Все записи
13:25  /  20.11.20

49просмотров

Дети и гаджеты. О здоровом отношении и грамотном использовании

+T -
Поделиться:

Современная техника и ее влияние на детей — наверное одна из самых обсуждаемых и противоречивых тем в области воспитания подрастающего поколения сегодня.

Проведено немало научных исследований, написано множество книг и статей учеными, врачами и психологами. Но однозначного ответа на вопрос, а надо ли запрещать детям использовать гаджеты, так никто и не дал.

Все специалисты сходятся во мнении, что неконтролируемое использование гаджетов оказывает негативное воздействие на физическое и физиологическое развитие ребенка (снижение двигательной активности и, как результат, нарушение развития опорно-двигательного аппарата, появление лишнего веса, ухудшение зрения, нарушение сна), на психическое развитие (формирование зависимости, появление агрессии, потеря приоритетов) и сокращает живое общение, что затрудняет процесс социализации ребенка и приводит к замедлению в развитии коммуникативных навыков, навыков устной и письменной речи и памяти, развитию цифровой деменции.

Но важно понимать, что «оцифровывание» нашего общества — это основной вектор его развития. Гаджеты стали вполне привычным атрибутом нашей жизни и останутся с нами уже навсегда. Полностью оградить детей от них уже не получится.

Преимущества использования гаджетов

Не стоит отрицать то, что пользование гаджетами имеет для детей и свои плюсы:

1. гаджеты помогают освоиться в информационном обществе. Цифровое общество — это та среда, в которой предстоит жить подрастающему поколению, а цифровая грамотность — одна из базовых компетенций, которая позволит ребенку чувствовать себя уверенно в глобальном цифровом пространстве. Каждый ребенок должен уметь пользоваться компьютером, эффективно и безопасно использовать цифровые технологии и ресурсы Интернета, чтобы быть успешным в будущем.

2. гаджеты открывают и упрощают доступ к огромному объему информации в любое время. В Интернете ребенок может найти ответы практически на любые вопросы, которые могут возникнуть как в учебе, так и в жизненных ситуациях;

3. для детей разных возрастов существует большое количество программ и приложений, которые можно использовать для обучения и развития — осваивать алфавит и счет, развивать реакцию, логику и память, изучать иностранные языки, окружающий мир, математику, историю, географию и т.д.;

4. гаджеты позволяют обучаться в режиме онлайн. Это стало особенно важным в период пандемии коронавируса, когда не стало возможности посещать образовательные учреждения;

5. с помощью гаджетов и специальных приложений для текстовой и видеосвязи можно общаться онлайн, когда живое общение невозможно;

6. гаджеты дают возможность контролировать ребенка — ему всегда можно позвонить или написать и узнать, где он находится и чем занимается;

7. гаджеты помогают отвлечь внимание детей, когда родителям нужно что-то сделать. Всегда можно ненадолго занять ребенка игрой или просмотром видео, когда нужно решить рабочий вопрос или сделать какие-то домашние дела.

Поэтому сегодня вопрос стоит уже не в том, нужно ли детям использовать гаджеты, а в том, как привить разумное отношение к ним и научить применять их грамотно и с пользой. Для этого специалисты в области педагогики, образования и психологии предлагают следовать нескольким правилам:

1. Быть примером. Дети копируют поведение и привычки родителей. Бессмысленно ожидать, что ребенок начнет читать книгу, если родители постоянно «зависают» в смартфонах. Ограничьте и свое время пребывания в гаджетах.

2. Предлагать альтернативу. Возможно, гаджет для ребенка — это чуть ли не единственный способ интересно провести время. Предложите ему взамен активную совместную деятельность и реальное общение — сходите на прогулку, займитесь спортом, порисуйте, почитайте книгу, приготовьте любимое блюдо и т.д.

3. Не использовать гаджет как предмет вознаграждения или наказания. Ребенок должен понимать, что гаджет — это помощник в решении определенных вопросов, а не ценный приз за добрые дела, к которому нужно стремиться из всех сил.

4. Составлять регламент. Договоритесь с ребенком, какое время ежедневно он будет тратить на гаджет. Специалисты рекомендуют ограничивать время, проведенное с техникой: для детей до 2-х лет — вообще не использовать, для детей 3-5 лет — до 1 часа, для детей 6-12 лет — не более 2-х часов в день. И делать перерывы на 15-20 минут для отдыха глаз и двигательной активности. А еще дома можно выделить свободные от гаджетов зоны (это могут быть столовая или спальня) и время (например, завтрак, время перед сном).

5. Помогать использовать. Расскажите ребенку, что гаджет — это не только средство для игр и развлечений, но и источник новых знаний. Поделитесь своим опытом использования, помогите найти интересные развивающие приложения и сайты с полезной информацией. Все это будет мотивировать ребенка к познавательной деятельности.

6. Применять функцию родительского контроля. Это поможет фильтровать информацию, которую ребенок получает из цифровых устройств и Интернета, и оградить ребенка от нежелательного контента.

7. Рассказывать о безопасности в Интернете. Объясните ребенку, что такое «цифровой след», как защитить свои учетные записи, как следить за личными данными, как настроить приватность, как защитить гаджет от вирусов, как распознать мошенников, как правильно реагировать на интернет-травлю и т.д.

И главное — ребенок должен понимать, что гаджет — это только дополнение к реальной жизни, которое может улучшить ее качество, а не полностью заменить.