Все записи
МОЙ ВЫБОР 16:42  /  20.01.21

229просмотров

С какими проблемами чаще всего встречается стартап

+T -
Поделиться:

В период пандемии компании резко сократили количество рабочих мест. По данным Росстата, уровень безработицы в России в 2020 превысил 6%, таким образом достигнув максимума за последние восемь лет. Эксперты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка считают, что к докризисным показателям занятость населения вернется только к 2022 году.

Волна сокращений не на всех влияет негативно: некоторые работники находят в себе силы открыть собственный бизнес.  Так аналитики отмечают, что в 2020 произошел рост инвестиций в молодые технологичные компании. Мы выявили основные проблемы, которые мешают стартапам стать компаниями-единорогами.

1. Переоценка идеи

По данным аналитической компании CB Insights, более 42% стартапов прекращают свою деятельность именно из-за отсутствия спроса на продукцию. Зачастую эта проблема возникает из-за переоценки своей идеи.

Здесь уместно вспомнить историю видеочата Airtime, который, по заявлению разработчиков, должен был произвести фурор в секторе коммуникаций. Несмотря на большую рекламную кампанию проект не получил отклика от пользователей и постепенно прекратил свое существование.

2. Нехватка «теплых» контактов

Труднее всего искать клиентов B2B-стартапам. Предпринимателям приходится применять  особые усилия для поиска новых клиентов. Более того, это требует намного больше финансовых вложений, чем в B2С-сегменте. При этом большинство корпоративных заказчиков не воспринимают всерьез стартапы в B2B. И даже если молодому бизнесу удается найти нужную компанию, то обычно переговоры о сотрудничестве сходят на нет уже после пары встреч.

Сейчас существует множество способов  решить эту проблему. Можно принять участие в различных тендерах или корпоративных акселераторах. Попав в такие экосистемы, стартапы открывают дверь в большой мир. Например, программа “Московский акселератор”, созданная по инициативе Агентства инноваций города Москвы при поддержке столичного Департамента инновационного развития и Фонда “Московский инновационный кластер”, помогает крупным компаниям и стартапам встретиться на одной площадке. Программа направлена на поиск инновационных решений как для бизнеса, так и для города. В рамках Московского Акселератора проведено 7 тематических треков, в результате которых корпорации находят бизнес-партнеров среди начинающих инновационных компаний и совместно запускают пилотные проекты.

Например, с помощью программы «Московский акселератор» проект BST GeoBank смог представить три продукта восьми банкам и провести с ними полноценные переговоры. Команда создала IT-платформу на основе Геоданных, Machine Learning и Big Data. По словам Ивана Иванова, CEO BST GeoBank, стартапу удалось достичь успеха, потому что команда получила доступ к неохваченным сегментам рынка и сфокусировала усилия именно на тех продуктах, которые оказались максимально востребованными. 

3. Отсутствие сторонних инвестиций

Следующей по важности проблемой считается процесс привлечения капитала. Большинство разработчиков надеются на свои личные сбережения, но отсутствие дополнительного источника финансирования приводит к снижению денежного потока и угрозе банкротства.

В качестве финансовой поддержки стартапы зачастую используют помощь инвесторов, которые вкладываются в проекты на начальном этапе их существования. Однако это становится все более сложной задачей в связи с последними тенденциями венчурного рынка.

Участие в различных мероприятиях, в которых инвесторы — это целевая аудитория, зарекомендовало себя как один из лучших способов обратить их внимание на себя. Например, компания «Винвестор», которая предлагает маркетплейс инвестиционных продуктов, упрощающий точку входа на банковский и фондовый рынки для обычных пользователей. Внедрение сервиса позволит банкам привлечь новых клиентов, заинтересованных в финансовых услугах. Участие в «Московском акселераторе» позволило «Винвестору» озвучить запрос на инвестиции перед большой аудиторий, которая собралась на DemoDay, и продолжить с ними переговоры уже после выступления. А разработчики сервиса ПамПаду для онлайн страхования агентов и брокеров смогли привлечь $400 000.

4. Игнорирование юридической стороны вопроса

Помимо банкротства и отсутствия спроса на продукт, существенным барьером для стартапов могут стать проблемы, связанные, например, с авторскими правами. При запуске проектов учитывается состояние рынка, прорабатывается бизнес-модель, но почему-то многие забывают о юридической стороне вопроса.

Здесь очень показателен пример сервиса для обмена музыкой Napster, который был запущен без учета авторских прав. Вскоре после старта начались судебные разбирательства Napster прекратил свое существование.

5. Отсутствие обратной связи и данных о рынке

Проведение исследований рынка и постоянное получение обратной связи — залог успеха для любого стартапа. Но для в B2B сегменте — это головная боль: достаточно сложно найти и получить время для интервью у нужных корпоративных клиентов. Поскольку исследования проводить все-таки надо, у B2B-стартапа есть несколько вариантов, как это сделать. Можно использовать существующие результаты опросов в открытом доступе, однако всегда есть риск публикации устаревших данных или ссылки на ненадежного источника. Другой вариант — найти сторонние компании, которые помогут с исследованием. Зачастую стартапы в этом случае обращаются к акселераторам. Благодаря им молодой проект получает доступ к тем клиентам, до которых было сложно добраться самостоятельно.

Например, создатели сервиса Tada  для внутрикорпоративных коммуникаций, управления командой и постановки задач, в рамках акселератора взяли интервью у представителей банковских экосистем. Финансовые организации оценили возможности  использования функций сервиса для общения с клиентами в мессенджере в любом формате: видеозвонки, аудио и текстовые сообщения. В результате команда Tada  запустила тестовый проект совместно с СКБ банком.

6. Амбициозные планы выхода на госсектор

Существенной проблемой для многих стартапов остается сложность выхода на B2G-клиентов. Несмотря на большой список гостендеров, для малых инновационных компаний сотрудничество с государственными организациями — это большой вызов в связи с высокой бюрократизированностью и консервативностью этого направления. B2G-сектор мог бы дать стартапам дополнительные возможности для расширения своего рынка и получения новых клиентов.

Помощь в «завоевании» B2G также оказывают акселераторы. Например, программа «Московский акселератор», которая реализуется тремя сторонами: экосистемой стартапов, городом и крупным бизнесом  - это уникальный пример продуктивного взаимодействия. Молодые компании получают «доступ к телу» и масштабироваться, предложив свои технологические решения профильным департаментам правительства Москвы.

Такой возможностью воспользовалась компания Push4site, участник “Московского акселератора”, которая ведет переговоры о пилоте с  Фондом "Московский Инновационный Кластер". Компания предлагает сервис для рассылки уведомлений пользователям на основе анализа больших данных. Это поможет повысить эффективность коммуникации с клиентами и автоматизировать сценарии продаж через приложение.