Все записи
МОЙ ВЫБОР 13:18  /  9.11.20

2223просмотра

Идеальная инвестиция: 8 признаков надёжной франшизы

+T -
Поделиться:

Сейчас на рынке франшиз есть предложения на любой вкус и кошелек, каталоги наполнены тысячами предложений. Однако предприниматели всё чаще сталкиваются с ситуациями, когда «готовая, успешная модель» на деле оказывается полуфабрикатом, и приносит лишь одни убытки. Почему это происходит и как застраховать себя от неверного выбора при покупке франшизы?

«Рога и копыта» 2.0

Главная проблема рынка франшиз сейчас – франчайзеры, которые руководствуются двумя фразами в духе героев Ильфа и Петрова: «Не смог построить свой бизнес – продавай франшизу» и «Если не получается продать франшизу – начни учить, как её правильно упаковывать». Немало предприимчивых личностей с целью обогащения начинают продавать франшизу одновременно с запуском бизнеса. Когда это логично заканчивается неудачей и для них, и для франчайзи, меняют «квалификацию» – становятся платными экспертами по упаковке франшизы. С тем же плачевным для клиентов результатом.

Как правило, некачественные франшизы содержат такой набор: логотип, сайт, дизайн, клиентская база. Стоит сразу отказаться от покупки подобного продукта, ничем хорошим для вас это не закончится. А «персональный менеджер для консультаций, находящийся на связи 24/7» при первых же проблемах исчезнет в неизвестном направлении. Стоимость таких предложений составляет 100 000 – 500 000 рублей, но может доходить и до 1,5 млн рублей.  Во втором случае в пользу недобросовестных франчайзеров играет цена – многие думают, что «дорого – значит надёжно и хорошо».  

Такая разведка боем – лишь первый шаг. После «отсева» приглянувшиеся варианты нужно проверить на соответствие 8 главным признакам реально сильных и прибыльных франшиз. Разбираю их на примере собственного бизнеса.

Пункт первый - опыт

Проверьте, сколько лет компания работает на рынке. Если франчайзер открыл одну-две точки, и через полгода запустил франшизу – это ненадёжная основа. Как и франшиза «неработающего» бизнеса – предложение есть, а вот своего дела у владельца нет. Судьба бизнеса, открытого по франчайзингу, напрямую зависит от головной фирмы, её истории и умения работать в различных условиях и ситуациях. По сути, франшиза – это успешный опыт предпринимателей, который вы покупаете, чтобы не тратить средства, нервы и годы жизни на пробы и ошибки. 

Простой пример – «Smile fish» на рынке уже более 30 лет. Наша история началась в далёком 1985 году, когда мои родители открыли в Хабаровске первый частный детский сад в СССР. В 2008 году, пользуясь накопленным опытом, моя сестра открыла первый домашний сад на Украине, в Киеве. Этот шаг показал, что наша база позволяет успешно запуститься и работать где угодно. В 2015 мы открыли первый сад в Москве, начали развивать сеть в столице и других городах России. 

За прошедшие годы мы столкнулись со всеми возможными сложностями, досконально изучили существующие подводные камни и подготовили надёжную основу для франчайзи. Наглядно демонстрирует это и тот факт, что ни один наш сад никогда не закрывался, напротив, их число продолжает увеличиваться. 

Свои филиалы и точки

Второй признак надёжного франчайзера – наличие большого количества стабильно работающих собственных точек и филиалов. Нередко бывает, что люди продают франшизу, сами ничего не имея. Став их партнёрами, вы вынуждены будете вести бизнес на свой страх и риск.

Сеть «Smile fish» сейчас насчитывает 50 детских садов, и больше половины принадлежат нам, основателям. Здесь стоит сделать небольшое отступление: мы идём нестандартным путём, франшиза была создана в 2016 году по просьбе знакомых, которые хотели стать нашими партнёрами. Официально мы её не продаём, она не включена ни в один каталог, у нас нет рекламы. Каждый претендент должен не только пройти 4 этапа отбора, но и соответствовать нам по духу, разделять ценности. Просто цифры: с января по октябрь мы получили более 800 заявок на покупку франшизы, и лишь 10 человек стали нашими франчайзи. 

Серьёзный подход к отбору франчайзи

Если франчайзер готов подписать с вами договор уже в день обращения – насторожитесь. Скорее всего, он заинтересован только в получении паушального взноса и роялти, а не в развитии бренда. Надёжный франчайзер продаёт не просто схему ведения бизнеса – он делает франчайзи членом семьи, доверяет свою репутацию, разделяя риски и испытания. Поэтому крайне ответственно относится к выбору партнёров. 

