Все записи
19:26  /  9.12.20

183просмотра

Социальная ответственность бизнеса как мировой тренд

+T -
Поделиться:

За последние десять лет компании стали уделять много внимания социальной сфере. Социальная и экологическая ответственность становится важным фактором инвестиционной привлекательности, поэтому организации активно участвуют в благотворительных программах, поддерживают образование, медицину и культурные проекты. Решение бизнесом общественных проблем стало распространяющимся трендом во всем мире.

Что такое социально ответственный бизнес

Социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад организации в развитие общества в различных сферах, который связан с основной деятельностью компании и не только. Бизнес составляет программу действий для решения или смягчения социально значимых и актуальных проблем. Например, помощь людям с ограниченными возможностями, бесплатное образование, восстановление экологии.

Социально ответственный бизнес стремится оказывать помощь, но нельзя забывать о пользе этой деятельности для самой компании. Вот основные цели социальных проектов:

— Рост благосостояния граждан, решение социально значимой проблемы

— Инновационное развитие и рост социальной сферы

— Повышение имиджа компании и улучшение репутации

— Развитие партнерских контактов с государственными, коммерческими и некоммерческими организациями

— Повышение качества услуг или товаров

Получается, что социальный бизнес становится полезным и обществу, и компании. Но для такого результата нужно правильно организовать работу проекта. 

Правила успешного социального проекта

У социального проекта обязательно должна быть идея, то есть ясная и цепляющая формулировка целей проекта. Какие проблемы нужно решить? Почему? Как?

Проблем множество, но если социальный проект не будет связан с основной деятельностью или продуктом компании, то он станет провальным и неэффективным. Оценить результаты проекта будет очень сложно.

Прежде чем выбрать проблему, стоит оценить ее актуальность. Есть такие социально-значимые вопросы, на которые, к сожалению, обращают мало внимания, но их решение необходимо. Именно такие проблемы стоит рассматривать чаще, а не идти по стопам «громких» тем для пиара. 

Нужно провести анализ причин проблемы, изучить общественное мнение по этой проблеме, найти подтверждающую статистику, чтобы верно сформулировать этапы решения этого вопроса.

Важен поиск партнеров. Опытные некоммерческие организации могут помочь проекту и подсказать лучшие методы решения социальной проблемы. 

Тренды в бизнесе и актуальные проблемы

Забота об экологии и осознанное потребление 

Это глобальный тренд. Все больше людей и брендов стараются снизить нагрузку на окружающую среду, выступают за переработку мусора и бережное отношение к природе. По данным опроса «Левада-Центра», уже четверть россиян используют многоразовые сумки вместо пакетов. А по данным опроса ВЦИОМ, 85% россиян готовы отказаться от пластиковых пакетов. Бизнес поддерживает эту тенденцию, например, компания Burberry представила новую эко-коллекцию одежды и аксессуаров ReBurberry из переработанного сырья — старых рыболовных сетей, лоскутов тканей и промышленного пластика.

Коронакризис

От пандемии пострадали многие государства, компании и обычные граждане, которые потеряли работу. Уровень безработицы в России в мае 2020 года увеличился и достиг максимального значения — 6,1%. По данным Росстата, общая численность безработных в стране превысила 4,5 млн человек. 

Проблема безработицы в России актуальна уже долгое время, поэтому социальные проекты в этой сфере не редкость. Например, центр «Работа-i» помогает выпускникам детских домов и молодым людям с ограниченными возможностями решать вопросы трудоустройства. Центр занимается поиском вакансий и подготовкой кандидатов. В период карантина центр приспособился к онлайн-формату и продолжал свою деятельность. «Работа-i» сотрудничает с такими крупными компаниями как ZARINA, IKEA, что тоже говорит о социальной ответственности этих брендов.

Многие компании на фоне пандемии коронавируса присоединились к решению социальных задач благодаря своим ресурсам. Например, фэшн бренд Prada запустил производство 110 000 медицинских масок и 80 000 комбинезонов для помощи итальянским медработникам. А Французская компания по производству алкоголя Pernod Ricard безвозмездно отправила 70 тыс. литров чистого спирта компании Laboratoire Cooper для производства антисептических гелей. 

Компания-поставщик автомобильных пленок VinylRussia тоже адаптировалась к текущим условиям. Компания сместила акцент с тюнинга автомобилей на проект Purity Russia — антимикробную пленку с ионами серебра, которая может уничтожать бактерии и вирусы. Проект организовал бесплатную оклейку пленкой домов престарелых и инвалидов в Москве и подмосковье для защиты категории людей, наиболее подверженных заражению COVID-19. По статистике Около 80% смертности во всех странах — это пожилые люди. Москва не исключение, только в конце сентября доля пожилых людей с коронавирусной инфекцией составляла 30% от общего числа зараженных. А как известно, они переносят болезнь тяжелее. 

Еще один пример социальной ответственности продемонстрировала компания-изготовитель пылесосов Dyson. Руководство Dyson организовало производство аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) для пациентов с тяжелой формой коронавирусной инфекции.

Можно заметить, что даже такое явление, как пандемия способно создавать тренды, а бренды и компании вынуждены подстраиваться под них, особенно в сфере социальных проектов. 

Проблема бедности

По данным Росстата число россиян с доходом ниже величины прожиточного минимума увеличилось в 2020 году на 1,3 млн и составило 19,9 млн человек, это 13,5% населения страны. 

Бедность требует особого внимания, поэтому многие компании стараются помочь своими ресурсами. Например, розничная сеть «Лента» и благотворительный проект «Дари еду!» создали совместную акцию для оказания помощи многодетным семьям, семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, родителям-одиночкам, инвалидам, пенсионерам и бездомным. Покупатели могут приобрести любой товар с длительным сроком хранения и оставить его в специальном контейнере, а волонтеры благотворительного проекта передают наборы нуждающимся.

Другие проблемы, требующие решения: 

— Проблемы с доступностью медицинской помощи

— Домашнее насилие

— Проблема доступности образования

— Ущемление прав ЛГБТ сообщества и других общественных движений

Отслеживание социальных проблем, общественного мнения и актуальных новостей могут помочь в создании качественного социального проекта, который будет полезен обществу. Такая деятельность не останется незамеченной, компании получат лояльность и известность, если примут во внимание проблемы людей.