Все записи
21:28  /  16.02.21

392просмотра

Как политические волнения отражались в искусстве

+T -
Поделиться:

Искусство отражает не жизнь, а зрителя, уверял английский писатель Оскар Уайльд. С ним можно поспорить, ведь в истории живописи немало картин, запечатлевших яркие события, в том числе политические, которые нашли отклик в душе самих художников.

Искусство и политика: Гойя, Давид, Делакруа

Раскинутые, как на кресте, руки главного героя на знаменитом полотне Франсиско Гойи «Третье мая 1808 года в Мадриде» (вариант названия — «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года») символизируют Христа, который принес себя в жертву за все человечество. Картина была написана в 1814-м, спустя 6 лет после драматичных событий. Хотя художник не был непосредственным свидетелем трагедии, он зримо передал атмосферу насилия — казни испанских повстанцев французскими солдатами, подавившими восстание. В свойственной ему манере маэстро выполнил работу, не пытаясь приукрасить действительность, но точно передавая суть.Франсиско Гойя. Третье мая 1808 года в Мадриде. 1814 г.

Франсиско Гойя. Третье мая 1808 года в Мадриде. 1814 г.

Яркий представитель французского неоклассицизма Жак Луи Давид отправился в Вечный город, чтобы писать сюжет, рассказанный древнеримским историком Титом Ливием, «на месте событий». Согласно повествованию Ливия, трое братьев-римлян из рода Горациев должны были сразиться с тремя братьями Куриациями — лучшими воинами из Альба-Лонга, чтобы исход их поединка решил давний спор и противостояние двух враждующих городов. Автор передал момент, когда Горации клянутся прийти с победой или погибнуть, а их отец вручает идущим на смерть сыновьям мечи. В контексте эпохи «Клятва Горациев» была воспринята современниками Давида как символ бесстрашия революционеров.

«Если я и не сражался за свободу отечества, то, по крайней мере, должен прославить эту свободу», — так, по свидетельству современников, Эжен Делакруа сказал своему брату о сюжете картины «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»), написанной в 1830 г. Именно она стала одной из самых узнаваемых и знаменитых из большого числа других произведений французского мастера. Возможно, потому, что сам автор был современником событий, а главное — симпатизировал восставшим, когда в июле 1830-го Париж поднялся против монархии Бурбонов.

История в живописи. Россия

Очень ярко и зримо политические события ушедших эпох оживил русский художник Василий Суриков, о котором Максимилиан Волошин, составивший биографию художника, сказал, что в ХХ век пришел мастер, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веках отечественной истории. В числе наиболее известных в этом ряду — картина «Утро стрелецкой казни», изображающая события, которые последовали после бунта 1698 года. Не менее знаменита его работа «Степан Разин», посвященная волнениям, начавшимся в апреле 1670 года и перешедшим в войну крестьян и казаков с царскими войсками. Стал хрестоматийным и рисунок Карла Кольмана «Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади», сделанный через 5 лет после попытки государственного переворота.

Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Рисунок Кольмана из кабинета графа Бенкендорфа в Фалле. 1830-е гг.

Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Рисунок Карла Кольмана из кабинета графа Бенкендорфа в Фалле. 1830-е гг.

Хотя авторы не всегда были свидетелями запечатленных ими событий, это не помешало им передавать атмосферу и детали эпохи зримо и образно. В этом смысле «повезло» Валентину Серову, который создал в беспокойных 1905–1906-м ряд работ на революционные темы буквально с натуры (например, «Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?» и «Разгон казаками демонстрантов в 1905 году». Ведь 9 января того года он находился в Академии художеств в Петербурге и видел расстрел демонстрации.

Известному скульптору Сергею Коненкову события того же 1905-го, заставшие его в Москве, помогли создать целый цикл портретов участников боев на Пресне (один из них — «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»), а в 1917-м он уже участвовал в реализации плана «монументальной пропаганды».

Талантом (и желанием) запечатлевать историю обладали и другие мастера: Эль Лисицкий откликнулся на события эпохи работой «Красным клином бей белых», в которой активно использовал супрематический язык Малевича в политическом (революционном) контексте, и Кузьма Петров-Водкин — автор «Петроградской Мадонны», трактовавший библейский сюжет с учетом текущей политситуации. Борис Кустодиев, написав знаменитого «Большевика», тоже поддался веянию времени: отойдя от идиллических гуляний, создал портрет героя эпохи и символ революции.

Часто периоды кризиса вызывают к жизни провокационные художественные произведения. Так, одним из примеров современного искусства может послужить акция арт-группы «Э.Т.И.», которая состоялась на Красной площади в Москве 18 апреля 1991 года, она прошла под названием «Э.Т.И. — текст». А также работы Тима Радя — одного из наиболее известных современных представителей стрит-арта, которого Forbes внес в список «Самых перспективных молодых художников России». Свои тексты и инсталляции, которые, как правило, имеют большой резонанс в обществе, он размещает так, чтобы они были видны отовсюду. Арт-объект Future («Будущее») был сделан им летом 2020-го совместно с фестивалем документального кино Beat Film Festival. Автор сопроводил его единственной фразой: «Огонь должен жечь», а в комментарии сказал, что для него главное впечатление от событий последних месяцев — то, как быстро исчез образ будущего. Другая созданная им надпись, гласит: «Что мы будем делать завтра, если сегодня некому верить?» В основе концепции T-Radya — не визуальная составляющая, а смысл, который несут создаваемые им фразы и инсталляции.

Тим Радя. FUTURE. 2020 г.

Тим Радя. FUTURE. 2020 г.

Обычно предметы искусства рассматриваются с эстетической точки зрения — как то, что радует глаз, воздействует на сферу чувств и эмоций. Однако некоторые художники используют их как инструмент влияния на политику, надеясь таким образом произвести изменения в мире. Вероятно, именно об этом Пабло Пикассо сказал однажды, что живопись создается не для украшения жилища, а является инструментом войны для атаки и победы над врагом.