Все записи
17:30  /  22.12.20

316просмотров

Как воспитать в ребенке ответственность?

+T -
Поделиться:

Давайте разберемся, что такое контроль, а что такое самоконтроль. Человек может быть:

  • Контролируемым извне. Это когда человек не самостоятельно принимает решения, а ему постоянно подсказывают, какие решения нужно принимать. Рассмотрим на примере футбола: тренера и игроков. Игрок, который постоянно контролируем извне - это игрок, которому тренер постоянно говорит “так беги”, “сюда встань”, “сюда пни мячик”. Такой игрок сам не определяет, куда ему бежать, когда подавать пас и слушает только тренера.
  • Обладающим самоконтролем. Самоконтроль - это когда ты можешь сам решать, что тебе делать. В случае с футболистами - игрок сам принимает решение, куда ему бежать, в какой угол и кому подавать пас, сам знает правила игры, сам выбирает лучшую стратегию, сам может оценивать ситуацию.
  • Обладающим самоконтролем и способностью контролировать других. То есть, ты берешь ответственность ещё и за окружающих людей. Ты можешь принимать точку зрения других людей и помогать им принимать решение. На примере футбола - игрок видит, что его товарищ стоит в лучшей зоне, и понимает, что, даже несмотря на то, что он сам мог бы добежать до ворот и забить гол, выгоднее передать мяч товарищу, стоящему в более удачной позиции. То есть, он таким образом даёт возможность другим игрокам с лучшей стратегией сделать свой ход.

Контроль очень связан с ответственностью. Если у нас высокий уровень самоконтроля, то у нас и высокий уровень ответственности. Если у нас уровень контроля не только за себя, но и за других, то у нас уже появляется ответственность за свою команду, за результат команды, а не только за себя. Если же у нас полностью отсутствует самоконтроль, то есть, нас контролируют другие, это значит, что уровень ответственности у нас тоже минимальный.

Очень важно, чтобы у ребенка развивался и самоконтроль и ответственность. Плюс ещё способность контролировать других с ответственностью за команду. Так как же это сделать?

Это очень просто: дать ему эту ответственность. То есть, убрать свой повышенный контроль, не быть тем самым тренером, который постоянно говорит “иди сюда, встань сюда, сделай то” и так далее. Если мы начинаем сильно контролировать своего ребенка, то мы забираем у него самоконтроль и ответственность, и тогда мы получаем роботичного ребенка.

Очень важно это делать не только самим, а также посмотреть на окружение, в котором ребёнок находится. Например, в школе, где он проводит много времени. Если учитель на уроке не даёт самостоятельности детям, только постоянно указывает им что делать, сам является игроком, он отнимает у них ответственность, мешает развитию самоконтроля.

Ребёнок не учится и не знает сам, куда двигаться и что делать. Таким образом детей могут превратить в роботов. Очень важно, чтобы ребенок не был в среде, где его превращают в робота или солдата. То есть, нужно выбирать среду, где у него будет возможность брать ответственность за себя и за команду и таким образом контролировать себя, других и результат.