Все записи
16:30  /  19.01.21

886просмотров

Как помочь ребенку избежать токсичного окружения?

+T -
Поделиться:

Как ребенку избежать окружения, которое выводит его из ресурсного состояния?

Существует два вида состояний: ресурсное и нересурсное. Ресурсное - это когда у нас внутри есть ресурсы для того, чтобы создавать, действовать, чувствовать себя прекрасно. А нересурсное - когда у нас не хватает внутренних ресурсов для полноценной жизни.

Итак, ресурсное - это когда ты уверен в себе, уверен в том, что тебя окружает, когда у тебя есть силы, энергия, удовольствие, драйв творчества, уверенность, ясность мысли. Нересурсное - когда ты не уверен, когда чувствуешь беспокойство, подавленность, апатию, слабость, страх и злость, а сознание упирается в мыслительный тупик.

Если вы заметили у своего ребенка нересурсное состояние, то, конечно, нужно работать с ним самим, но не менее важно посмотреть на его окружение. Потому что, вероятнее всего, в окружении появились так называемые “токсичные люди”. Давайте с этим разберемся. Для того, чтобы у ребенка не было нересурсного состояния, необходимо, чтобы он сам понимал, что это зависит в том числе и от окружения, в котором он находится, умел распознавать так называемое токсичное окружение.

Неправильное окружение можно поделить на три крупные группы: окружение давления, манипуляторов и токсичных людей.

Люди, склонные к давлению обычно используют запугивание, шантаж, то есть, вселяют какой-то страх. Вторая группа - манипуляторы. Манипуляция - стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной тактики в своих интересах. И токсичные собеседники - это те, у которых все всегда плохо, они всегда недовольны, уверены, что всегда правы, слышат только себя. Они мастера непрошеных советов и пассивно-агрессивных наездов, больше говорят, чем слушают, говорят гадости, говорят только о себе. Они невежливы с другими людьми.

Что же делать, если ваш ребёнок в нересурсном состоянии, вы обратили внимание на его окружение и обнаружили давление, манипуляции или просто токсичных собеседников?

Если вы можете вырвать ребенка из этого окружения, вырывайте! Ему не нужно в нем оставаться. Если вы не можете вырвать его из этой среды, тогда научите его, расскажите, что есть такие люди, чтобы он мог их распознавать, и это его не беспокоило. Тогда он либо сам примет решение, потихонечку будет избегать таких людей, выйдет из этой команды, либо будет вести себя соответственно с этими людьми.

Как же правильно вести себя с такими людьми? Если на нас оказывают давление, запугивают и так далее, мы должны использовать принцип айкидо. То есть, первое - дать агрессору выпустить пар. Потом назвать всё, как есть. Так и сказать, что мне очень неприятно, мне очень жаль, что ты так общаешься, и что меня очень разочарует, если такое будет повторяться. По сути, проговорить свои ожидания от этого человека, заявить о себе спокойно.

Если рядом с вами манипулятор, вы чувствуете, что он скрытно воздействует на вас полуправдой, то есть три пути решения такой проблемы. Первый - это подыграть манипулятору. То есть, когда мы его уже распознали, мы можем просто ему подыграть, нас же теперь это больше не беспокоит. Второй - вскрыть манипуляцию, озвучить ее как есть, обличить его перед другими людьми. Третий - перевести эти манипуляции в какое-то положительное русло.

Если с вами токсичные люди, первое - обязательно отстаивайте свои личные границы и не позволяйте продавить их. Второе - обязательно показывайте уверенное поведение. Уверенность - это и манера держаться, и манера разговаривать, и манера смотреть прямо в глаза. Это все придаст внешней уверенности. Также может сработать прямой вопрос: “Что ты хочешь этим мне сказать?”

Обращайте внимание на состояние своего ребенка, обучайте его выбору окружения и умению распознавать токсичных людей. Потому что окружение влияет на нас в 70% случаев. Поэтому ищите максимально позитивное и вдохновляющее окружение для своего ребёнка.

 

Комментировать Всего 4 комментария

Алла, мне кажется, что Ваши советы несколько неуниверсальны.

