Все записи
14:26  /  18.01.21

781просмотр

Музеи мира, которые стоит посетить и картины, которые стоит посмотреть

+T -
Поделиться:

Для меня, как для путешественника со стажем, давно стало понятно: хотите познакомиться со страной — сделайте две вещи. Во-первых, идите в музей (желательно картинную галерею, если, конечно, вы не оказались где-то в Папуа Новой Гвинее), хотя отсутствие музея — тоже своеобразный ответ на запрос, а во-вторых, сходите в местный ресторан, не при отеле.

Но я предлагаю подробнее обсудить пункт номер один. Итак, музеи и картины, которые стоит увидеть. И тут не будет, как с Парижем: увидеть и умереть, тут скорее, наоборот, увидеть – и ожить. Когда-то давно моя сестра уехала жить в Вену, в город столь же интеллигентный и имперский, сколь радушный и душевный. У нас с Веной, да и с Австрией в целом давно любовь, надо полагать, что взаимная. Началась она, конечно, с отеля Захер и с одноименного торта. Вместе они создают ту атмосферу, к которой все время хочется возвращаться, атмосферу старины и векового наследия. Правильной энергетики тут точно не занимать, поэтому, если нужно восстановить душевную гармонию, то вам в Вену и в отель Захер (у кровати вас уже будет ждать маленький кусочек торта как комплимент от отеля). И вот вы, такой выспавшийся, сытый, ощущающий себя богемой где-то из 80-ых, выходите из отеля направо и буквально два шага и — вот он. Музей Альбертина. 

Вот бывают такие «ваши места», куда тянет вернуться снова и снова, так вот Альбертина — именно такой музей, а точнее, картинная галерея. Постоянная экспозиция этой картинной галереи заслуживает посещения из раза в раз, с целью обнаружения того, что в предыдущий раз не удалось охватить. У меня лично так всегда, я не могу сразу оценить и прочувствовать все собрание музея, мне необходимо этот процесс сегментировать для наилучшего восприятия. Но, что я хочу особенно отметить, это временные экспозиции Альбертины. Настоящий рай любителя выставок: тут и Дюрер, и Мунк, и Брейгель, импрессионисты, авангардисты…. Каждый раз — небанальная подача выставочных работ: свой цвет стен, свое освещение, своя логистика внутри выставочного пространства — все создано так, что вы полностью погружаетесь в атмосферу мира художника, вы растворяетесь там. Такое ощущение наполненности после выхода из музея — редкое чувство. Поэтому возвращаюсь я именно сюда, в Альбертину, много лет подряд. Картины тут видеть надо все. Но, если вы все же хотите конкретики, то, пожалуй, я выделю несколько работ: Марк Шагал «Спящая женщина с цветами», Клод Моне «Пруд с кувшинками», и «Руки молящегося» Альберхт Дюрера, на ней я хочу остановиться.

Вокруг этой работы Дюрера существует красивая легенда, якобы Альберхт написал руки своего брата, который, ради возможности обучения  своего брата-художника ремеслу в Академии в Нюрнберге, вынужден был зарабатывать на жизнь тяжелым физическим трудом, но эта легенда разбивается при сопоставлении с фактами жизни Альберхта. Но мы не об этом. Поэтому я бы просто насладилась эстетикой, мастерством, утонченностью, сакральностью работы. Вы когда-либо придавали большое значение этому жесту? По какой причине именно такие руки изобразил автор? Вопросов множество. Думаю, каждый найдет ответ по душе. Ведь Дюрер не зря обращает внимание на руки, сложенные в молитве: сколько в них силы и смирения, сколько там мощи и просьбы о помощи. Рекомендую задержаться у работ автора как можно дольше, чтобы понять их душой. Хотя, этот способ работает безотказно, если вы пришли не просто поставить галочку, что такую-то картину вы увидели, а чтобы проникнуться каждой молекулой. А для чего еще нужно искусство? 

 И вот вы уже в Европе, куда же дальше? Я вам скажу: следующая остановка — это Рейксмузей в Амстердаме. Вам точно сюда, если не пугают большие пространства, обилие экспонатов и желание охватить все, потому что именно оно посетит вас в этом масштабном музее. Тут сомнений нет, главное, что вы должны увидеть — это монументальную работу Рембрандта «Ночной дозор».  Эта, самая знаменитая работа Рембрандта, где мастерство автора видно в каждой детали. Светотень на холсте завораживает, эмоции считываются кожей, тайна, напряжение, драма, величие – вот, что отзывается во мне, когда я вижу эту картину. Поражающая воображение монументальность. Картина поглощает тебя, интригует и завораживает. Спасибо Рембрандту ван Рейну за такой талант. Редкий талант и в констатации этого факта я , конечно, не оригинальна. Но, в отличае от многих моих знакомых (почему-то), я люблю искусство голландцев, оно интересно сочетает в себе реализм и романтизм. Кстати, рядом находится известный музей современного искусства Стеделик, куда стоит сходить из-за необычной архитектуры и любопытных работ современных авторов. Внизу вкусное кафе. Это немаловажно при знакомстве с искусством, нужно воспринимать прекрасное в комфортном состоянии. Однозначно рекомендую к посещению крупнейшую в Нидерландах картинную галерею Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме (на поезде в Европе путешествовать одно удовольствие). Сам по себе музей — архитектурный памятник, на мой взгляд. Причудливые формы, графическое оформление и оригинальность самой постройки — все это вполне по-нидерландски. В собрание музея входят произведения искусства европейских мастеров, начиная с 15 века. 

