Все записи
23:55  /  23.12.20

154просмотра

Персонально ваш: зачем малому бизнесу бизнес-шериф?

+T -
Поделиться:

Вот уже год эта должность есть в каждом муниципальном образовании Башкортостана. Кто такие бизнес-шерифы и как они помогают республике развивать малый бизнес? Рассказывает Римма Бойцова, председатель Госкомитета Башкирии по предпринимательству.

 

Институт бизнес-шерифов в Башкортостане создан во второй половине 2019 года по инициативе Главы Республики Башкортостан Р. Ф. Хабирова. Явление уникальное для Российской Федерации. И буквально за короткое время этот инструмент поддержки предпринимателей доказал свою эффективность.

Новый институт – важная часть региональной политики поддержки предпринимательства, открытого диалога с руководством республики без посредников. Можно сказать, бизнес-шерифы – это единственные чиновники, номера мобильных телефонов которых находятся в открытом доступе: на сайте нашего Госкомитета по предпринимательству, на странице общения главы региона с бизнесом, на сайтах муниципалитетов. Полный доступ 24 на 7.

Сегодня в экономике региона сложилась ситуация, которая, с одной стороны, «требует» от людей проявления бизнес-инициативы, а с другой – способствует развитию предпринимательства.

В Европе есть страны, где малый бизнес составляет 95% экономики. Для нашей страны такое положение дел непривычно – у нас экономика базируется на крупном бизнесе. Но малый бизнес – это благополучие и конкретного человека, и общества в целом. Предприниматель занимается любимым делом и кормит свою семью, снижая социальную нагрузку на государство, платит налоги. Малый бизнес обеспечивает разнообразие рынка услуг, открывает путь к инновациям.

Во многих районах республики с успехом действует связка «общественные организации – местная власть», которая объединяет бизнесменов, помогает им. Но есть и такие муниципалитеты, которым необходимо изменить свое отношение к бизнесу. Отсюда и возникла идея создать институт бизнес-шерифов: персональных представителей предпринимателей, но при этом высокопоставленных сотрудников администраций.

Бизнес-шерифы – это заместители глав администраций муниципальных образований и городских округов, курирующие предпринимательство. Но мы просим, чтобы это назначение сопровождалось рекомендательным письмом от местной общественной организации предпринимателей.

Кандидаты в бизнес-шерифы проходят жесткий отбор, несколько уровней собеседований, в том числе с руководителем администрации главы республики. Из 63 специалистов 48 пока совмещают функции в различных комбинациях, решая вопросы по экономике, торговле, закупкам и даже природопользованию. Сказывается нехватка высококвалифицированных кадров.

Основная задача бизнес-шерифа – формировать условия для развития бизнеса, то есть помогать, информировать, консультировать предпринимателей по самому широкому кругу вопросов ведения бизнеса и мерам господдержки. Они призваны сопровождать бизнес-проекты, снимать административные барьеры и защищать предпринимателей.

Башкирия – очень большая республика и по численности, и по территории, в ней много муниципалитетов. Значительная удаленность от столицы, ее деловых центров, нагрузка на институты развития бизнеса, расположенные в Уфе, снижают эффективность работы последних и сдерживает рост предпринимательства. Формируя команду бизнес-шерифов, мы ставили цель, чтобы в каждом муниципалитете, а не только в столице предприниматели могли достучаться до власти, получить поддержку институтов развития бизнеса.

Бизнес-шериф – это человек, который увязывает интересы бизнеса с интересами местных организаций, авторитетный в районе человек, который всех знает и может наладить конструктивное взаимодействие, дать совет по подбору земли для ведения бизнеса, подсказать, как получить меры государственной поддержки и какие конкретно подходят для того или иного вида предпринимательства. К нему приходят предприниматели со своими проблемами и трудностями для разрешения спорных вопросов с представителями госструктур. Бизнес-шерифы стали персональными финансовыми проводниками и консультантами, их телефоны всегда в открытом доступе.

Бизнес-шерифы сумели показать свою невероятную эффективность. Они просто вышли к людям и разъяснили, что и как делать, чтобы открыть бизнес и развиваться сегодня, даже в сложных условиях пандемии. За один только декабрь прошлого года с их помощью из «тени» вышли 2000 предпринимателей.

Поддержка в системе «бизнес-шериф – предприниматель» выстроена таким образом, чтобы оказывать помощь на всех этапах – от запуска бизнеса до выхода на экспорт. Так, начинающему предпринимателю будет оказана помощь в регистрации компании, будут подобраны образовательные программы. С помощью бизнес-навигатора будет сформирован бизнес-план, помогут собрать документы на получение субсидии на стартап, найдут помещение на льготных условиях аренды в бизнес-инкубаторе или коворкинге. Закупку оборудования для производства можно будет организовать с помощью региональной лизинговой компании, выйти на новые рынки и найти покупателей на профильной выставке, участие в которой будет оплачено государством. И уже при поставке продукции на экспорт частично будут компенсированы транспортные расходы и расходы на сертификацию.

Бизнес-шерифам поставлены конкретные задачи, определены KPI. Координация деятельности и контроль исполнения реализуется также в ходе регулярного общения, обмена опытом и лучшими практиками на еженедельных встречах в группах по 16 человек. Конечно, не все бизнес-шерифы работают одинаково. Но я не видела среди них равнодушных и формально исполняющих обязанности людей. Самый сложный участок достался уфимскому бизнес-шерифу.

В этом году KPI заместителей глав по развитию предпринимательства были сформированы, исходя из показателей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и проектной инициативы «Активизация предпринимательской деятельности и обеспечение ее безопасности».

