Все записи
МОЙ ВЫБОР 14:21  /  14.12.20

1620просмотров

Франшиза VS собственный бизнес: что лучше запустить в эру коронавируса

+T -
Поделиться:

Пандемия COVID-19 вызвала самый масштабный в нынешнем столетии экономический спад. Эксперты до сих пор не могут сказать точно, насколько глубоким и продолжительным будет «кризис 2020-го». Во что безопасно и прибыльно инвестировать деньги в эту непростую эпоху – начать свой бизнес или использовать проверенную, отлаженную модель?

Только цифры

С одной стороны, кризис принёс не только потери, но и возможности – ушедшие с рынка компании освободили место для «свежих» игроков. Но если до пандемии из десятка новых бизнесов лишь три оставались на плаву спустя год, сейчас, с учётом всех рисков и нестабильной ситуации, преодолеть этот рубеж смогут единицы.

Совсем иная картина наблюдается на рынке франшиз. До кризиса минимум семь из десяти франчайзи успешно продолжали бизнес после первого года работы. Существенных изменений в эти показатели коронавирус не внёс, арену покинули только партнёры франчайзеров и основатели сетей с «сырой» бизнес-моделью: у первых не было поддержки, вторые просто не могли её дать по причине отсутствия должного опыта и компетенций. В результате такого естественного отбора на рынке остались только качественные предложения, что уже само по себе говорит в пользу покупки «бизнеса под ключ».

Новые веяния

Статистика показывает, что интерес к франчайзингу у российских предпринимателей в 2020 незначительно снизился весной, но уже в начале лета практически вернулся к прежним показателям, а в некоторых сегментах даже вырос. К примеру, увеличились продажи франшиз аптек, небольших супермаркетов, предприятий общественного питания, работающих преимущественно на доставку, курьерских сервисов, образовательных онлайн-проектов. Словом, бизнес-моделей, которые будут успешно приносить доход и в случае локдаунов. Такие франшизы даже стали называть «антикризисными». На втором месте – сфера услуг, здесь лидируют beauty-проекты, автосервисы и ремонт техники.

Часть франчайзи сейчас переходит от слабых или не переживших кризис франчайзеров к более успешным, иногда со сменой отрасли, предпочитая больше не рисковать. В некоторых сетях наблюдается настоящий бум новых открытий – уже действующие партнеры расширяют бизнес, используя кризисный период для роста с минимальными затратами.

Покупка франшизы сейчас – самая популярная инвестиция: ставки по вкладам снизились, арендодатели стали более сговорчивыми, проверенная модель гарантирует стабильный доход. И отсутствие стрессов, неизбежных при самостоятельном запуске и ведении бизнеса – заключив договор с надёжным франчайзером, вы можете не волноваться о привлечении клиентов, поиске помещения, работников, поставщиков, документации и многих других факторах.

Задел на будущее: три самых перспективных франшизы на ближайшие годы

Во-первых, beauty-франшизы. Востребованность услуг салонов красоты и центров колористики не зависит от времени года и многих других факторов. В отличие от множества других направлений, от которых в кризисной ситуации потребитель может на время отказаться, к примеру, фитнеса или регулярного посещения ресторана, качественные стрижка и окрашивание волос всегда актуальны и востребованы.  Это ярко демонстрирует пример наших партнёров – недавно по франшизе они открыли центр окрашивания волос «Teperikova» в Челябинске, он популярен и востребован. Ещё один весомый плюс beauty-франшизы – быстрая окупаемость.

Во-вторых, онлайн-обучение. Спрос на дистанционное образование продолжает расти, что мы ощутили на собственном опыте, запустив несколько различных онлайн-курсов для колористов: места раскупались максимум за 2 часа. Особенно популярны франшизы детских онлайн-образовательных проектов, курсов повышения квалификации и изучения иностранных языков. Это относительно новый вид деятельности, поэтому многие ниши до сих пор не заняты, первопроходцы получают весомое преимущество.

На третьем месте – небольшие кофейни, работающие преимущественно на вынос или в формате самообслуживания. Кофе – самый популярный у россиян напиток, причём чаще они пьют его вне дома. Указанный формат наиболее актуален, так как сейчас потребители в нашей стране отдают предпочтение недорогим заведениям. За счёт постоянного притока клиентов доходность бизнеса здесь высокая, радуют и сроки окупаемости.

Безусловно, при выборе франшизы необходимо учитывать особенности города, в котором вы планируете работы. К примеру, в небольших населённых пунктах огромный тренажёрный зал или автосервис не будет рентабелен, у местных жителей другие запросы. Надёжный и опытный франчайзер обязательно предупредит вас об этом, а также решит многие другие вопросы. Остаётся добавить, что эксперты сходятся во мнении: франшиза была и остаётся оптимальным вариантом для начала бизнеса, и в ближайшие два-три года количество франчайзи в России вырастет как минимум в 1,5 раза.