Все записи
МОЙ ВЫБОР 12:13  /  17.11.20

320просмотров

Будущее образования: нано-дипломы, бизнес как вуз и искусственный интеллект как тьютор

+T -
Поделиться:

По прогнозам демографов, половина детей, рожденных в развитых странах мира в начале ХХI века, проживет 100 лет или больше. Их детство и юность будут очень долгими. Впрочем, уже сейчас вполне нормально искать себя до 30-35 лет, а ведь еще в начале ХХ века этот же возраст считался зрелостью. Карьерный путь тоже растянется – люди будут работать дольше. 

Поэтому эксперты сомневаются, что раннее интенсивное обучение принесет в будущем лучшие результаты. Возможно, схема “получил диплом и пошел работать” доживает последние годы. Наши дети будут учиться всю жизнь – понемногу и в нужные моменты. Как изменится образование в ближайшие годы? Давайте посмотрим. 

Каждому по потребностям: персонализация обучения

Индивидуальный подход и персонализация учебного процесса – это уже не столько тренд и мода, сколько жесткая необходимость. Школа, которая стрижет всех под одну гребенку, была хороша для воспитания фабричных рабочих. Но ситуация изменилась, – обществу нужны не те, кто будет работать на конвейере, а те, кто будет создавать роботизированные линии. 

Первый шаг на этом пути – профильные школы. 76% московских старшеклассников учатся или собираются учиться в профильном классе. Почти в любой школе есть профильная программа – углубленное изучение языков или точных наук.

Но это лишь один из вариантов персонализации учебы. Еще можно делить уровни подготовки на уровни и предложить ребенку самому выбирать, как он хочет учить математику или литературу – на базовом уровне или всерьез. 

Гибкая программа особенно важна для старшеклассников – она помогает им определиться со своими интересами. Но такая организация обучения позволяет и формировать необычные направления. Например, изучая программирование, математику и языки, ребенок может подготовиться к изучению компьютерной лингвистики. 

Это перспективная область знаний, но собрать целый класс по этому направлению трудно. Вариативность программы позволит не идти на компромиссы и учить тому, что важно и нужно. 

Мы привыкли к персонализации, она изменила нас и наш взгляд на мир: мы видим таргетированную рекламу, у нас повсюду, от банков до онлайн-магазинов, есть персональные менеджеры, в телефоне у каждого есть СМИ, идеально настроенное под его интересы. И образование должно соответствовать этой реальности.

Адаптивные системы в онлайн-образовании уже сегодня помогают нам строить индивидуальные учебные планы. Мы в Skyeng подстраиваемся под уровень ученика, комфортную для него скорость обучения, его стиль общения. Мы вычисляем пробелы в знаниях еще до того, как он сам это заметит и предлагаем ему упражнения для прокачки слабых мест. 

Если системы для группового обучения, которые формируют уникальные задания для каждого ученика, проверяют их и составляют статистику по всему классу. А учитель на основе этих данных предлагает персональную траекторию развития для каждого ученика. У него будет время подумать над этим, ведь искусственный интеллект избавит его от рутинной проверки работ и возьмет на себя отслеживание прогресса каждого ученика.  

Некоторых преподавателей это пугает – им кажется, компьютеры отнимают у них работу. Это не так – учителя останутся, но их функция изменится.

Учитель как коуч

Еще недавно школьный учитель или профессор в институте были единственными носителями знания, а лекция – единственным способом передать информацию ученикам.  Но сегодня любую информацию можно найти в интернете. Доступ к онлайн-библиотекам, исследованиям, видео- и аудио-материалам есть у всех.

И современный урок – это не монолог учителя, а дискуссия, поле для исследований и практики. На передний план выходит студент, который учится искать решения и анализировать данные. А учитель из лектора превращается в коуча и модератора. Он направляет, мотивирует, создает среду для активного обучения. 

Такой подход требует структурных изменений. Во-первых, уменьшение размера групп – подобный способ обучение не работает в больших классах, тут нужно внимание к каждому ученику. Во-вторых, возрастают требования к профессионализму учителей – им уже недостаточно бегло просмотреть материал и провести лекцию по накатанному маршруту. Они должны уметь использовать современные методики преподавания – сейчас это едва ли не важнее знания предмета как такового.  

Учитель XXI века помогает ученикам развивать универсальные  навыки и умения, накладывая их на точные данные. 

Навыки, а не дипломы

Навыки – это, наверное, ключевое слово в разговоре об образовании будущего. Многие крупные компании уже не спрашивают у соискателей про их диплом – им интересно, на что человек способен сейчас, а не чему он учился несколько лет назад. Диплом не отражает реальных умений и навыков человека. Поэтому графа “образование” в резюме сменилась на графу “компетенции”. 

