Все записи
МОЙ ВЫБОР 12:01  /  21.01.21

120просмотров

Анализ рынка образовательных экосистем в России : как это работает?

+T -
Поделиться:

«Экосистемы» стало словом года по запросам Яндекса. Давайте разберемся, что с этим происходит на рынке образования и кто лидирует. 

Давайте начнем с того, что такое экосистемы. Если отбросить биологическое определение, то McKinsey определяет экосистемы как набор собственных или партнерских сервисов, объединенных вокруг одной компании с целью создания добавленной ценности для каждого из ее участников. Экосистема может быть сосредоточена вокруг одной сферы жизни клиента или проникать сразу в несколько из них.

Сегодня мы с вами рассмотрим образовательные экосистемы.

 Ключевыми преимуществами экосистем являются:

—Клиентские данные и более персонифицированный маркетинг. Возможности кросс- и апсейла. — Более быстрое внедрение технологий. Компании могут внедрять новые технологии способами, которые ранее были слишком сложными и неуправляемыми, что позволяет им в полной мере использовать облачные сервисы и SaaS. 

— Создание новых источников дохода. Системная интеграция создает новые потоки доходов и позволяет организациям отслеживать и анализировать огромные массивы данных, проходящие через бизнес. Они могут использовать эти данные для создания новых продуктов и услуг с повышенной ценностью.

— Снижение затрат при одновременном совершенствовании бизнес-процессов. Цифровая трансформация и создание цифровой экосистемы повышают эффективность рабочего процесса и рабочих отношений с клиентами и партнерами. Автоматизированные процессы обработки данных и повышение эффективности бизнеса в целом также снижают эксплуатационные расходы.

Так есть ли где-то на рынке образования в РФ экосистемы?

Начну с неожиданного но закономерного, что 2 крупнейшие образовательные экосистемы — это государство и прокрастинация. 

Государство как экосистема

Государство, являясь монополистом на рынке образования, обеспечивает всю виртуализацию: детские сады и ясли, подготовка к школе, сама школа, средние специальные учреждения, вузы, профессиональную переподготовку. Даже как работодатель государство все еще один из крупнейших игроков, в бюджетной сфере занято в районе 30-34 млн человек, что порядка 51% от общего объема официально работающего населения.

Под крылом государства работает:

  • 35 704 детских садов 
  • 6 344 581 воспитанников в детских садах 
  • 44 032 школ
  • 1 083 294 учителей
  • 16 081 236 школьников
  • 4 621 учреждений СПО
  • 2 458 141 студенты СПО
  • 162 033 педагогические работники СПО 
  • 741 вузов
  • 4 161 700 студентов и 91 000 аспирантов
  • 236 100 профессорско-преподавательский состав 

Проделывая огромную работу по обучению населения, — а Россия находится на 19 месте в рейтинге грамотности населения и на 30–31 месте в нашей любимой PISA (цель — десятка), — государство оставляет огромное пространство для маневра в этой нише для частных школ ввиду ряда факторов, среди которых и качество образовательного продукта, и гибкость в адаптации его под реальности рынка, и, как ни странно, даже цена. Если же мы говорим про прокрастинацию, то тут и Netflix, с которыми мы все соревнуемся в образовании, и соцсети, и игры. TikTok активно идет в образование и в Индии занимает огромную долю, а в России стремительно начинает разворачивать свою образовательную активность. А если пройти по тегу #education, то вы найдете миллионы видео разного уровня качества и глубины проработки. Если же верить статистике, то более 10% контента в Youtube — это образовательный контент, и лишь вопрос времени, когда к структуре подачи материала добавится формат проверки знаний и сертификаты.

Подожди, Миша, скажете вы, но почему ты смешиваешь офлайн и онлайн? Да я не смешиваю, мне, так же как и Александру Ларьяновскому, кажется, что нет никакого офлайна и онлайна. И не так критична среда, важно то, что получает клиент системы образования на выходе.

Так кто же из игроков рынка РФ строит коммерческие экосистемные продукты? И как ни странно, редко кто это делает в офлайне. Если не в чистом онлайне, то для офлайна, а не в нем. 

На всякий случай дисклеймер, это просто список без приоритизации, размера или значимости.

Начнем, пожалуй, с Яндекса. 

Какие продукты объединяет:

Школьное образование

Я.Практикум — ДПО

Я.Flow — английский

По идее, большая часть продуктов самодостаточные, и кажется, Яндекс еще не приступил к экосистемизации своих продуктовых линеек. 

