С помощью технологий дополненной реальности сегодня можно увидеть скрытые возможности – для бизнеса, образования и культуры. Глава московского представительства Epson в России Евгений Джаксимов рассказывает о том, как скоро Smart Glasses станут привычными спутниками человека.

Россия занимает лидирующие позиции в мире по внедрению AR-гаджетов, и в период пандемии запросы на них увеличились, что и понятно – востребованность технологий удаленных коммуникаций резко выросла в 2020 году.

Epson разработала технологическое решение Smart Glasses еще в 2011 году, а в течение последних лет сделала его массовым. В чем «секрет фирмы»? Вы надеваете очки, в дужку которых встроена видеокамера, активизируете их, и то, что вы видите, передается через интернет в любую точку мира. На другом конце связи область ваших задач наблюдает и оценивает специалист и в режиме реального времени подсказывает вам, что и как делать – голосом (через наушники) и, самое главное, наглядными инструкциями. Он передает на дисплей ваших очков различные схемы, таблицы, видео и другие материалы, которые вы будете видеть так же четко, как и всё, что вокруг вас, потому что дисплеи встроены в линзы и прозрачны.

Изображение, получаемое вами, как бы накладывается на окружающие предметы и пространство. Технология Si-OLED делает границы дисплея незаметными. Сами очки бинокулярные – это значит, что картинки на дисплее вы будете одинаково хорошо видеть обоими глазами. С помощью подсветки на дисплее в нужный момент высветится та или иная информация, необходимая именно сейчас. Можно и просто загрузить в очки какие-то сведения без сеанса связи и, например, изучить самостоятельно какой-либо участок работы. Руки при этом остаются свободными, вам не нужно держать планшет или смартфон и сверяться с ним – у вас всё перед прямо глазами. Форм-фактор – ключевое преимущество этой технологии.

Расскажу лишь о некоторых успешных вариантах применения «умных очков» в разных сферах как в России, так и за рубежом.

Период «застоя» отменяется

Начнем с производства. Особенно актуальной удаленная сервисная поддержка стала с приходом в нашу жизнь COVID-19, когда ваше производство «здесь», а специалист по ремонту или обслуживанию «там»: в другом городе, в другом регионе, в другой стране – и прилететь он не может из-за карантинных мер. Компания «Coca-Сola HBC Россия» задумалась о внедрении умных очков на своем производстве еще в 2019 году, поэтому в пандемию время на ремонт или обслуживание производственных линий снизилось, ведь специалиста можно было удаленно подключить практически в любое время. В России работают 10 заводов Coca-Сola, и все они были снабжены видеоочкамиEpson Moverio, программное обеспечение для которых создала компания Ubimax.

Заводы Coca-Сola в России, благодаря «умным» очкам, в течение последнего года в два раза сократили издержки и на обучение персонала. Новые сотрудники теперь самостоятельно изучают свой участок работы, а мастер-наставник подключается уже на этапе практических занятий.

Смотрим сквозь землю и непогоду

Сегодня многие промышленные гиганты (в том числе и в России) разрабатывают собственные индустриальные платформы с использованием технологии Smart Glasses. Особенно к этому стремятся крупные, географически распределенные компании, связанные, например, с добычей и переработкой полезных ископаемых. Ведь из-за труднодоступности для обычного транспорта в сложных погодных условиях им бывает очень сложно получить оперативную техническую поддержку. Большую роль здесь играет не только то, что руки при работе в очень сложных условиях остаются свободными, но и характеристики пыле- и влагозащищенности «умных очков», а также их устойчивость к климатическим условиям разных регионов – от пустыни до арктических широт. В этих случаях используются специальные версии очков – из более прочных материалов, с защитными экранами и креплениями на каску.

По словам представителя лидера нефтехимической промышленности нашей страны компании «СИБУР», использующей очки Moverio не первый год, они работали даже при -30 градусах по Цельсию – у компании есть предприятия, расположенные на Крайнем Севере. Интересно, что изначально компания Epson не закладывала в них такие характеристики, официальный рекомендуемый температурный режим модели, используемой «СИБУРом», – от 0 до +35 градусов. В компании подсчитали, что использование технологий дополненной реальности, делающих доступными онлайн-консультации от специалистов и производителей оборудования из других регионов, позволяет ей экономить от полумиллиона до нескольких миллионов рублей за один видеозвонок.

А немецкий производитель тоннеле-проходческого оборудования Herrenknecht использует «умные очки» под землей – Smart Glasses становятся для инженеров-электриков и средством связи, и планшетом с нужной для данного участка документацией. Теперь не нужно ждать, пока в конец тоннеля с поверхности земли спустится специалист: мастер на участке «фотографирует» очками пульт управления машины, а специалист «наверху» определяет неисправный участок схемы и высылает ему инструкцию по ремонту прямо на дисплей очков.

