Все записи
18:12  /  25.12.20

127просмотров

Женское лицо искусства: как прошел первый женский онлайн-аукцион современного искусства

+T -
Поделиться:

Этой осенью мы беседовали с Юлией Варшавской (главный редактор Forbes Woman и Forbes Life - прим.) о стеклянных потолках и ограничениях, с которыми сталкиваются женщины-профессионалы. Конечно же, затронули сферу современного искусства. 

Тогда же родилась идея провести первый женский аукцион современного искусства - мы трансформировали высказывание о роли женщины в арт-процессе в социальную инициативу с целью поддержать женщин-художников и молодых врачей-маммологов.

Обеспечить разнообразие в каталоге женского искусства мы постарались, представив максимально формы живописного высказывания (живопись, скульптура, ткачество, ДПИ). Многообразие медиумов, так же на наш взгляд, позволило бы раскрыть новые возможности для рассказа о современном обществе и актуальных проблемах. Мы так же объединили в одном каталоге гранд дам российского современного искусства и новые имена, для того, чтобы повысить узнаваемость последних.

А в чем вообще проблематика? Зачем делать женский аукцион?

Историческая правда такова, - в мире искусства долгое время доминировали мужчины – ввиду большей доступности образования, более широких возможностей для обучения; этому так же способствовало традиционное представление о месте женщины в обществе и в семье. Как в той английской поговорке «босая, беременная, на кухне»: женщинам отводилась роль человека, привязанного к домашнему хозяйству, решению бытовых проблем и воспитанию детей.

Мало кто задумывается об этом, но даже сегодня, когда в образовании и в творческой самореализации возможности у мужчин и у женщин практически сравнялись, женщины-художницы, родив ребенка, проходят совершенно героический путь, разрываясь между необходимостью служить искусству и воспитывать детей.

Одного взгляда на коллекции большинства галерей и музеев достаточно, чтобы признать – плюрализм и разнообразие все еще не общепринятая норма на арт-сцене, это касается представленности женщин и в музейных коллекциях, и на руководящих должностях в ведущих арт-институциях по всему миру.

Следует отдать должное, присутствие женщин и там, и там в ходе XX века существенно возросло, но и сегодня женщинам все еще приходится доказывать свою состоятельность как художницам. Порой с помощью весьма радикальных феминистических жестов.

Наш дерзкий эксперимент позволил проанализировать торги и покупательскую активность, прийти к интересным выводам, выделить тренды.

Аукцион состоялся онлайн 21 декабря на платформе Cube.Moscow. Открыл торги Андрей Малахов, через час на посту его сменила я. Длилось действо 4 часа.

Итоги первого женского аукциона:

в рамках онлайн-аукциона было распродано 55 % представленных работ общей стоимостью более 1,4 миллиона рублей. Мы открыли пост-аукционные продажи и на момент публикации статьи, стоимость общих сборов приближается к 1,6 миллионам рублей.

Тенденции, которые нам удалось выявить в ходе торгов:

1)      выбор коллекционеров оказался непредсказуем. Работы некоторых молодых авторов ушли с молотка, в то время как картины музейных художниц остались без покупателя;

2)     живопись маслом и акрилом продавалась лучше, чем графика: работы Ирины Кориной и Натальи Гудович, представленные на аукционе, обрели владельцев. А произведения равнозначно крутых художниц Устины Яковулевой, Ирины Петраковой остались доступны для покупки на пост-торгах;

3)      участники аукциона делали ставки целенаправленно. Лоты либо снимались с торгов сразу, либо за них шла борьба. Так, «Дискобол» Ольги Тобрелутс вырос в цене почти в три раза во время торгов. Примечательно, что изначально художница снизила начальную стоимость работы, чтобы привлечь больше участников и поддержать благотворительную миссию аукциона;

4)       экстравагантные и смелые высказывания на остросоциальные темы не вызвали интереса. Работы на тему экологии молодой художницы Зины Юсуповой, материнства от Алёши Ковалёвой, исследование трагической телесности от Маяны Насыбулловой и размышление о социальных ролях Женщины «Бумажная кукла» Наны Татишвили не были куплены;

5)      не приглянулись участникам торгов и фирменные феминистские формы арт-высказывания, такие как вышивка и ткачество – даже в современном исполнении предметы декоративно-прикладного искусства не пользуются спросом в рамках аукциона;

6)      сезонность в онлайн аукционах существует, этого нельзя отрицать, – ожидание Нового года и надежды на перемены к лучшему обеспечили продажу набора елочных игрушек ручной работы авторства художницы Данини за 64000 рублей;

7)      коллекционерами оказался востребован новый медиум: все работы в стиле оптарт были распроданы: это лентикуляры от художниц Ольги Тобрелутс, Саши Фроловой.

 Выводы, к которым мы пришли:

- ключ к развитию рынка современного искусства в интеграции и стирании границы между мужским и женским искусством. Это позволяет вовлекать больше людей, оживляет рынок и обогащает искусство;

- в последующих аукционах мы воздержимся от подборки работ по гендерному признаку. Но никто не мешает нам при этом продолжить оказывать поддержку женщинам вообще, или женщинам-художникам на собранные от продажи работ деньги.