 

Если вдруг, в один прекрасный день, вам захотелось экзотики и вы улетели в Австралию, то берите сразу билет до столицы острова Тасмания, до города Хобарт. Там есть музей, собрание которого не сравнится ни с какой другой страной. Не сравнится в прямом смысле слова своей оригинальностью. Но об этом дальше. Тасмания столь удалена от нас, что сложно было ее себе представить до непосредственного посещения.  Я думала, что такой остров будет представлять собой нечто дикое, но мое было удивление, когда я поняла, что все совсем наоборот. Ближайшие точки на карте — Новая Зеландия (до которой от Москвы 21 час только в самолете и Антарктида, до которой добраться тоже проблематично, особенно если вас укачивает в море, ведь тут нужно преодолеть «ревущие сороковые» широты, но мы не об этом). Видимо, много лет назад, когда сюда ссылали людей, они решили, что жить надо, но не просто выживать, а создавать свой мир. Им это удалось. Хобарт — чудесный современный город со своей непередаваемой атмосферой. Чувствуешь, добравшись сюда, себя как минимум Куком, ну а как максимум безумно влюбленным в этот мир путешественником. Город уютный, небольшой и необычный. Так что и музей, о котором я собираюсь вам рассказать, соответствует городу. Итак, Музей старого и нового искусства — MONA. В 2011 году австралийский магнат Дэвид Уолшем создал на берегу реки Дервент в Хобарте необычный авангардный музей. Такого вы еще точно не видели. «Провокационный Диснейленд для взрослых» — так назвал его сам создатель. Согласитесь, что звучит многообещающе. После посещения музея остаешься в недоумении, но совершенно точно равнодушным не уйти.  Изначально, Уолшема интересовали мозаики древнего Рима и греческие саркофаги, но в итоге изюминка музея – современные экспонаты. Сам по себе музей – бункер, уходящий на 4 этажа вниз под землю. В темных коридорах потеряться легко, но на входе дают карту и устройство для ориентации в пространстве. Пространства музея решены очень смело, архитектура всего комплекса мне кажется очень впечатлящей: огромный цементный шар в ресторане, прозрачный пол, мостики и переходы, одинаковые помещения-лабиринты. Класс.

 Инсталляции, представленные вниманию зрителя, очень неоднозначны. Например, желудочно-кишечная машина бельгийца Вима Делвоя, где весь процесс переработки продуктов сопровождается соответствующими запахами. Или мягкое кресло, в котором вам предложат совершить эвтаназию, но себе (на любителя, мягко скажем). Есть, конечно, и более безобидные экспонаты, но и они не всегда понятны ценителям современного искусства. В целом, посещение музей MONA — необычный опыт.

В заключение хочу сказать, что музей, который для меня стал образцом всех музеев, в классическом понимании этого слова ( к таким еще отношу Третьяковскую галерею в Москве и музеи Ватикана в Риме), стал «Метрополитен» в Нью-Йорке. Для того, кто первый раз оказывается в столь просторном и достаточно величественном пространстве музея, важно не потеряться и начинать знакомиться с коллекцией Мета (как его сокращенно называют) правильно. Мой личный способ — отправлять сразу в Египетский зал и зал, посвященный искусству Австралии и Океании. Удивительная культура столь отдаленных уголков планеты, культура древнего мира, уникальная коллекция, собранная кураторами выставок, совершенно точно поразит ваше воображение. Мое поразили оба эти зала: пугающие фигуры божеств с островов Фиджи или тотемы из центральной Австралии, или же саркофаги, расписанные сакральными символами, остаются в памяти надолго. Тут ощущаешь, что такое история и какой путь прошло человечество. 

 Из главных шедевров, представленных в картинной галерее музея, я бы выделила работы Каспара Давида Фридриха, представителя немецкого романтизма, в чьи картины я влюблена еще с института. Призрачные силуэты людей, смотрящих вдаль, практически во всех работах художника, создают невероятное ощущение: автор знает нечто такое, что не дано знать нам. Атмосфера тайны в работах Каспара Давида, сочетается с совершенно виртуозно подмеченными оттенками состояния природы: сумерки, закат, рассвет, смена сезонов, буря, затишье перед ней. Работа, представленная в музее «Метрополитен», может остановить мой взгляд на минут тридцать, — это «Два человека, созерцающие Луну». Две фигуры на полотне видны сзади, зритель становится участником в их общении с природой. Считается, что фигура справа — сам Фридрих, а рядом его друг и ученик Август Генрих. Увлечение луной было популярно среди немецких романтиков, которые рассматривали ее как объект созерцания. Это третья версия одной из самых известных композиций Фридриха, первая из которых, была написана при жизни Генриха (находится в Дрездене) и вторая, созданная после его смерти (Alte Nationalgalerie, Берлин).

 Коллекция музея, что ценно, доступна онлайн в очень хорошем качестве, так же, как и коллекция Рейксмузея в Амстердаме. В наше непростое время — это прекрасный шанс изучить работы лучших мастеров мира буквально находясь на диване. Но, как только вернется возможность лично посетить музей, не отказывайте себе в этом удовольствии. Как показывает жизнь сейчас, это ценное богатство.