Во-первых, для детей какого возраста они даются?

Во-вторых, давайте промоделируем Вашу схему на детях младшего школьного возраста. Наученный родителями ребенок подходит к обидчику, который оказывал "давление" и говорит: "мне очень неприятно, мне очень жаль, что ты так общаешься, и меня очень разочарует, если такое будет повторяться." А рядом стоят друзья обидчика и его "последователи". Вы верите, что ребенка не поднимут на смех? Правда? И не скажут - а мне все равно (в иных выражениях), что тебе неприятно? Или - давай, я еще тебе так сделаю, чтобы еще неприятней было.

Не говоря уж о том, что если на ребенка оказывают давление, то ему страшно подойти и высказать то, что Вы рекомендуете (Надо сказать, что это не детская лексика и скорее всего не российская - типично для американской литературы. Кроме того, ребенок их не запомнит, а обидчик скорее всего не поймет). Нормальная психосоматическая реакция ребенка в этой ситуации - ноги не идут, язык не слушается. Чтобы ребенок мог это сделать, он должен находится в ресурсном, расслабленном состоянии:)

Елена, Вы абсолютно правы, что маленьким детям, да и взрослым, очень сложно правильно реагировать в ситуации подавления.

И это результат того, что у нас в школах (и в семьях) не обучают основам коммуникации, не рассказывают про подавление и токсичных людей и т.д. Если мы будем прививать грамотность общения в семьях и в школах, то количество подавления и токсичного поведения существенно снизится. Именно об этом я и пишу. Если детей с 1 класса обучать правилам общения, эмоциональному интеллекту, рассказывать про токсичных людей, поверьте, вся группа не допустит появления токсичного поведения. Проверено опытом)Если Вы- мама, также нужно обучать своего ребенка, он будет распознавать таких людей, обходить стороной, и, важный момент есть в статье- уверенно держаться. И точно не скрывать от ребенка, как вести себя с такими людьми, даже если ему сложно это делать.Но самое главное, что мы , как мамы должны сделать – найти правильное окружение для своего ребенка. И, если видим подавление, с которым ребенок не может справиться, менять окружение! 

Алла, да, я - мама троих детей Вашего возраста:). В Германии, где я живу уже 23 года в школе с первого класса проводят уроки этики, где как раз и обучают детей основам этичного поведения. Только массово это не работает и никакой класс не действует в соответствии с Вашими словами:" вся группа не допустит появления токсичного поведения." Все как везде. Есть моббинг, токсичность, манипуляции и нельзя посещать школу не по прописке - то есть поменять ее очень сложно. За исключением частных школ, которые не слишком распространены, есть не везде и недешевы. Во многих частных школах проблем тоже хватает.

Сработать, то, о чем Вы пишете, может только в маленьких группах с вовлеченными педагогами. Поэтому это не универсально.

В России родитель тоже не всегда может поменять окружение ребенка - в поселке одна школа, например, или родитель не может возить ребенка. Поэтому смена окружения - тоже не универсальный совет. Кроме того, менять окружение необходимо в редких случаях, так как это избегание проблем, но не решение. Это как в дождь учить ребенка сидеть дома, а не пользоваться зонтом или дождевиком. Если ребенок вырастет в таких мягких условиях, где не будет токсичных, давящих, манипулирующих, то он не научится существовать в реальной жизни.

Вы пишите :" важный момент есть в статье- уверенно держаться." Извините, но из Вашей статьи неясно, как ребенок может научиться уверенно держаться.

Я уже написала, почему предложенная Вами модель общения ребенка с "давящими" не будет работать в реальности. В реальности есть дети из социальной или этнической среды, где подавлять другого - добродетель. И обходить таких детей далеко не всегда получится.

Да, Елена, я поняла, что у Вас другой опыт.Тем не менее, все , что написано, это только из практики. Я мама 4-ых детей и учредитель частной школы. И мой опыт говорит именно то, что я написала. Так что по-разному бывает)Желаю Вам разобраться в ситуации поглубже, и найти положительный опыт! (в переписке вряд ли можно разобрать данный вопрос глубоко) Удачи Вам!