Кстати, Яндекс показывает отличный пример того, зачем нужна экосистема, когда теперь в Яндекс.Лавке можно выбрать диапазон доставки товара из маркета, и тебе его привезет курьер из ближайшей логистической точки лавки. А так в образовательных проектах Яндекса частично используются внутренние IT-продукты. Но нас еще ждет время, когда будет крайне сложно купить лиды в директе, так как там будет один Яндекс. C другой стороны, начав большую часть своих проектов как лидгены в рекрутинге и поиск талантов, в чем, кстати, очень преуспел, пока что существенной конкуренции ни в одной нише продукты не представляют. Хотя не сомневаюсь, что через годик-два Практикум, завершив этот год с 1+ млрд выручки, будет больше Скилбокса (но это не точно).

Mail.ru Group

Кажется, что большинство проектов в образовании уже тут, те кто не тут, скоро будут тут.

Какие продукты уже куплены или проинвестированы:

ДПО: 

  • Skillbox — крупнейший игрок и ДПО и Edtech в России (по 2020 году сделали порядка 4,5 млн выручки, это уже больше чем бюджет топового вуза, например уровня МФТИ) 
  • Skillfactory 18,31%
  • Geekbrains, крупнейшая и старейшая на сегодняшний день школа по обучению технологиям онлайн полностью довыкулена Mail ru и присоединится к экосистеме ДПО, скорее всего, растворившись в ней.

После недавнего присоединения Учи.ру, инвестору не хватает лишь, пожалуй, сильного языкового и хобби-направлений в этом пазле. 

Экосистема ли это? Я не уверен, так как хоть инвестор и один, но систематизировать это все будут еще долго, но точно будут, так как компания не исключила IPO своей образовательной экосистемы, а игроки в нее сейчас вошли очень сильные. Посмотрим, что выйдет с учетом того, что будет разрабатываться единая образовательная платформа. И с большими планами на развитие образования и у VK, куда ушел в 2020 году из Фоксфорда Владимир Алешин, на позицию руководителя департамента образовательных инициатив, возможно, как раз через VK всех и замкнут. 

Сбер. У Сбера большие планы на образование, и начнут (точнее, начали) они уже с классического на рынке государства. 

Школьная цифровая платформа. Софт + контент для школ с уникальной программой, руку к которой приложили такие зарубежные эксперты, достаточно понятные заходы в школы (софт + железо) дают им существенное конкурентное преимущество, а то, что подход пока что не понятен преподавателям, так это лишь вопрос времени. Кстати, платформу для изучения английского языка они используют Skyeng, что очень приятно.

«Школа 21» — офлайн и по факту СПО образовательная инициатива Сбербанка, основанная на методике «школы будущего», используемой в инновационной французской школе программирования "Ecole 42" с 2013 года. 

«Школа 21» готовит специалистов мирового уровня в области информационных технологий (IT) по уникальной образовательной методологии: без учителей, без лекций, без оценок. В основе методики лежит метод peer-to-peer («равный равному»), или коллективное обучение. Обучение в Школе 21 бесплатно.

Свежая новость о том, что Дмитрий Волошин (основатель обучающей платформы для IT-специалистов Otus.ru) стал партнером фонда Fort Ross и будет отвечать за EdTech 100% добавит жизни на рынок инвестиций в образование. А то все Mail да Mail.

Плюс не стоит сбрасывать со счетов корпоративный университет Сбера, который обучает сотни тысяч сотрудников в год и уже активно продает свои курсы на открытом рынке, мне кажется, пока что больше на B2B, что логично, но это опять же вопрос времени. 

Ну, и стоит не забывать, что Сбер, купив портал Rabota.ru, легко сможет выстроить полный цикл от обучения детей, потом подростков, студентов, повышать квалификацию и потом их трудоустраивать. Что очень логично. 

Нетология групп. Если Нетология-групп включает в себя 

Дети:

Фоксфорд — из интересного, есть полностью дистанционная школа гос. образца.