Кроме основных KPI, необходимо достичь ряда других показателей, таких как охват господдержкой 50% бизнеса в районе, подготовка и упаковка не менее трех инвестпредложений, проведение не менее 40 предпринимательских часов в год.

Тем не менее исполнение KPI и показателей в полном объеме не может являться единственным критерием оценки работы бизнес-шерифа. Как оценить главный фактор эффективности – клиентоориентированность? Насколько инициативны бизнес-шерифы: сидят и ждут предпринимателей у себя в кабинете или активно выезжают в «поля», сами выявляют проблемы бизнеса и настойчиво защищают предпринимателей?

Оценить активность и успешное решение запросов бизнеса, количество сделанных шагов до результата позволит автоматизированное рабочее место. Планируется, что каждому бизнес-шерифу установят информационную систему, в которой будут фиксироваться все этапы взаимодействия с предпринимателем на основе прописанных бизнес-процессов. Программа подскажет дальнейшие действия. Например, напомнить КУМСу о сроках поручения, необходимости сделать звонок в орган власти или связаться с институтом развития для получения господдержки. Благодаря работе в CRM-системе ошибки и забывчивость будут сведены к минимуму.

Таким образом, мы получим «воронку», которая характеризует проделанную работу в верхней части – от обращения, запроса, звонка до предоставления господдержки или закрытия вопроса предпринимателя.

Кроме того, будет сформирована база данных как самих предпринимателей, так и системных проблем и административных барьеров, а также каталог продукции региональных производителей. Синхронизация с инвестпорталом обеспечит контроль исполнения поручений по предпринимательским часам и республиканским инвестчасам. Также в системе предусмотрены формы отчетов, регулярно запрашиваемых региональными органами исполнительной власти для снижения трудозатрат бизнес-шерифов. Впервые такая система будет установлена для чиновников, ведь она, скорее, характерна для клиентских офисов банков и отделов продаж.

Эффективность работы бизнес-шерифов напрямую зависит и от уровня их собственной информированности, владения, так сказать, материалом. Это уже задача наша, Госкомитета по предпринимательству.

С этой целью были организованы еженедельные встречи в группах по 16 шерифов для регулярного общения, обмена опытом и лучшими практиками. Проводим также различные «курсы повышения квалификации», семинары, стратегические сессии или направляем на другие мероприятия, если таковые проводятся за пределами Башкирии.

Так, например, проведена стратегическая сессия совместно с командой Ward Howell. Это партнеры АНО «Россия – страна возможностей» по программе «Лидеры России». Они также участвовали в подготовке программы РАНХиГС «Управленческое мастерство для региональных руководителей». Ключевыми темами сессии стали вопросы реализации национального  проекта и меры государственной поддержки предпринимателей, повышение эффективности работы бизнес-шерифов по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата.

Работая в группах, бизнес-шерифы рассмотрели возможные варианты трансформации системы помощи малому и среднему бизнесу, изучили систему принятия решений и управления в условиях неопределенности, а также метод итерационного экспериментирования – центральную установку в тиминге.

Результаты деятельности бизнес-шерифов в 2020 году можно наблюдать по динамике регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства. На фоне отрицательной динамики вновь созданных субъектов МСП в Российской Федерации по сравнению с 2019 годом с апреля по ноябрь в нашей республике зарегистрировались 11 420 предпринимателей, что составляет 69,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В среднем по стране среди регионов, в которых количество субъектов МСП превышает 100 тысяч, этот показатель составил 65,8%. Кроме того, мы успешно преодолели установленный нацпроектом по предпринимательству показатель количества на уровне 29 600 самозанятых-плательщиков налога на профессиональный доход.

Такой результат, считаем, исключительно заслуга бизнес-шерифов. Была проведена легализация через центры занятости предпринимателей, работающих без официальной регистрации. Промотивированы потенциальные самозанятые, откладывавшие регистрацию по разным причинам. В настоящее время Башкортостан входит в топ-3 регионов, наряду с Татарстаном и Краснодарским краем, в которых наблюдается активизация предпринимательской инициативы, что подтверждается не только реестром МСП, но и государственным реестром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Институт бизнес-шерифов оказался особенно востребованным в период распространения новой коронавирусной инфекции. В муниципальных образованиях и городских округах работают оперативные антикризисные штабы, бизнес-шерифы ведут деятельность в статусе заместителей руководителей штабов. Они еженедельно проводят брифинги по итогам заседаний антикризисного штаба, озвучивают информацию о мерах поддержки. Освоили новые форматы общения, в том числе проводят видеотрансляции в инстаграме и отвечают на вопросы предпринимателей.

С начала года бизнес-шерифами организованы более восьмисот предпринимательских часов для почти полутора тысяч предпринимателей, на которых рассмотрено около двух тысяч бизнес-проектов. Семь проектов общим объемом 8 млрд рублей были рассмотрены на инвестиционном часе у Главы Республики.

Бизнес-шерифы не только ведут текущую работу, но и активно вовлекаются в развитие своих районов. Так, бизнес-шериф города Агидель в составе команды при участии городских лидеров и Госкомитета по предпринимательству в результате конкурсного отбора стал участником акселератора Агентства стратегических инициатив, успешно прошел во второй тур и подготовили проект реанимации города путем реализации проекта «Идеальный город для фрилансеров».

Большой интерес проявлен к новому институту и на федеральном уровне. Наши бизнес-шерифы регулярно выступают экспертами во время ВКС «Корпорации “МСП”» с регионами РФ.