УК в Арктике...Люблю Арктику
В условиях постоянных изменений, цикличности финансовых кризисов, перехода на новые уклады технологического развития существует необходимость в модификации экономических систем разного уровня. Особо важным при этом является преобразование экономических территориальных систем под вниманием федеральной государственной власти. Особое внимание приковывают к себе территории с большим стратегическим и инвестиционным потенциалом. Такой территориальной системой является Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ).Однако наряду с большой значимостью геополитического значения данной территориальной системы, а также присутствия на ней природно-ресурсного потенциала существует и огромное количество проблем развития.
Одной из ключевых проблем развития АЗРФ является неотработанность территориального подхода в законодательной практике Российской Федерации в целом, порождающая отставание в социально-экономическом развитии.Так, инвесторы сталкиваются с серьезными проблемами, которые касаются взаимоотношений с политической, социальной и экономической средой на территории приема капиталовложений, что, несомненно, предполагает выработку соответствующего адаптационного механизма к правилам и условиям ведения бизнеса.
Дефицит инвестиций в АЗРФ обусловлен целым набором проблем, ключевыми из которых являются: недостаточно проработанный механизм по управлению финансово-инвестиционными потоками; неблагоприятный инвестиционный климат некоторых регионов; отсутствие алгоритма оценки потенциала с позиции инвестиционной привлекательности субъектов, что способствует недооценки территорий. Поэтому актуальность исследования состоит в том, что управление изменениями в экономических территориальных системах требует применения конкретных и прогрессивных инструментов, способствующих переходу данных систем из текущего в желаемое состояние с минимальными рисками и потерями с целью развития экономики и повышения конкурентоспособности, а также инвестиционной привлекательности территории. Данным инструментом является формирование управляющих компаний под контролем исполнительной власти Российской Федерации.
Так, управляющей компанией (УК) Арктической зоны и территорий опережающего развития (ТОР)в АЗРФ наделена Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 472 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 432»АО «Корпорацию развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ»).Также для решения институциональных проблем АЗРФ 7 июля 2020 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», в частности, в ФЗ определяются полномочия и функции управляющих компаний для обеспечения рационального управления территорией. Так, в ст. 6 ФЗ УК осуществляют следующие полномочия с целью рационального и стратегического управления территорией:
- прием заявок и заключение соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности;
- ведение реестра резидентов Арктической зоны;
- осуществление контроля за выполнением резидентами Арктической зоны соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности;
- выдача письменного свидетельства о выполнении резидентом Арктической зоны условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности.
Таким образом резидентам АЗРФ и резидентам ТОР со стороны управляющей компании и ее дочерних представительств предоставляется комплекс полномочий и функций по упрощению административных процедур, которые существенно экономят инвесторам средства, время и устраняют институциональные барьеры к ведению бизнеса:
- применение свободной таможенной зоны;
- получение земельных участков на отдельных территориях АЗРФ от УК;
- обеспечение необходимой инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой;
- сокращение сроков и ограничение проверок – особый режим контрольно-надзорной деятельности;
- персональное сопровождение резидента в режиме одного окна;
- правовая защита интересов резидента в суде компанией;
- круглосуточный режим работы пунктов пропуска;
- формирование возможности привлечения иностранных работников без квот.
Таким образом присутствие управляющей компании на территории инвестирования АЗРФ положительно сказывается на потенциал ее развития, привлечения кадровых ресурсов, упрощения административных процедур, формирования у инвестора доверия к осуществлению деятельности.
Хотелось бы отметить, что статус резидента АЗРФ может получить инвестор с проектом свыше 1 млн. руб.В свою очередь, налоговыми преференциями участия в реализации инвестиционных проектов на территории АЗРФ в качестве резидента являются:
- в течении десятилетия после получения первой прибыли ставка налога на прибыль – 0 %, зачисляемая в федеральный бюджет для всех видов деятельности, за истончением деятельности по добыче полезных ископаемых. Региональные льготы устанавливаются до конца 2020 г.;
- снижение ставки налога на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет, налога на имущество, земельного налога вплоть до 0 %;
- снижение ставки по режиму упрощенной системе налогообложения до 1%;
- возмещение страховых взносов, уплаченные в государственные внебюджетные фонды до конечной ставки 7,6% для всех видов деятельности, за исключением добычи полезных ископаемых. При этом для новых рабочих мест субсидирование составляет 75 % объема страховых взносов;
-осуществление налогового вычета из налога на добычу полезных ископаемых на объем осуществленных капитальных вложений в развитие инфраструктуры, необходимой при освоении нового месторождения твердых полезных ископаемых, а также инвестиций в новые обогатительные и перерабатывающие мощности.
