Все записи
14:24  /  4.12.20

740просмотров

Про чистоту, простоту и искренность

+T -
Поделиться:

О том, как финансисты пришли в русскую деревню

В середине неожиданно теплой и солнечной осени 2020 года завершился уникальный проект,: финишировала седьмая по счету экспедиция «Русский Север 2.0», организованная Ассоциацией самых красивых деревень и городков России (АСКДР). Караван машин шел по лесным дорогам Ярославской, Архангельской, Вологодской, Кировской областей, где в это время обычно уже голо, сумрачно и холодно, но погода как будто подбадривала участников уникального проекта, расступаясь перед ними солнечными днями, тихим разноцветием осеннего леса и умопомрачительными северными сияниями. И смыкалась привычной осенней хмарью только у них за спиной. Как будто говорила: «вы задумали прекрасное и нужное Богу и людям дело, я помогу вам, сделаю, чтобы все у вас было хорошо...».

Этот проект не имел прямого отношения к финансовой отрасли, но был организован при поддержке энтузиастов-единомышленников из Wallet One и с помощью генерального партнера - Россельхозбанк – мощного финансового госучреждения из пятерки лидеров рынка. На Русском Севере не так много возможностей для развития сельского хозяйства. Что же привело банк в эти края? Ответ прост: настало время по-другому взглянуть на российское село. Открыть в нем новые грани. Недаром в названии экспедиции появились цифры «2.0», означающие новый подход к чему-то уже известному.

 

Новые смыслы для экспедиции

Много сейчас говорят о деревне, что здесь все плохо, деревня умирает, люди, уезжают. АСКДР напротив, традиционно работает над раскрытием туристического потенциала деревень, вселяет в местных жителей надежду и уверенность, что любую деревню можно возродить через туризм и сопутствующие ему бизнесы, В этот раз экспедиция помимо своих стандартных задач работала над смыслами. Мы решили сами пройти весь маршрут, пообщаться с каждым из местных жителей, кто захочет поговорить о будущем своего села, кому небезразлично его развитие и понять, что на самом деле происходит в деревне. Забегая вперед, скажу, что таких людей оказались сотни. Ничто не умерло и не безнадежно — это миф!

В рамках экспедиции Россельхозбанк, как отраслевой банк не только анализировал проблемы на местах и проводил экспертизу объектов особого внимания, которым планирует оказать поддержку в реконструкции и возрождении, но также проводил системную работу над изменением восприятия ситуации в деревне. Были сделаны выводы, что для реализации какого-то конкретного проекта, будь то сохранение традиций, восстановления культурного наследия, образовательного начинания и так далее, достаточно найти одно-два инвестиционных решения и одного-двух увлеченных амбассадоров.  И все!

 

Привезти не рыбу, а удочку

Идеологическая перенастройка Седьмой экспедиции стала возможной благодаря пандемии и возникшим в связи с ней новым общественным вызовам.

  • Города опасны.
  • «Удаленка» продуктивна не менее работы в офисе.
  • Чистые продукты лучше продезинфицированных.
  • Бизнес на селе может быть прибыльным, если его умно вести.
  • В деревню пришел интернет.

Нельзя сказать, что эти пять откровений снизошли на нас внезапно. Реперной точке, под названием «пандемия» предшествовали постоянные, неторопливо развивающиеся процессы, сопровождая понимание необходимости бизнесу идти в село. Потому что давит конкуренция. Потому что это нужно государству. Потому что технологии проникают в любую глушь, вслед за сотовыми операторами. Такая, казалось бы, «мелочь» как платежные системы, оказывается способной изменить деловую жизнь в селе до неузнаваемости.

Но, конечно, именно пандемия, случившаяся весной 2020 года, вывела эти процессы на поверхность и дала им мощнейший толчок вперед.

И вот результат, он же – «первая ласточка» новых процессов в банковской сфере: спустя два месяца после отмены карантинных мер Россельхозбанк выступает партнером и спонсором экспедиции АСКДР. Как же такой крупный банк принял решение о поддержке проекта? Рассказывает организатор 20-дневного марафона по Русскому Северу, президент АСКДР Александр Мерзлов:

«Мы обратились в Россельхозбанк за спонсорской поддержкой экспедиции, поскольку после весеннего пика пандемии понимали, что смотреть на русскую деревню будут теперь совсем иначе. Что это должен быть тур, совершенно непохожий на шесть предыдущих. АСКДР развивается по своим законам, мы открываем перед деревнями возможность привлечения туристов, а как они будут их встречать и чем удивлять – это на 99% зависит от самих деревень. Банк же привнес в эту философию экспедиции иной качественный уровень. Мы привезли в деревни новые «удочки» - возможности, которые нужно выдавать людям вместо «рыбы», как говорится в известной притче. Выяснилось, что в деревнях, где зачастую живет лишь несколько десятков человек, возможно и процветание, и успешное ведение бизнеса, и восстановление утраченных или почти утраченных ремесел, объектов исторического и культурного наследия. Нужно лишь с умом применить правильные финансовые инструменты и деньги начнут работать на дело. Вы бы удивились, узнав, насколько эта простая истина, начинает работать в деревне, когда ее озвучивают живые люди, а не буклеты или экран телевизора. Сколько появляется сразу самородков! Крестьянская смекалка, купеческая хитрость, традиции наших многочисленных сельских «кулибиных» никуда не делись, все это живо в деревнях, нужно только немного потормошить и направить людей. А еще привлечь в деревню руралистов – сторонников переезда из города в село, нарастающего мирового тренда. И в России таких людей с каждым годом все больше».