У «Smile fish» отбор франчайзи состоит из 4 этапов. Во-первых, мы рассматриваем заявку только после нескольких обращений. Нам нужны инициативные партнеры, которые готовы бороться, только такие люди демонстрируют хорошие успехи в бизнесе. 

После нескольких писем наш представитель проводит звонок-собеседование. Если потенциальный франчайзи проходит его, зарекомендовав себя как адекватный, логичный, структурный и заинтересованный человек –переходим к этапу анкетирования. Выясняем, какой у него опыт, образование, принципы жизни, с какой целью он хочет стать нашим партнёром, какие у него перспективы. 

Последний, четвёртый этап – персональное собеседование: мы проводим экскурсию по нашим детским садикам, встречаемся с другими франчайзи. На самом деле именно от их мнения зависит окончательное решение. Если мы видим, что мыслим одинаково, что человек разделяет наши ценности, заинтересован в устойчивом развитии – начинаем сотрудничество. Бывали случаи, когда люди проходили первые три этапа, а на четвертом говорили, что им неважна атмосфера, дети, интересуют только деньги. И мы расставались. 

Надёжный франчайзер должен создавать с партнёрами комьюнити, только так можно достигнуть по-настоящему впечатляющих результатов. Есть много франшиз, владельцы которых не дают франчайзи общаться, обмениваться опытом и мнениями. Если столкнулись с этим – лучше оказаться от покупки.

Концепция бизнеса и уникальность 

Франчайзер должен чётко объяснить, в чём его преимущества и уникальность. От этого напрямую зависит успех уже вашего бизнеса. Если он отделывается общими словами в духе «передовые технологии», «продуманный дизайн», «востребованный продукт» – откажитесь от сделки. 

Уникальность «Smile fish» в том, что мы – единственные. Предлагаем то, чего не делает никто другой. В наших садиках каждому ребенку комфортно и удобно. Они располагаются в жилых помещениях на первом этаже, либо на втором над нежилым фондом. Посещаемость – 12-13 детей. Площадь помещения строго советует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда, это помещение площадью 75-100 квадратных метров. Все расходы тщательно оптимизированы и просчитаны, а срок старта – месяц. Также у нас общие рекламная и PRкампании.

Во-вторых, паушальный взнос наш франчайзи платит один раз, а садиков может открыть неограниченное количество. К примеру, в Хабаровске у нас есть свой маленький «квартал» из 7 садиков. Несколько партнёров «Smile fish» за 3 года стали владельцами 3-4 детских садов. 

Ценности и бизнес-миссия 

Бренды, в основе которых лежат общие ценности и большие цели, более эффективны. Всё просто: миссия компании – максимально эффективная движущая сила, обеспечивающая прибыль и понимание перспектив. Без неё бизнес будет напоминать качели. Ценности гарантируют сплочённость команды, обеспечивают комфортные и понятные условия для работы каждого её участника.

Каждый сад «Smile fish» открыт любящими родителями, их дети растут в группе вместе с детьми клиентов. Мы стремимся создать максимально комфортные условия, обеспечивая малышам интересный досуг, любовь и заботу. Чтобы вырастить абсолютно новое поколение россиян.

Стандарты работы, регламенты и документооборот

Попросите франчайзера предоставить вам возможность ознакомиться с документами компании, договорами, стандартами работы, брифами рекламных кампаний. Если компания молодая, без должного опыта, или создана ненадёжными франчайзерами, то вы услышите уже упомянутое выше обещание предоставить личного консультанта. Либо отказ по какой-либо «серьёзной» причине.

Хороший франчайзер должен иметь пакет документов на все случаи жизни. У «Smile fish» в нём более 30 позиций, чётко прописаны регламенты действий в каждой конкретной ситуации. Мы работаем по ISO 9001, это признанный международный стандарт системы менеджмента качества. У наших франчайзи не возникает вопросов, мы всё предусмотрели. Нужен трудовой договор или на оказание услуг – их образцы включены в пакет. Как и скрипты телефонных разговоров, заявлений для различных служб. Не знаете, как вести Инстаграм – открываете советующий документ, там есть примеры постов и готовые тексты. Все данные регулярно обновляются в соответствии с последними тенденциями, трендами или событиями. 

