Все записи
00:25  /  29.04.21

1493просмотра

"Два правильных вопроса": как юристу написать статью для СМИ без единой правки редактора

+T -
Поделиться:

  Наверное, нет юриста, который не сталкивался бы с такой ситуацией: маркетолог принес запрос на публикацию статьи в крупном СМИ, а у вас как раз есть отличный инфоповод, куча знаний по теме и вагон времени до дедлайна. Вот оно, медиа-счастье! Воодушевленный, вы стараетесь, пишете материал, он обещает быть четким и звонким, насыщенным терминологией, но при этом понятным и школьнику, и директору завода…  А на выходе получается тяжелая нудная статья из Большой Советской энциклопедии.  Вздохнув, вы отсылаете материал редактору СМИ, он возвращает его вам искромсанным до неузнаваемости, вы злобно пьете пустырник, он – коньяк, число правок зашкалило за полсотни, а дедлайн закончился еще вчера. В итоге текст все-таки выходит, но в последний момент, а редактор и автор полны взаимного недовольства.  Бывает, что из-за нехватки времени юрист поручает писать текст штатному пиарщику или маркетологу – в таких случаях обоюдное недовольство сторон можно возводить в степень.  Однако ощущения, что вы готовите публикацию наощупь и движетесь по тексту, как по минному полю в ластах, можно избежать, если идти шаг за шагом.

Шаг первый. Задаемся вопросами

  Итак, если вы юрист, твердо вознамерившийся написать статью в СМИ, но ваш мозг уже неделю чахнет над пустой страницей Word, или в готовом материале вам что-то неуловимо не нравится — это значит, что внутри у вас нет четкого алгоритма работы и ответов на два важных вопроса.  На всевозможных форумах и конференциях эксперты регулярно выпытывают у юридической публики: «Зачем вы пишете статью в то или иное медиа?». Считается, что в осознанном ответе на этот вопрос и кроется секрет писательского успеха. На самом деле ваше «зачем» может быть каким угодно: затем, чтобы насолить конкуренту, потешить собственное тщеславие, найти потенциального работодателя или порадовать маму. Причины, по которым автор пишет текст, это его личное дело.  А два вопроса, которыми действительно стоит задаться – «кому» вы адресуете свой текст и «как» вы это делаете.

Шаг второй. Определяем адресата

  Выясняем, «кому мы пишем». Любой текст – это рассказ, и верный тон будет зависеть от того, кого вы назначите в читатели.  Представьте аудиторию, которая вам интересна. Юридическое сообщество или бенефициары бизнеса? Потенциальные инвесторы или вчерашние банкроты? Какое улучшение вы привнесете в их мир, какую правовую проблему решите, чтобы после публикации они бросились искать вас на сайте или по сарафанному радио?  Что делать надо: определить, кто ваша целевая аудитория, и сразу писать для нее. Что делать не надо: пытаться объять необъятное и писать универсальный текст для всех. Обычно получается пропагандистско-назидательный жидкий суп объемом в половину газетного листа, читать который мучительно скучно.  Как только вы определились с адресатом, переходите к вопросу «как писать». Здесь можно действовать по следующему алгоритму.

Шаг третий. Выстраиваем структуру

  Начало, середина и конец – основа основ всех историй мира: пост в фейсбуке, научная статья или пятитомный роман должны чем-то начинаться, логично продолжаться и, ко всеобщему счастью, заканчиваться. А тезис, антитезис и синтез – фундамент всех журналистских, да и не только, текстов. В той юридической истории, которую вы рассказываете, оба этих постулата можно совместить.  «Мы тут о серьезных вещах говорим, а не байки травим», сердито возразят юристы. Но дело в том, что вы всегда, независимо от выбранных информационных площадок, действительно рассказываете людям историю, в которой передаете свой профессиональный опыт. И ваш адресат обратит внимание на текст, где герои похожи на него, находятся в аналогичной с ним ситуации, со сходными задачами и препятствиями – а потом ему станет любопытно, какое развитие получит этот сюжет и какие действия юристов приведут (или нет) к достижению конечной цели.  То есть специализированный текст, который вы пишете, следует четко структурировать: он должен содержать правовую проблему, контр-проблему, понятный конфликт и итоговое юридическое решение.

Шаг четвертый. Находим врага

  Кстати, о конфликтах. Вам будет гораздо проще создать динамичную и интересную юридическую историю, если вы покажете в ней противостояние.  Антагониста реально отыскать в тексте на любую правовую тему. В злобные противники можно записать ФНС, российские суды, антимонопольную службу, коронавирус и даже революционные идеи Октября – лишь бы рассказчик (вы) или адресат могли проявить в борьбе с ним свои лучшие профессиональные качества и добиться какого-то результата.

Шаг пятый. Вычищаем терминологию

  Одно из главных условий для создания хорошего текста: люди, которым он адресован, должны понимать, о чём идет речь.  В случае, если материал будут читать коллеги по юридическому цеху, допустимо использовать профессиональный сленг (но изобилующие сложными терминами статьи лучше размещать в специализированных правовых источниках). Если же вы пишете для бизнес-СМИ, «юридизмов» лучше избегать. Постарайтесь звучать как хороший друг, а не как искусственный legal-интеллект с металлом в голосе.  Важно помнить, что главная цель текста – не показать клиенту, какой вы умный (потому что он все равно полагает себя умнее), а продемонстрировать, какую конкретную наболевшую проблему он решит с помощью ваших юристов. От обилия слов «эскроу», «эстоппель» и «редомициляция» клиент отложит газету и попытается продышать паническую атаку, а вот фраза «благодаря нам спор завода N c банком X завершился мировым соглашением» заставит его подумать: кажется, здесь мне помогут.

Шаг шестой. Не искажаем факты

  Никогда и нигде. Не приписывайте себе заслуг конкурентов, не выдумывайте несуществующих должностей, не вуалируйте неудач, не пытайтесь казаться профессиональнее, чем вы есть на самом деле. Казалось бы, очевидный пункт – но многие юристы злоупотребляют всем этим в текстах, которые присылают в СМИ  Итог у подобного кокетства чаще всего плачевный, возможных финалов – два. Вариант первый: журналист выпустит текст в вашей версии, получит гневное письмо от второй стороны с указанием на ошибку, отповедь от руководства, пятно на собственной репутации и заречется связываться с вами повторно. Вариант второй: журналист заметит искажение фактов еще до публикации текста, исправит ошибку, получит гневное письмо уже от вас и заречется связываться с вами повторно. Все сказанное относится как к рекламным, так и к редакционным текстам.  Еще раз – не искажайте факты в свою пользу. Никогда.

И, наконец, шаг седьмой. Упрощаем

  Готовый текст должен отлежаться хотя бы сутки. Утром, за чашечкой кофе, пробегитесь по нему свежим взглядом и беспощадно отрежьте все красивости и повторы, непонятные читателю слова замените на максимально близкие по смыслу синонимы, проверьте логику повествования, а затем вычитайте еще раз.  Теперь текст можно отправлять редактору. Его задача – проверить фактологию и поправить стилистику, чтобы текст «зазвучал», ведь у хорошего текста всегда есть темп, ритм и личная внутренняя музыка, благодаря которой он читается на одном дыхании.  Итогом использования алгоритма могут стать соблюденные дедлайны, качественный контент и долгая благодарная дружба с редакцией юридического СМИ. Fecit, cui profuit.