Все записи
02:27  /  5.12.20

952просмотра

Это Эдик, ребята! Андрей Усачев требует запретить лживый фильм

+T -
Поделиться:

Краткая история составного заголовка. Я сначала решил просто поместить фото Эдика (поэтому перва часть заголовка "Это Эдик, ребята!") - такого, какого мы, детские писатели, его помним. И хотим, чтоб вы его таким запомнили. Просто фото - как аргумент извратности фильма. И на тебе - ровно через час приходит от Усачева письмо, из которого ясно, какими способами "шустрят" супер-авторы (точнее супер-автор) фильма. То, о чем Андрей пишет (а вы сейчас прочитаете) - верх неприличия и, образно говоря, ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Это письмо - ответ тем, кто восторгается фильмом "Это Эдик". Мелко, нечистоплотно, отвратительно. А еще это - предупреждение будущим участникам проектов супер-режиссера (заранее - соболезнования). Чтоб вы знали, на что он готов идти ради "жареной" идейки. Помещаю письмо Андрея Усачева с двумя купюрами, которые касаются лично меня и не имеют отношения к сути.

АНДРЕЙ УСАЧЕВ

Лева, привет!

Я не собирался ни писать о фильме, ни упоминать его создателей. (Чтобы не создавать лишней рекламы. Впрочем, она им не нужна. Эти ловкие господа уже свой хайп словили).

Но после нашего разговора все же решил поднять историю вопроса…

Начиналось все чудесно. Год назад получил по вотсаппу письмо:

«Меня зовут Полина Шевченко, я продюсер студии  «Амурские волны»… Сейчас мы вместе с журналистом Романом Супером… готовимся к съёмкам документального кино про Эдуарда Николаевича Успенского. Нам искренне хочется рассказать про талант, про природу гениальности писателя, не углубляясь в семейные драмы (выделено здесь и дальше мной. АУ) Мы хотим сделать кино о человеке, благодаря которому весь мир знает его Чебурашку. Хотим поговорить с вами, как с другом и соратником, про тернистый путь писателя в советской и современной России. В данный момент мы уже успели поговорить с Г.В. Гладковым, Ю.С. Энтиным, А.С. Левенбуком, В.А. Чижиковым. Планируем с Г. Б. Остером в ближайшее время. Над остальными работаем))…»

Впрочем, все началось раньше и уже со лжи. Незадолго до этого письма мне прислали ссылку на интервью неизвестного мне журналиста, где он беспардонно заявлял, что про Успенского в нашей стране ничего не написано и не снято. Это было ложью. Господин Супер как-то забыл, а скорее всего, не знал о книжке Ольги Тимофеевны Ковалевской и о фильме Михаила Мокиенко «Неизвестный Успенский», сделанному к 70-летию Э.Н. (кстати, позже он  использовал в своем фильме кадры из «Неизвестного Успенского», и озвучка голоса Э.Н тоже оттуда). Поэтому, когда журналист Роман позвонил мне, я высказал свои сомнения в его компетентности. Но сняться в фильме согласился, так как в это время шла первая волна откровений Тани Успенской, Филиной и Постникова в малаховском «Пусть гав-гав-гаворят!», и в противовес этому вранью надо было защищать имя Э.Н.

Правильно ты, Лева, написал: «Полуправда это ложь». Но я первую ложь воспринял за неграмотность и молодой бойкий снобизм.

Когда съемочная группа приехала, я сразу сказал, что подпишу согласие на участие в фильме только после того, как увижу смонтированный фильм (мне казалось, какой я умный и юридически грамотный!).  -Конечно, - кивнул мне журналист-режиссер.  Разговор был и на камеру, и без камеры. Достаточно доверительный. Говорили о многом: и о помощи молодым писателям, и о семинаре Успенского (интервью длилось часа полтора-два). Вспомнился и анекдот: «Гена, откуси ему ноги!». Это, разумеется, вставлять не надо, сказал я. -Ну, конечно, - кивнули мне.

Мне и в голову не могло прийти, что в фильме «про талант и природу гениальности» необходим ругающийся матом детский писатель и чешущий яйца композитор. Господи, какой же я отсталый и наивный!

