погружаться в нюансы, изучать много нового, развиваться, и как факт – зачастую твои друзья не растут вместе с тобой, и вот уже у вас все меньше и меньше, а вот уже и вовсе не остаётся точек соприкосновения. Но даже если это не так, остается несовпадение ритмов жизни, графиков. Моим друзьям, которые у меня остались с тех лет, когда я жила в Петербурге, я давно и безнадёжно не успеваю уделять достаточно времени. Да, я бываю в Санкт-Петербурге по делам, но это один или два дня плотного расписания, куда нужно включить встречи с семьёй: с родителями моими и мужа, с сестрой и с племянником. И выходит, что ты не успеваешь поддерживать отношения. Семья - это большая работа, такой же труд, как и твоя карьера, также и дружба, её нужно строить, и главное - нужно время. Ты начинаешь понимать, что ваши дороги с давними друзьями разошлись, что отныне вы находитесь скорее в приятельских отношениях, с поздравлениями друг друга раз в год в день рождения, а той теплоты, что вас связывала, той основы и опоры, которая так необходима каждому человеку, увы, уже нет.

Но есть и хорошие новости: ты начинаешь встречать близких тебе по духу людей на работе. Постепенно коллеги, с которыми ты долго работаешь и с которыми легко отправился бы в разведку, становятся близкими людьми и, самое главное, что у тебя есть время на общение с ними, ведь вы занимаетесь одним общим делом.

Спустя годы совместной работы с моими коллегами, я ответственно и чётко могу сказать, что они - мои друзья и партнёры. К счастью, нам удалось выстроить хорошие человеческие отношения, которые не влияют на работу. На работе я - руководитель, и все знают, что я буду требовательна, что есть поставленные задачи, что поблажек не будет никому. И для меня ценно, что люди, которые стали для меня такими партнёрами, никогда не злоупотребляют нашими дружескими отношениями.

Отношения с собой

Со временем ты становишься опытнее, чётче понимаешь и свои цели, и приоритеты. Приходит понимание, что для того, чтобы качественно работать, ты должен быть очень ресурсным, а для этого нужно иметь хобби и путешествовать, ведь смена картинки полезна всем, а особенно - креативным предпринимателям и руководителям - чтобы выйти из своих привычных границ, увидеть мир с другого ракурса, пожить в других реалиях.

С опытом ты начинаешь по-новому смотреть и на своё тело и физическую активность: кто-то выбирает фитнес, кто-то танцы или йогу - у каждого свой путь, но ценить хорошее самочувствие и энергию, которую даёт физическая нагрузка, с возрастом начинают все. Ты также начинаешь ценить прогулки, время в тишине и наедине с самой собой, неторопливое и вдумчивое чтение - и это всё ресурсы для того, чтобы двигаться дальше. Умение замедлиться очень помогает работе.

Самое важное, что принёс мне опыт - это стремление быть гармоничной, развитой личностью, это значит, в том числе, быть примером и вдохновением для коллектива, когда люди видят, что ими руководит человек, которого хочется уважать, у которого хочется учиться, с которым хочется поделиться, задать вопрос, посоветоваться, и для меня очень ценно, что в нашем коллективе сложилась такая атмосфера.

Резюмируя – исходя из моего (безусловно, частного и субъективно оцениваемого) опыта, женщине в бизнесе крайне желательно:

1)     Не думать о стереотипах.

2)     Быть честной с домашними.

3)     Быть готовой отдалиться от старых друзей – и найти новых.

4)     Понимать, что главный человек, с которым нужно строить гармоничные отношения – это ты сама.