ДПО: 

Языки: 

WordikaТо в Talent Tech еще входят ряд HR-tech проектов и сама группа Нетология, и тут, в продолжение логики Сбера, коллеги строят долгоиграющие планы на полную цифровизацию пути человека и сопровождение его: когда каждый ученик будет понятен с первого класса и в дальнейшем, исходя из своих склонностей, пожеланий сможет получить профессию, быть трудоустроенным и дальше развиваться в концепции life long learning. Все про это говорят, а вот как мне кажется, у ребят самые большие успехи в этом. Подробнее про часть Нетологии в ютубе Максима Спиридонова.А если же говорить про Нетологию, то, по моим ощущениям, коллеги первые поняли, что всех методистов и контент-продюсеров на рынке не схантить, и открыли проект EdMarket, куда стянули отличное методическое сообщество. В конце прошлого года по их стопам пошел Skillbox, открыв и внутренние курсы, и публичные, лучших выпускников которых на их месте я бы даже не отпускал, а сразу трудоустроил. 

Skyeng. Спросите вы: где Skyeng и где экосистема?

А давайте посмотрим. Во-первых, компания осталась последней независимой на рынке образования, uchi.ru были до декабря предпоследним бастионом. Во-вторых, Skyeng уже давно не только английский и математика, но 16 предметов школьной программы: рабочие тетради Skysmart совместно с издательством Просвещение за 2020 год получили приличную долю в 2+ млн активных учеников (из 16, у Uchi.ru до 8 млн) и более 100000 активных преподавателей. 

В-третьих, компания развивается в классике платформенного экосистемного подхода, и например, на запуск школьного проекта в пандемию ушло 2 недели.  И используя активную базу в 150 000 активных учеников, осуществляет органическое переливание трафика, существенно снижая стоимость привлечения (CAC)

Естественно, будет и расширение линейки детского направления, будут и другие продукты для следующих ниш.   

Посвятив последние 2 года большому количеству образовательных исследований и повышения качества образовательного продукта, с января компания открыла базовую кафедру совместно с Институтом образования ВШЭ.

В рамках базовой кафедры фокус будет на исследовании вовлеченности и мотивации учеников в онлайне, эффективности обучения и преподавания, применении образовательной аналитики и моделирования, будут развиваться подходы и доказываться их работоспособность в реальностях цифровой дидактики.

Подробнее про планы на развитие вы можете посмотреть в постах и интервью Гоши Соловьева. 

Ну, и вишенка на торте — МТС.

Компания давно и долго выходит на рынок и школьного образования и профессионального. Они обладают достаточно сильным корпоративным университетом, и я уверен, что в скором времени у них это получится. Особенно с учетом бешеной активности венчурного фонда материнской компании Sistema VC.

Забыл ли я Ростелеком с их Лицеем? Не забыл, когда ребята раскачаются, тогда и добавим. Будет ли в скором времени ВТБ на этой карте? Вполне возможно. Но см предыдущий пункт. Придет ли в эту нишу Тиньков? Не исключаю. Но пока ни у одного из вышеупомянутых игроков ИТ рынка нет ярко выраженной стратегии и системного подхода. 

PwC выделяет еще 4 важных преимущества построения экосистемы: Прозрачность. Они имеют полное сквозное видение Операционной экосистемы.

  • Совместное использование данных в режиме реального времени. Все участники цепочки создания стоимости видят информацию одновременно.
  • Расширенное взаимодействие. Взаимодействие с партнерами (такими как поставщики) развивается органично, становясь более глубоким и синергичным, как того требуют решения в цепочке создания стоимости.
  • Незамедлительное реагирование и гибкость. Реакция в режиме реального времени на изменение спроса от конечных клиентов и незамедлительные действия на уровне планирования и реализации на всех уровнях.
  • Коннективность. Бесшовная интеграция внутреннего и внешнего управления жизненным циклом продукта, управления цепочкой поставок и информацией о клиентах обеспечивает условия для связной сквозной цепочки создания стоимости от создания продукта до его доставки потребителю.

При этом интересная история происходит и на уровне LMS и подхода UGC, когда авторы сами создают свои курсы, как это происходит на Coursera или Udacity, которые, как мы знаем, уже более чем единороги. 

Еще не подъехали данные за 2020 год, там есть инсайды про 44 млрд рублей, но в 2019-м у GetCourse.ru было32,2 млн лидов и  18 млрд рублей оборота курсов авторов, кто разместил их на платформе. Понятно, что это не выручка компании, но эти школы сгенерировали в 2 раза больше, чем весь топ-10 крупнейших игроков ed tech того года. Это к вопросам скептиков, кто переживает, что онлайн умирает.

Как говорится: Собаки лают — караван идет...

В интересное время мы живем, друзья. И то ли еще будет! 

Кстати, заходите ко мне в Telegram-канал Образование, которое мы заслужили. Там я рассказываю про тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования. Веб дизайн в цифре и цифра в образовании.