Все записи
18:54  /  1.02.21

123просмотра

2020. Музыка в пустом зале. («Музыка в нашей жизни. Десять писем к читателю». Письмо пятое)

+T -
Поделиться:

Первый концерт Георга Фридриха Генделя в Лондоне не имел успеха. Друзья его были опечалены этим фактом. Друзья, но не сам Гендель. « - Не волнуйтесь! – сказал он – в пустом зале музыка звучит лучше».

В 2020 году музыканты встретились с явлением «концерт в зале без аудитории с трансляцией для аудитории» - и могли проверить утверждение Генделя опытным путем. В свете сложившейся эпидемиологической ситуации множество концертных событий весны 2020 были перенесены или отменены; лишь часть из них была сохранена и представляла собой исполнение программы в пустом зале в прямой трансляции или же на запись для последующей трансляции. Позднее, в ноябре 2020 года, в своем спонтанно возникшем проекте «2020.Диалоги во времени» я задавала вопрос об этом опыте своим коллегам. У каждого из них были разные впечатления от этого формата концерта, но непривычный холод зала и беспристрастность камер, выход на сцену или же уход с нее под звук собственных каблуков, яркое окончание исполняемого сочинения и столь странная тишина в ответ смущали в этом опыте многих.

Как временная альтернатива, как эмоциональная поддержка зрителей, для которых визит в концертный зал был важной и частой составляющей их жизни, данная форма, безусловно, имела свое действие. Но все же концерт – это живая энергия. Это обмен энергией между зрителем и артистом. Это момент совместного создания сочинения «здесь и сейчас» - и именно создания, потому как исполнение сочинения всегда неповторимо. И именно совместного, потому как без присутствия слушателя в зале некий прекрасный (и всегда промежуточный) максимум в создании интерпретации сочинения не может состояться. Концерт – это событие, со-бытие артиста и слушателей. А музыка - opus universum, что переводится как «всеобщий труд», «всеобщее творение».