Чужое родное слово

Сегодня термин «рурализация» в России не на слуху. Непроизносимое и малоизвестное слово, означающее переезд из города в деревню. Мировой тренд, в котором у России есть все предпосылки стать лидером. Мало где в мире есть столько возможностей по переезду из города в село. В большинстве стран не хватает простора выбора, слишком тесно живут. В этом есть свои плюсы. Не требуются сотни миллиардов на хорошие дороги – все рядом, все бюджетно. Развита сотовая связь, инфраструктура, аутентичное производство, ремесла, местные бренды давно стали мировыми. Так во Франции, в Италии, в Испании.

Но здесь все тоже начиналось с «нуля». С групп энтузиастов, подвижников, людей, влюбленных в красоту родной земли. А учитывая, что Россия – страна эмоций и нас, умеющих любоваться и восторгаться, в разы больше, чем в прагматичной Европе, то все шансы на развитие рурализации у нас есть. Недаром самой распространенной просьбой к организаторам экспедиции после того, как в СМИ и соцсетях стали появляться многочисленные фото и видеоматериалы, стала фраза «слушай, найди мне деревню»!

В этой фразе – наша исконность, корни, неистребимая тяга к настоящей России и желание приехать в свою деревню и сказать – это мое! Крестьянская Россия никуда не делась из наших душ. Она жила там десять веков. Выжечь ее оттуда пытались меньше одного, но ничего не вышло и не выйдет. И «крестьянская душа» — это вовсе не про лапти и косоворотки (хотя вы даже не представляете, как это удобно!), а про чистоту, простоту, искренность.

Итоги экспедиции

Что же удалось сделать практически этим смелым пятнадцати парням и девушкам?

Экспедиция проехала настоящим турмаршрутом, который может повторить каждый. Экспедиция открыла не только непередаваемую красоту северной природы, архитектуры, культуры и традиций, но и главное – людей, которые являются живыми носителями этого наследия. Черная керамика, мезенская роспись, обетные кресты, тетерки… внезапно в лексикон СМИ и соцсетей вошли десятки (если не сотни) слов, каждое из которых Word подчеркивает красным, поскольку не знает их. И мы не знаем…

Экспедиция собрала уникальный экспертный материал, который будет использован для формирования комплексных мер поддержки Русского Севера всеми – от мощных государственных структур до отдельных волонтеров, готовых предложить деревне свои руки и умные головы. Предлагается реальная помощь тем, кто живет в деревне или перебирается в нее и готов работать. Льготная сельская ипотека, поддержка малого и среднего бизнеса, продвижение товаров, дистанционные финансовые сервисы -  это все для них, для нового поколения сельских жителей, для русской деревни 2.0.

Результаты экспедиции еще предстоит осмыслить и выстроить в стройные и удобные маршруты сельского туризма, что и было главной целью. Но важные выводы можно сделать уже сейчас:

  • Финансы готовы идти в деревню из капризных городов, потому что в селе самый реальный сектор экономики нового качества – долгосрочный. Земля не перестанет давать урожай еще многие сотни лет, в отличие от нефтяных скважин.
  • Если жителям сел и деревень объяснить, как деньги работают и приносят прибыль, то они будут готовы принять инвестиции под реализацию проектов.
  •  Уже сегодня в России начались процессы проникновения капиталов на периферию, аналогичные тому, что происходили в Европе, США и Азии в 1970-1990 годах. Да, мы запаздываем, но это повод, чтобы оценить и применить опыт других стран, а не причина для того, чтобы сокрушаться.

Что дальше?

«Сейчас мы формируем предложения по мерам поддержки, которые будут переданы в федеральные исполнительные органы власти. Мы задались целью создать по итогам экспедиции обширную картотеку конкретных сельских проектов, в которые можно привлечь деньги и таланты. Мы объединяем всех заинтересованных в единое сообщество, создаем экспертную площадку по сбору проблем и лучшим предложениям, формируем меры поддержки. Главное, о чем мы говорим со всеми – нет нерешаемых задач. Есть полный набор инструментов, которыми можно и нужно пользоваться. Нужен первый шаг. Так давайте сделаем его!» - призывает Дмитрий Панов, управляющий партнер wallet one (РНКО «Единая касса»).

Судя по эмоциональному следу, оставленному экспедицией «Русский Север 2.0» в медийном пространстве и соцсетях, грядет поколение подвижников нового формата – технологически продвинутых энтузиастов жизни и бизнеса на селе. Вчера еще абсолютно несочетаемые слова. Сегодня – почти реальность. Они придут с деньгами и идеями. С любовью и бережливостью к родной стране, к настоящей России. А она уже ждет их. Ждет нас. 

За подготовку статьи сердечно благодарю своего коллегу и единомышленника Евгения Путинцева. 

Фото предоставлены компанией wallet one