Список документов:

  1. Книга стандартов Smile Fish с описанием всех регламентов и процессов детского сада;
  2. Договор коммерческой концессии (субконцессии);
  3. Трудовой договор;
  4. Договор оказания услуг;
  5. Соглашение о конфиденциальности с партнером/работником;
  6. Описание деятельности Smile Fish;
  7. Инструкция открытия детского сада;
  8. Регламент - открытие ИП и получение патента;
  9. Должностная инструкция управляющего;
  10. Должностная инструкция воспитателя;
  11. Должностная инструкция повара, повара-няни;
  12. Внутренние правила для сотрудников ДС;
  13. Мотивация трудовой деятельности;
  14. Дисциплинарный этикет;
  15. Система отчетности работы воспитателей: табели посещения детей, работы сотрудников; еженедельный отчет об образовательной деятельности;
  16. Рабочие тетради сотрудников Smile Fish (Правила работы детского сада);
  17. Видео-стандарты SF (Регламенты работы детского сада);
  18. Распорядок дня;
  19. Расписание развивающих игр;
  20. Учет присутствия;
  21. Утвержденный список методических материалов;
  22. Авторские обучающие книги/пособия Smile Fish;
  23. План и сценарии праздников;
  24. Стандарты постов в Instagram;
  25. Чек-листы по закупкам для открытия;
  26. Скрипты телефонного разговора с клиентом;
  27. Скрипты подписания контрактов;
  28. Чек-лист по СанПиН нормам;
  29. Образцы объяснительных записок (для служб);
  30. Образцы заявлений (для служб);
  31. Инструкция для сотрудников и управляющих “Незванные гости”;
  32. Инструкция по уборке (график);
  33. Квитанции на оплату (пример);
  34. Анкета для родителей и список для поступления ребенка в сад;
  35. Логобук;
  36. Стандарты Буклетов;
  37. Перечень дополнительных услуг Smile Fish.

Юридическая база и поддержка

Это очень важный момент. Надёжный франчайзер берет на себя решение всех юридических вопросов франчайзи. И делает это компетентно.

У «Smile fish» уникальная специфика, поэтому сформирован и работает штат специально подобранных квалифицированных юристов. Они оказывают всестороннюю поддержку франчайзи. К примеру, проверяют договоры аренды, не позволяя нашим партнёрам стать жертвой собственника помещения, что сейчас, к сожалению, не редкость.

Анализ рынка и перспективы роста

Надёжный франчайзер даёт франчайзи подробную выкладку с данными о выходе на окупаемость, прибыли, анализом успешности. Прописывает в документах конкретные цифры и сроки, без общих фраз в духе «меньше, чем за год», «при благоприятном развитии событий», «в случае успеха». Декларирует это на этапе договора, который должен заключаться на срок не менее 5 лет. И чётко проговаривает стоимость франшизы. 

Разбираем «Smile fish» в цифрах. Сумма паушального взноса в Москве составляет 3,5 млн рублей, еще 1 млн рублей потребуется на открытие садика. Сюда входит все: закупка оборудования, камер, мебели, отделка и т.д. Арендуется квартира с черновой отделкой, готовым санузлом, кухней, отоплением. Выполняется декоративный ремонт, расставляется мебель. В это время новый франчайзи встречается с действующими партнёрами, посещает их домашние садики, чтобы познакомиться с командой и своими глазами увидеть, как работает бизнес. На всё уходит ровно 1 месяц. Получается, открыть садик «Smile fish» в столице стоит 4,5 млн рублей. Срок его окупаемости – 13 месяцев.

Теперь о ежемесячных расходах. Мы подбираем для франчайзи квартиру по установленным стандартам «Smile fish». Стоимость аренды составляет 65 000-120 000 рублей в месяц в зависимости от района. Зарплатный фонд – 110 000 рублей в месяц на трёх воспитателей. Плюс 40 000 рублей на другие расходы. Получается, средние расходы франчайзи в Москве составляют 250 000 в месяц.

При стоимости одного абонемента 35 000 в месяц мы легко вычисляем, что точка безубыточности – 7 детей. Чистая прибыль франчайзи в месяц – 350 000 рублей. Плюс капитализация, как только садик начинает работать, его цена в разы возрастает. У нас это предусмотрена и возможность обратного выкупа. К примеру, в силу обстоятельств партнёры вынуждены были уехать, мы приобрели у них сад и продали новым франчайзи за 7,5 млн рублей. Предыдущие владельцы не только вернули себе все расходы, но и увеличили свой капитал. 

Перед принятием решения стоит связаться с другими франчайзи и сравнить их реальные показатели выхода на окупаемость, прибыль с теми данными, которые указаны в коммерческом предложении франчайзера.  Красивый интерьер и известный бренд не всегда гарантируют вам прибыль, ведь деньги вам платят клиенты. Поэтому на этапе выбора франшизы убедитесь, что они в этом бизнесе есть, а опыт франчайзера поможет их качественно и эффективно обслужить.