Вы не собьетесь с курса

Работникам крупных складов больше не придется чувствовать себя «витязем на распутье» – набольших пространствах очки становятся надежным навигатором. Навигация в логистике – один из самых перспективных способов использования «умных очков». Так, например, крупнейшая азиатская логистическая компания ST Logistics заказала MGG Software разработать для видеоочков приложение, с помощью которого сотрудники складов могли бы быстро ориентироваться в километрах одинаковых коробок на огромных складах. Пошаговая технология здесь такая: водитель вилочного погрузчика получает задание и с помощью пульта от очков, который удобно носить на рукаве или в кармане, запускает приложение, на дисплее устройства высвечивается маршрут к нужному товару (или нескольким, если их в заказе много), и, следуя указаниям на дисплее, работник комплектует заказы гораздо быстрее.

Всем, кто хоть раз бродил по строительным магазинам в поисках нужных рядов, линий, секторов, пытаясь понять логику размещения товара (особенно если там все недавно перестроили), полагаю, сразу понятно преимущество такой технологии. Пока мы можем только помечтать о том, что «умные очки» будут помогать и обычным покупателям в громадных моллах, но, уверен, что такое время настанет довольно скоро.

Пациенту не страшно, а врачу удобно

Одно из ключевых требований к оборудованию у стоматолога – это его вес. Очки Epson Moverio весят всего у 69 грамм, кроме того, их можно надевать поверх обычных, медицинских очков.

В стоматологии очки могут использоваться как врачом, так и пациентом – только для каждого из них требуется отдельное ПО. Почти нет людей, которые не боялись бы лечить зубы. Поэтому возможность отвлечься от своих страхов с помощью очков дополненной реальности в кресле стоматолога – один из маркетинговых ходов для привлечения клиентов. Представьте, что в ходе врачебных манипуляций вы спокойно смотрите кино, заходите в соцсети, читаете книгу или даже общаетесь с врачом с помощью видеоподсказок – специальное приложение воспроизведет при помощи Bluetooth-соединения с динамиком реплику пациента, выбранную из списка наиболее типичных. Прозрачные очки Epsonпозволяют видеть глаза пациента, что является одним из самых важных условий работы для зубного врача: он должен держать визуальный контакт с пациентом.

Протезистам же очки могут помочь одновременно и работать в полости рта пациента, и видеть 3D-модель обрабатываемого участка челюсти – ее с помощью специального стика с HD-видеокамерой заранее сканируют целиком. На основе трехмерной модели создается проект коронки или моста, учитывающий тончайшие индивидуальные особенности каждого пациента.

Удобство в том, что обычно врачу приходится смотреть то в рот пациенту, то на монитор, а в умных очках ПО EyeCad, например, выводит на дисплей сразу всю нужную врачу информацию. Одновременно очки и записывают всё, что видит врач, а «сеанс стоматологической магии» остается в памяти очков, может быть перенесен на компьютер и быть доступен впоследствии.

Самарский государственный медицинский университет использует Epson Moverio для обучения будущих хирургов. Заранее делаются КТ-исследования, а в процессе операции, на которой присутствуют студенты в видеоочках, трехмерная модель как бы накладывается на реальные органы человека, но при этом позволяет отключать ненужные в данный момент «слои» и видеть, например, только расположение вен. Кстати, о венах: компания Evena Medical (США) создала ПО, которое позволяет младшему медицинскому персоналу попадать в вену пациента с первого раза: она теперь видна на дисплее очков.

Система многоспектрального освещения, встроенная в очки, используя свет ближней части инфракрасного диапазона, показывает медсестре дезоксигемоглобин в венах пациента. Таким образом, легко находить «венки», как говорят врачи, даже у младенцев. Снижая риск врачебной ошибки, «умные очки» работают на бренд медицинского учреждения.

Развлекая, обучать и помогать

Простота устройства и легкость очков позволяют использовать их в обучении даже для детей среднего школьного возраста. Многим, наверно, знакома сеть детских технопарков «Кванториум» – десятки ее отделений раскиданы по всей стране. И большинство из них обеспечены очками Moverio. У «Кванториума» есть и передвижные комплексы: представьте себе, что значит для ребенка в отдаленном небольшом городке возможность проверить в этих очках работу придуманного им ПО…

В штате Калифорния (США) есть знаменитый Тихоокеанский океанариум, где ежегодно проходит фестиваль для людей с ограниченными возможностями – Festival of Human Abilities. Теперь посетители с нарушением слуха могут воспользоваться очками Epson для просмотра скрытых субтитров ,разглядывая рыб и морских животных, или во время сеанса в иммерсивном кинотеатре океанариума. Таким образом, не нужно вешать рядом с каждым экспонатом мониторы для сурдоперевода, а при просмотре фильмов сурдопереводчики не мешают другим посетителям: субтитры, как вы уже поняли, загружаются прямо на дисплей очков.

Примеры можно продолжить, фактически возможности применения «умных очков» ограничены только фантазией человека (и расчетами бизнесмена). Пока что для широких масс технология Smart Glasses – это нечто необычное, техническая диковинка, почти аттракцион. Но, учитывая, что только за последний год запросы на очки Moverio выросли в России в два раза, лет через десять нас ожидает революция сервисного обслуживания. Ведь будут совершенствоваться и сами очки, а программное обеспечение к ним – становиться доступным все более широкому кругу потребителей.