Все записи
15:07  /  16.02.21

402просмотра

Как развить предпринимательское мышление у ребёнка и когда это начинать делать?

+T -
Поделиться:

Добрый день. Сегодня я хочу рассказать, как развить три навыка, которые сделают вашего ребенка предприимчивым, и зачем это нужно.

“Зачем ребенку предпринимательское мышление?” - удивятся некоторые из вас. А некоторые решат, что пусть он сам разовьет его в себе, когда вырастет. Вдруг он не захочет стать предпринимателем, а станет доктором или ученым.

Давайте начнем с того, что же такое “предпринимательское мышление”.

Предпринимательское мышление - это способность предвидеть возникающие потребности и создавать что-то новое, это умение рисковать, брать и нести ответственность за свои идеи, вести за собой других людей. Хотели бы вы, чтобы такие качества были у вашего ребенка?

Конечно, любой разумный родитель хочет, чтобы его ребенок умел генерировать идеи, нес ответственность и был способен вести за собой людей. И, всё-таки, нам бы хотелось, чтобы предпринимательское мышление и навыки были у ребенка прямо с детства.

Давайте по порядку: как же сделать так, чтобы генерация идей стала навыком у ребенка? Навык - это наша способность действовать, которая доведена до автоматизма с помощью постоянного повторения и применения.

Начнём с самого простого метода генерации идей - мозгового штурма. Вы можете применять его дома хотя бы раз в неделю. Например, вы собираетесь в путешествие или просто планируете, чем заняться на выходных. Или просто решаете, что приготовить сегодня на ужин. Даже если вы знаете ответ, обязательно вовлеките своего ребенка в мозговой штурм по этому вопросу. Уверена, что он накидает кучу всяких идей. И здесь нужно ваше мастерство, чтобы обязательно хоть одна из его идей была реализована. Постоянно призывайте его к участию в таких мозговых штурмах, и у него автоматически будет развиваться этот навык генерации идей.

Так вы одновременно убьете двух зайцев. Ваш ребенок будет уметь не только генерировать идеи, но и брать ответственность за себя и за группу. В этот момент он будет чувствовать ответственность за семейные дела, то есть, будет понимать, что он тоже участвует в организации семейных планов, решении семейных вопросов. Что такое ответственность? Это состояние “я - причина”, помогая ребенку стать причиной с помощью таких мозговых штурмов, мы растим в нем это качество.

Ещё один прекрасный простой метод генерации идей, который можно всегда применять ребёнком - это метод SCAMPER. Он заключается в том, что с помощью таких вопросов, как “что здесь можно поменять?”, “что здесь можно заменить?”, “как и с чем это можно комбинировать?”, “можно ли что-то добавить?”, “а можно ли применить это для чего-то другого, или удалить несколько частей?” подтолкнуть мозг ребенка генерировать новые идеи относительно любой простой ситуации.

Ваш ребёнок может озвучивать какие-то идеи, либо вы сами её выскажете. Всегда можно опереться на эти вопросы и попробовать что-то в ней изменить или добавить. Главное - делайте это постоянно, не менее чем раз в неделю, чтобы генерация идей стала навыком.

Еще одна важная составляющая предпринимательского мышления - это ответственность. Мы уже немного коснулись этого, увлекая своего ребенка в мозговой штурм, тем самым, делая его причиной и автоматически развивая в нем ответственность. Но это еще не все.

Очень важно помочь ребенку взять эту ответственность. Иногда кажется, что он слишком маленький, и нам проще самим за него все сделать. Например, помыть посуду, собрать игрушки, решить, что ему надеть. В этот момент мы забираем у него ответственность, забираем его причинность. Тогда он не является причиной в этих вопросах, причиной являетесь вы, значит, ответственность лежит на вас. Очень часто любознательные малыши, которые с рождения хотят иметь ответственность, у которых горят глаза, и которые готовы генерировать идеи, могут побежать на кухню и стараться помогать маме: мыть посуду, готовить, расставлять тарелки. А мама не дает им этого сделать, говорит: «не надо, я сама». Знакомая ситуация? В этот момент мы просто забираем их причинность и тем самым убиваем ответственность.

Чтобы у ребенка росла ответственность, дайте ему ее. Это действительно иногда требует какого-то времени. Пусть ребенок, даже если он ещё маленький, делает какие-то простые дела по дому, тем самым создавая свой вклад в семейное дело. Если он уже постарше, то обязательно нужно поручить ему какую-то область, за которую он будет отвечать самостоятельно. Пусть это будет маленькая область, но, тем самым, из маленькой области будет расти огромная ответственность ребенка.

Как только ребёнок научится считать, что происходит к классу третьему-четвертому, дайте ему ответственность за какие-то деньги. Либо за карманные деньги, которые он может копить на что-то своё, либо деньги на какое-то постоянное семейное задание. Например, он отвечает за питомца. Вы даете ему на месяц сумму, а он должен распределить её так, чтобы этих денег хватило, и его питомец был всегда накормлен.

И третий навык предпринимательского мышления - это лидерство, способность вести за собой.

Здесь нужно чуть больше мастерства. Кого можно в первую очередь повести за собой, на ком потренироваться? Конечно же на своей семье, на родителях, братьях, сестрах. Очень важно иногда позволить ребёнку принять решение, например, куда мы пойдем на выходных, и дальше спросить у него: «во сколько?». И позволить ему напомнить всем с утра то самое время, когда нужно куда-то выходить, напомнить всем, куда мы идем, и ко скольки нам нужно быть.

Очень хорошо в этом случае работают и планы, которые можно написать на большом листе и повесить на стену. То есть, если вы с ребёнком наметили какие-то цели, его личные или семейные, самые основные, но не более семи, выпишите и повесьте их на стену. И каждый день обращайте внимание, выставляйте плюсики/галочки, в зависимости от того, что сделал ребенок, чтобы добиться цели. Например, ребёнок хочет выучить английский. Каждый день вечером подводите итоги, спрашивайте: «что ты сегодня сделал, какие шажочки для того, чтобы выучить английский?». Как минимум, в этот момент он станет ответственным за себя, станет причиной для себя и будет учиться тому, как можно идти к результату. А потом он сможет повторить это, но уже со своей командой, со своими друзьями, в своем проекте. Это развивает навык планирования и достижения цели.

Так можно маленькими шажочками помогать детям генерировать идеи, брать на себя ответственность, идти к своей цели.