Все записи
13:53  /  20.04.21

777просмотров

«Земля кочевников» - обратная сторона Америки

+T -
Поделиться:

25 апреля в Лос-Анджелесе пройдет 93 церемония вручения наград премии «Оскар». В этом году кинокритиков американской академии искусств ждёт по-настоящему трудный выбор. Потрясения последнего времени отразились на кинематографе – главные претенденты на заветную награду поднимают сложные экзистенциальные проблемы. Сегодня мы остановимся на фильме «Земля кочевников» - поэтичном кино о жизни странствующих американцев

 Кадр из фильма «Земля кочевников»

Хлои Чжао – режиссер «Земли кочевников» – китаянка с американскими корнями. Свою карьеру она начала в 2015 году, но широкую известность обрела только сейчас. Вместе с ней над фильмом работала Джессика Брудер – автор документального исследования о современных кочевниках. За съемку «мистических пейзажей» отвечал оператор Джошуа Джеймс Ричард. Вершина айсберга – восхитительная игра Фрэнсис Макдорманд, которая собирает детали всего паззла воедино.

Впервые о Макдорманд заговорили в 1997 году, тогда актрису впервые отметили «Оскаром» за главную роль в фильме «Фарго», куда её позвали ещё молодые братья Коэн. В 2018 актриса получила вторую статуэтку за фильм «Три билборда на краю Эббинга, Миссури». Сейчас она одна из самых востребованных актрис современного Голливуда.

«Землю кочевников» нельзя назвать типичным американским кино. На этот раз Хлои Чжао поднимает серьезную и актуальную проблему капиталистического общества. Фильм основан на книге Джессики Брудер «Выживая в Америке XXI века». В ней Брудер рассказывает о людях, которые потеряли всё во время финансового кризиса 2008 года и объясняет феномен современной бездомности.

Опустевшие индустриальные городки, люди, которые лишаются жилья по воле случая или государственной несправедливости - обратная сторона Америки, о которой не принято говорить в массовой культуре. Чжао знакомит нас с многими героями, которые вынуждены оказаться за бортом жизни.

 По большей части все персонажи документальные, а некоторые и вовсе играют самих себя. К примеру, бородатый седой кочевник Боб Уэллс, который в фильме основатель целой общины таких же пропащих. Несмотря на трудные жизненные обстоятельства, героев фильма никак нельзя назвать слабыми или обездоленными. Наоборот, Чжао показывает их скорее сильными, способными не только выжить, но и не утратить собственное достоинство.

 

Кадр из фильма «Земля кочевников»

Для кого-то кочевой образ жизни вынужденная необходимость, для кого-то – стечение обстоятельств; главная героиня Ферн лишилась мужа, а её родной город Эмпайр вымер после экономической рецессии в 2011 году. Отныне её жизнь – дорога. Трейлер, которому она дала имя «Авангард» – последнее пристанище, способ обрести свободу и щит от внешнего мира. Чтобы хоть как-то прожить, Ферн вынуждена искать временные подработки – упаковщицей на сортировочном складе концерна Amazon, подавальщицей в придорожном сетевом кафе, уборщицей в Национальном парке Бэдлендс. О себе героиня говорит: «Я не бездомная, у меня нет дома».

Мотив пути важен для Америки архетипически: это и известный роман Джека Керуака «В дороге», Роберта Пирсига «Дзен и искусство ухода за мотоциклом», культура Хобо (странствующие рабочие), вечные придорожные бары, где собираются байкеры и играет блюз, список этот можно продолжать ещё долго… Для героев «Земли кочевников» дорога – это жизнь, своеобразное «шоссе в никуда», где каждый ищет ответы на свои личные вопросы. Даже после смерти, персонажи фильма оказываются в пути. «Встретимся в дороге», – так говорит Боб Уэллс при прощании с умершими.

Поэтизация природы – неотъемлемая часть картины Чжао. То, что оператор Джошуа Джеймс Ричардс показывает на экране действительно завораживает: бескрайние пустоши, горы, дремучие леса, которые хранят внутри себя тайну, неземной красоты рассветы и закаты. Каждый пейзаж – это мистический опыт, который мы переживаем вместе с героиней. Природа в фильме отдельный персонаж, она живая и всеобъемлющая.

Но несмотря на всё вышесказанное, главный философский мотив фильма – осмысление времени. Кочевники люди, как правило, пожилого возраста. Они способны окунуться в прошлое и переосмыслить его. Так ли мы живем, как нам того бы хотелось? И не тратим ли мы время зря?  Об этом задумываются герои, а вместе с ними и мы. На эти мысли подталкивает мотив утраты, который проходит красной нитью через всю картину. Многие персонажи, как и главная героиня Ферн, потеряли своих близких и остались в одиночестве. В «Земле кочевников» Чжао показывает удивительный и по-своему прекрасный мир, важную часть американской мифологии, которая теряется в глобальном современном обществе.

Впервые картина увидела свет 11 сентября 2020 года на 77-м Венецианском кинофестивале, где взяла главный приз – «Золотого льва». После «Земля кочевников» выиграла гран-при кинофестиваля в Торонто. Серия громких побед продолжилась 4 апреля, тогда фильм получил четыре приза Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA), включая награду за лучший фильм. Многие кинокритики сходятся во мнении – «Земля кочевников» главный претендент на «Оскар». К слову, номинаций у картины шесть, какие из них достанутся фильму мы узнаем 26 апреля.