Я пребывал в этой наивности 9 месяцев. И когда мне прислали ссылку на трейлер фильма и интервью Супер-режиссера, я просто ох… нул, увидев омерзительную куклу и прочитав откровения создателя:

«В итоге получился великолепный персонаж. Вряд ли с ним смог бы подружиться крокодил Гена, встреться они в каком-нибудь мультфильме по сказкам Успенского. Чебурашку кукольный Эдик и вовсе бы съел.»

Я позвонил. Супер-журналист и режиссер был суперзанят и не поднимал трубку. Я послал смс:

«Роман, это Усачев. Мы с Вами договаривались, что Вы покажете смонтированный материал, и только после этого я дам свое согласие и подпишу соответствующие бумаги. Но Вы уже выложили трейлер… Мне это не нравится. Так мы не договаривались. Не знаю, съел бы кукольный Э.Н. чебурашку, но если фильм с моим участием выйдет без моего участия… впрочем, Вы уже и так нарушаете мои права. АУ» (19 окт.)

На что получил:

«…В фильме участвуют 17 человек. Все 17 человек попросили показать фильм до премьеры. Если я это сделаю, будет 17 разных фильмов за авторством 17 разных людей. Плюс ко всему, права на этот фильм принадлежат не мне, я не могу ими распоряжаться и показывать картину до премьеры.

Если Вы действительно считаете, что ваши права нарушены и вас вынудили под давлением, обманом или как-то еще принимать участие в этой работе против вашей воли, мне искренне жаль. Потому что это не так. И Вы в кадре – лучшее тому подтверждение.

Смею вас заверить, что это лучшая и глубокая исследовательская работа о, как вы говорите, единственном русском сказочнике в нашей стране. Цензурированию она не подлежит.

Если ковид не закроет страну окончательно, премьера пройдет в кинотеатре. Приглашение вы, разумеется, получите.»

Такое, по форме вежливое, а по сути, хамское письмо. (Приглашения я, разумеется, не получил. Ни в кинотеатр, ни в он-лайн-кинотеатр «Premier».) Поняв, что супер-режиссер плевал на все договоренности, я позвонил продюсеру «Амурских волн» Полине Шевченко. Она тоже стала ссылаться на то, что не имеет права показывать фильм, поскольку он ей не принадлежит. Тогда я попросил прислать сценарий, чтобы понять, что вошло и что не вошло в фильм, а главное, с кем и как меня состыковали. Но мне отказали. Наконец, прозрев, что со мной поступают наплевательски бесцеремонно, я написал письмо на студию:

ЗАПРЕТ НА ОБНАРОДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГРАЖДАНИНА И ВИДЕОЗАПИСИ (ИНТЕРВЬЮ)

Уважаемые Александр Уржанов и Полина Шевченко!

Я ознакомился со всеми присланными мне материалами и не даю своего согласия на обнародование и любое дальнейшее использование, в том числе в составе фильма: «Это Эдик!», трейлеров (рекламы и т.п.) к указанному фильму или иным образом, моего изображения и видеозаписи (интервью), которую сделал ваш журналист Роман Супер.

Попробую коротко объяснить мое решение.

Изначальная направленность фильма была сформулирована Вами в письме ко мне от «17» декабря 2019 года, процитирую: «Нам искренне хочется рассказать про талант, про природу гениальности писателя, не углубляясь в семейные драмы…»

Но как выясняется, позже (видимо, после мартовских откровения Тани Успенской) замысел изменился. В интервью Романа Супера на «Радио Свобода» говорится:

– Фильм делится на две части примерно равного объема. В первой части речь идет о таланте и достижениях вашего героя, во второй – о темных сторонах его жизни: пьянстве, участии в секте Столбуна, конфликте с дочерью и с художником Шварцманом, его страсти к деньгам и т. п. 

Это говорит интервьюер. Но ясно, что он в курсе дела. И фильм изменил концепцию. Далее:

– Одна из героинь фильма – сегодняшний руководитель «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва – отвечает на этот вопрос так: да, Успенский первым в советской стране всколыхнул тему авторского права, но сделал это слишком однобоко, думая только о себе. Интересы студии, интересы художников, коллег, которые ему помогали, его мало волновали. И потом, когда страна поменялась, это превратилось в гонку за деньгами. Гонка оказалась такой увлекательной, что времени на новых героев, новые книги, видимо, не оставалось. Поженить писательство с бизнесом не получилось. Это умение, как и красивое старение, – искусство для избранных.