Практические навыки помогут быстро усвоить новую информацию, переучиться, рискнуть и попробовать себя в чем-то новом, поэтому они важнее того факта, что соискатель 12 лет назад прослушал курс “Основы маркетинга”. Ведь профессии устаревают быстрее, чем им учат. Еще 15 лет назад профессия web-дизайнера считалась передовой и перспективой, а сейчас она входит в список исчезающих. 

В то же время университеты не обучают  новым профессиям, которые будут нужны через 5-10 лет. Биоэтики, проектировщики интерфейсов беспилотной авиации, бренд-менеджеры пространств, инфостилисты и энергоаудиторы – все эти специалисты понадобятся нам уже завтра, но учиться им придется на практике, потому что таких программ просто не существует. 

Вузы не успевают за этой реальностью, и разрыв между тем, как они готовят кадры и тем, что хочет бизнес, только растет.  Особенно это заметно в России – наше высшее образование оторвано от рынка труда. Вуз требует от студентов одного, а наниматели – совсем другого.

Если образование не хочет окончательно оторваться от реальности, ему нужно сосредоточиться на развитии компетенций будущего. То есть обучать тем навыкам, которые будут цениться завтра, когда большую часть задач будут выполнять машины. 

По данным исследования образовательной платформы HolonIQ, через 10 лет самыми важными навыками будут умение принимать решения, генерировать идеи, обучаться и самостоятельно искать информацию, умение выстраивать стратегии обучения, оригинальность, способность систематизировать и анализировать данные, способность к дедукции, комплексный взгляд на проблему, критическое мышление, умение управлять личными ресурсами (например, планировать время и распределять силы), активное слушание.

Это именно то, чему мы должны учить детей с детского сада – и то, что принесет им успех в будущем, когда знания будут устаревать за считанные месяцы.

Учиться у практиков: как бренды берут обучение в свои руки

Вузы выпускают студентов не в открытый космос, а на рынок труда. Который, как я уже говорил, недоволен умениями и компетенциями молодых специалистов. Колледжи и университеты учат не тому, что нужно бизнесу, и нередко работодателям приходится переучивать выпускников.

Привычная нам система высшего образования исчерпала себя. Она просто не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Часть знаний, которые получают студенты, успевает устареть еще до получения диплома. Другая часть забывается через пару недель после экзаменов, потому что эти сведения нужны только для оценки. А в реальной жизни выпускникам требуется то, о чем в университете не рассказывали.

“Я всему научился на практике, на первой работе” – говорит вчерашний выпускник. Отлично, но зачем ты тогда потратил 5 лет на получение “корочки”?

Работодатели это понимают – так и появляется кооперация вузов и бизнеса. Например, Starbucks сотрудничает с Университетом Аризоны – они вместе разрабатывают онлайн-курсы. AT&T и Udacity выпустили короткий интенсивный курс (его называют  «нано-степень»)  – он формирует знания и навыки, необходимые для работы в сфере телекоммуникаций. 

Так и происходит интеграция обучения и трудоустройства – в ближайшем будущем люди будут учиться не столько программированию или менеджменту, склько работе в конкретной компании. После обучения по определенной программе студенты могут попасть на стажировку в конкретную корпорацию и получить работу. С другой стороны, и компании могут прямо давать гранты на прохождение обучающих курсов.

Это вписывается в систему lifelong learning – непрерывного обучения. Даже сегодня нам приходится постоянно учиться, осваивая новые приложения, технологии и подходы. 

Микрообучение и искусственный интеллект

Поскольку нам придется учиться всю жизнь, формат многолетних программ тоже отойдет в прошлое. На смену ему придет микрообучение. Вы уже сегодня пользуетесь им, когда смотрите TED Talks, читаете статьи по вашей специальности или проходите интенсивы, небольшие курсы и семинары, которые помогут вам в работе. Так что ничего особенно революционного тут нет, просто микрообучение будет становиться все более и более важным.

При микрообучении масштабные курсы разбиваются на мелкие уроки и модули, которые легко смотреть и и подгонять под свои потребности. Кроме того, так быстрее наступает положительное подкрепление – человек чувствует себя молодцом, освоив всего один модуль из 5 уроков. Это мотивирует его учиться дальше.  На эту же цель работает и геймификация. Ведь не только дети любят играть. И если обучение похоже на игру, информация усваивается быстрее и эффективнее.

Совсем скоро к процессу подключится искусственный интеллект – он будет помогать нам учиться эффективно, вовремя подсказывая нам, что следует изучить, чтобы продвинуться в профессии. 

Все это может показаться тревожным, но изменчивость – естественное свойство мира. И это хорошо: неопределенность и нестабильность дает нам практически безграничные возможности. Если все может измениться в любой момент, значит, и вы можете изменить что угодно и адаптироваться к любым новым обстоятельствам.

Заходите ко мне в Telegram канал  Образование, которое мы заслужили. Там я рассказываю про тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования. Веб дизайн в цифре и цифра в образовании.