Все записи
15:58  /  25.01.21

1318просмотров

Как вырастить из ребенка лидера?

+T -
Поделиться:

Существует теория об основных стратегиях развития человека, согласно которой, в процессе взросления мы все проходим через четыре этапа.

Первый этап - паразитизм. Паразитизм - это когда мы выживаем за счет другого человека. И это нормально, например, когда мы рождаемся, нам всем необходима мама, мы пьем молоко, она нас кормит. Папа нас защищает. То есть, мы по сути паразитируем. Если говорить о взрослом состоянии, когда ребенок вырастает, это может выражаться в том, что, допустим, у девочки будет главная цель в жизни - просто найти себе богатого мужа, чтобы жить за его счет, паразитировать на нем.

Второй этап в развитии - это аутсайдер, то есть, когда мы вне игры, нам ничего не нужно, мы несем ответственность только за себя. Этот этап мы тоже всегда проходим, в процессе взросления. Когда дети и подростки переходят из позиции “всё интересно, всё хотим” в состояние “нам ничего не нужно”. Этот этап тоже важный для самопознания. Иногда в него мы возвращаемся во взрослом возрасте, в так называемый здоровый аскетизм - когда нужно уметь затянуть пояса и отказаться от всего лишнего для достижения чего-то большего.

Третий этап - это героизм. Это когда человек не думает о себе, он один, но он героически преодолевает все свои препятствия, этакий юношеский максимализм. Иногда это проявляется в спорте, иногда в учебе. Во взрослом возрасте мы проходим этот этап, когда ведем команду за собой, жертвуем своими интересами ради других.

Четвертый этап - это лидерство. То есть, когда человек становится лидером в команде, строит систему, когда он имеет цель и ведет всех собой, меняет мир вокруг себя, получает удовольствие от новых проектов и задач, приумножает ресурсы.

Если мы растим лидеров, это долгий путь. Путь осознанный, но достижимый. Нужно понимать, что эту четверку: паразитизм, аутсайдер, героизм и лидерство - мы проходим постоянно. Нельзя стать лидером, не пройдя предыдущие этапы. Мы проходим каждый виток развития, снова начиная спираль, опираясь на кого-то, потом самостоятельно, далее героически и наконец в качестве лидера.

Если лидерство - это способность вести за собой, как мы можем научить этому ребенка?

Здесь нужно чуть больше мастерства. Кого можно в первую очередь повести за собой, на ком потренироваться? Конечно же на своей семье, на родителях, братьях, сестрах. Очень важно иногда позволить ребёнку принять решение, например, куда мы пойдем на выходных, и дальше спросить у него: «во сколько?». И позволить ему напомнить всем с утра то самое время, когда нужно куда-то выходить, напомнить всем, куда мы идем, и ко скольки нам нужно быть.

Очень хорошо в этом случае работают и планы, которые можно написать на большом листе и повесить на стену. То есть, если вы с ребёнком наметили какие-то цели, его личные или семейные, самые основные, но не более семи, выпишите и повесьте их на стену. И каждый день обращайте внимание, выставляйте плюсики/галочки, в зависимости от того, что сделал ребенок, чтобы добиться цели. Например, ребёнок хочет выучить английский. Каждый день вечером подводите итоги, спрашивайте: «что ты сегодня сделал, какие шажочки для того, чтобы выучить английский?». Как минимум, в этот момент он станет ответственным за себя, станет причиной для себя и будет учиться тому, как можно идти к результату. А потом он сможет повторить это, но уже со своей командой, со своими друзьями, в своем проекте. Это развивает навык планирования и достижения цели.