Все записи
22:50  /  22.12.20

531просмотр

5 ошибок, которые помешали моему бизнесу развиваться быстрее: опыт владелицы бренда детских платьев

+T -
Поделиться:

В 2017 году я основала бренд детских праздничных платьев Lelu Kids, который сегодня представлен на ведущих маркет-плейсах. Мы занимаемся оптовыми и розничными продажами. В 2019 году выручка составила 9,5 млн рублей, а с начала этого года мы уже заработали 28 млн рублей. Я запустила бизнес в небольшом городе в республике Марий Эл, находясь в декрете. Тогда совершила ряд ошибок, знание которых помогло бы моему бизнесу развиваться быстрее.

Как всё начиналось

До декрета я работала учителем ИЗО в школе, но всегда хотела открыть свое дело. Первые попытки — фотостудия и солярий в родном городе Звенигово — потерпели неудачу. Когда моему сыну был год, я решила попробовать создать свой онлайн-магазин в Instagram: шила платья, выкладывала фото и собирала заказы. 

Пять ошибок, которые я совершила на старте

Ошибка 1: Не выходить за пределы ближайших городов

В первый год мой бизнес развивался медленно: я работала только с клиентами из Instagram. Заказы делали жители из моего города и ближайшего крупного — Чебоксар. За этот год я заработала 650 000 рублей. Такая выручка меня не устраивала. Я стала ездить на выставки и поняла, что тоже могу принять в них участие. Несколько месяцев готовилась к выставке «CJF — Детская мода»: мы постарались максимально грамотно использовать пространство, подготовили буклеты, визитки, отточили самопрезентацию.Так я получила первый оптовый заказ.

Ошибка 2: Не заключать подробные договоры с подрядчиками

Первый большой заказ чуть было не обернулся провалом: производство, которое я нашла на аутсорсе, прислало товар с браком. Подробного договора, по которому я могла бы потребовать возврат средств, у меня не было. Пришлось срочно искать другое производство и делать скидку заказчику за просрочку. Я потеряла около 150 тысяч рублей. Небольшая сумма по меркам бизнеса, но на старте она очень ощутима. С тех пор я всегда прописываю подробные условия со всеми подрядчиками.

Ошибка 3: Экономить на всем, даже необходимом

Нанять водителя или грузчика, даже при достаточных оборотах, почему-то казалось мне роскошью. Я сама забирала заказы, сортировала их, таскала огромные коробки. И вот однажды, когда я получила оптовый заказ, который еле-еле поместился в мою машину (600 платьев), поняла, что мне нужна помощь. Делая рутинную работу, я не экономлю, а наоборот, трачу свои ресурсы — время, здоровье и деньги, которые могла бы заработать.

Ошибка 4: Рассчитывать только на опт

Я принимала участие в выставках, работала с оптовыми поставщиками и всё шло благополучно, пока магазины не начали закрываться из-за пандемии. Так как оптовым спросом управлять я не могла, у нас произошла просадка: весной мы фактически ушли в минус. Я поняла, что нам пора развивать розницу: здесь я могу самостоятельно управлять онлайн-продажами. Мы стали работать с Wildberries, и это было лучшим решением. Выход на эту площадку планировали давно, но благодаря пандемии процесс ускорился. В ноябре выручка составила уже 7 млн рублей. 

Ошибка 5: Недооценивать спрос

На протяжении последних двух лет наше производство не справлялось со спросом под Новый год: приходилось отказывать заказчикам и, соответственно, терять прибыль. Такая же проблема была после выставок, когда объем заказов превышал производственные мощности. В этом году мы нашли решение: стали отшивать с запасом те платья, которые пользуются наибольшим спросом.

Три совета для начинающих предпринимателей

Тестируйте разные идеи

Прежде чем заняться пошивом детских платьев, я протестировала несколько ниш. Продавала через Instagram детские товары: пледы, вигвамы, игровые домики, корзины для игрушек, наклейки, постеры и тому подобное. В какой-то момент решила попробовать шить хлопковые платья. У меня были элементарные знания со школьных уроков труда. Первые, максимально простые модели без молний, отшивала сама. Платья стали покупать лучше, чем всё, что продавала ранее. Это и стало основой моего будущего бизнеса.

Учитесь не только на своих ошибках

У меня был неудачный опыт ведения бизнеса. Тогда я все делала интуитивно и даже не могла посчитать объем рынка. Я поняла, что мне нужно пройти обучение, выбрала Like Центр. Предыдущий опыт ведения бизнеса и полученные знания помогли мне избежать серьезных промахов: я стала следовать четкому плану, не вкладывала много средств в развитие производства и бизнеса. 

Рассчитывайте на собственные средства, но не отказывайтесь от инвестиций

Сначала финансовая модель моего бизнеса выглядела так: я брала предоплату, на эти деньги покупала ткань, а затем клиент уплачивал оставшуюся сумму. Весь заработок вкладывала в бизнес. Так мы росли.

Затем я приняла участие в конкурсе «Ты предприниматель», заняла первое место и выиграла 87 тыс. рублей. Сумма небольшая, но благодаря гранту я смогла арендовать помещение, купила две швейных машинки и отпариватель. Это были мои первые вложения. 

В прошлом году основатель Like Центр Аяз Шабутдинов предложил инвестировать в мой проект. На тот момент мой бизнес приносил стабильный доход, но мне было интересно поработать с опытным предпринимателем. Он купил долю, деньги мы потратили на оборотные средства. Это была вторая сумма, привлеченная в бизнес.