И это говорит лгунья и воровка, которая нагло обворовала Э. Успенского, и еще смеет осуждать его. Да знай я, что Ю. Слащевой будет дано слово в этом фильме, я бы сразу не согласился на участие в фильме … интервью бы просто не состоялось. Особенно «замечательно» будет мое заявление, звучащее в трейлере к фильму (а следовательно, также будет и в самом фильме): «Да. А на этом творчество заканчивается!» Как бы поддакивая госпоже Слащевой.

Между прочим, Полина, в пересланных Вами цитатах из меня этой фразы нет. Некрасиво!

Я, вообще, не предполагал, говоря: «Он туда, в эту столбунскую школу, отдал девочку…», что в поддон и далее пойдет рассказ Тани Успенской о «секте Столбуна» с избиениями и зверствами. Я не считаю школу Столбуна «тоталитарной» или просто «сектой». Это не мое мнение, а мнение вашего режиссера Супера …

А его откровенная фраза: «Чебурашку кукольный Эдик и вовсе бы съел!», как-то она плохо коррелируется с изначальным замыслом: «Нам искренне хочется рассказать про талант, про природу гениальности писателя…» (перечитайте Ваше первое письмо).

Одной этой «режиссерской» фразы мне достаточно для отказа от какого-либо участия в вашем фильме!

Может быть, это действительно «лучшая и глубокая исследовательская работа», как написал мне Роман Супер, добавив при этом, что «цензурированию она не подлежит». Но, как Вы понимаете, цензурирование здесь не причем. Я не указываю Вам, что и как говорить про Э.Успенского.

Я просто не даю Вам, режиссеру, продюсерам, студии своего согласия на мое участие каким-либо образом в фильме «Это Эдик!», на обнародование и любое дальнейшее использование моего интервью, моего изображения и видеозаписи (интервью) со мной. Я не хочу в этом участвовать.

Убедительно прошу исключить любые фрагменты (в любой форме – аудио, видео, текст и пр.) моего интервью и его видеозаписи, а также упоминания о моем участии в фильме «Это Эдик!», как из самого фильма, так и из трейлеров (рекламы) фильма, чтобы мне не пришлось вынужденно судиться и запрещать показ фильма, в том числе в онлайн-кинотеатре Premier и в других интернет-ресурсах!

С уважением,Андрей Усачев

23 октября 2020

Нетрудно догадаться, что ответа не последовало. И даже не ответили, что письмо получено, хотя я об этом просил. Молодые, но супер-тертые ребята! На этом история закончилась. Поганая история. И фильм, как бы это сказать…

Про саму «лучшую и глубокую исследовательскую работу» писать не буду. По фильму ты все точно и емко написал. Добавлю только, что я так до конца не понял, почему Эдик пускает дым (насколько я помню, он никогда не курил) или это кинометафорическая «дьявольская сера»? И еще о лжи и подтасовках: в конце эпизода, где Успенский рассказывает детям страшилки, раздается детский вой. На самом деле дети хохотали как безумные (я хорошо знаю исходный материал), но режиссер и звукооператор «поработали» со звуком. Просто дьявол какой-то, а не детский писатель. И тут же сравнение с добреньким Михалковым, на выступлении которого дети сияют улыбками. Да попробовал бы наш супер-журналист что-то такое проделать с Сергеем Владимировичем! Да никогда. Его бы тут же закопали наследники! А с Успенским, значит, можно. Кто за него вступится: вдова и дочки?

Низко все это. Подло и пошло.

Мне неловко и стыдно, что меня (и не только меня) использовали в таком… Как там Маяковский писал:

Уважаемые

товарищи потомки!

Роясь

в сегодняшнем

окаменевшем дерьме…

Маяковский был тоже наивным. Потомки, не дожидаясь «окаменения дерьма», превратились в глубоких говноисследователей и супер-современных дерьмокопателей…

Утешает одно. Скоро должна выйти книга воспоминаний об Э.Н.  Воспоминания людей, которые по-настоящему знали Успенского, а не «изучили его биографию», и несмотря на все недостатки нашего старшего товарища, любили его и ценили.  Назваться будет книга: «Жил-был один писатель».

.ЭТО ЭДИК, РЕБЯТА! На фотографии Марина Бородицкая, Юрий Кушак, Эдуард Успенский