- ставка налога на добавленную стоимость в размере 0% в отношении услуг ледокольной проводки, морской перевозки и перевалки экспортно- ориентированных грузов.
Таким образом устранение административных барьеров, формирование налоговых преференций позволяет инвестору нивелировать большой объем проблем финансового, организационно-управленческого, ресурсного (материальные, человеческие ресурсы) характера. В результате на декабрь 2020 г. резидентами АЗРФ стали уже 26 корпоративных структур с общей сумой 89103 млрд. руб. инвестиций. Это позволило создать более 3531 новых рабочих мест.
Отдельно бы хотелось отметить, созданную на территории АЗ РФ ТОР Столица Арктики (Постановлением Правительства Российской Федерации № 656 от 12.05.2020 года), управляющей компанией которой является дочернее общество АО «Корпорации развития Дальнего Востока» ООО «УК «Столица Арктики», соучредителем которого выступило АО «Корпорация развития Мурманской области». Появление такого института в Мурманской области, входящей в состав АЗРФ является совершенно новым уровнем для развития бизнеса с применением всех стандартов работы федерального института поддержки, включая информационные системы, единое окно для инвестора и полный доступ к информации о всех возможных мерах поддержки бизнеса в Арктике.
Показателями развития ТОР Столица Арктики являются:
- количество резидентов – 4 ед.;
- объем инвестиций – 94937 млрд. руб.
- количество вновь созданных рабочих мест – 2021 ед.
Специализацией ТОР Столица Арктики является портовая деятельность, логистика, промышленное производство. Якорным резидентом является компания ООО «Новатэк-Мурманск», реализующая один из крупнейших инвестиционных проектов на территории Мурманской области - Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, на котором уже ведется строительство линий сжижения природного газа для очередного проекта «НОВАТЭКа» - «Арктик СПГ 2». На рисунке 1 представим налоговые преференции для ТОР Столица Арктики.
Рисунок 1 - Налоговые преференции ТОР Столица Арктики
Таким образом широкие налоговые преференции, охватывающие большую часть важных налогов, участвующих в налоговой нагрузке на бизнес, позволяют привлекать на территорию инвесторов, что влияет на социально-экономическое ее развитие: рост экономики и инвестиций в основной капитал (рис. 2), повышение производственного потенциала, формирование рабочих мест и улучшение демографических и миграционных процессов в долгосрочной перспективе.
Рост инвестиций в основной капитал до 2017 г. обусловлен формированию условий для привлечения капитала на территорию АЗРФ.В последние годы было отмечено снижение притока инвестиций до 1876,1 млрд. руб., что связано с недостаточным вниманием государственных органов к территории.
Именно поэтому в 2020 г. Правительство РФ стало активно внедрять проекты и программы по эффективному управлению Арктикой на основе формирования управляющих компаний. Внедрение в Арктической зоне специального экономического режима, способствует переходу к экономике замкнутого цикла, осуществлению частных инвестиций в проекты.
Не исключено и формирование кластеров, как по отраслевой принадлежности, например, в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, так и разнородных компаний. Капитализация кластера будет происходить за счет государственно-частного партнерства, вовлекая малые и средние масштабы бизнеса, что внесет большой вклад в экономику Арктики.
Синергетический эффект от функционирования управляющей компании в АЗРФ и государственного внимания к территории в виде налоговых преференций будет способствовать дальнейшему формированию инфраструктурных условий по реализации задач и функций в АЗРФ для притока инвестиционного капитала и созданию социально-экономического потенциала.