Все записи
12:01  /  21.01.21

538просмотров

Назир Абдувахидов: «Руководителям нужна прививка новыми навыками». Без каких навыков не наладить работу на удаленке

+T -
Поделиться:

«Начиная карьеру в московском офисе, где в подчинении малочисленная команда под боком, никогда не думаешь о том, что когда-нибудь будешь задавать безмолвные вопросы или получать ответы между строк. Руководя лишь тремя или пятью бизнес-единицами в постсоветских странах, я все еще справлялся с самой важной для себя задачей — ощущать пульс бизнеса и чувствовать эмоциональное состояние коллектива. А когда мне уже подчинялись более 700 человек в 21 стране в Центральной и Восточной Европе, стало критически важно уметь эффективно общаться на расстоянии», — вспоминает Назир Абдувахидов, директор по России и странам постсоветского пространства в Trip.com.

Абдувахидов Назир Абдукахорович

Жизнь после 2020 года никогда не будет прежней. Поэтому сейчас так значимо умение чувствовать эмоции человека через письма, видеть отношение к работе вне видеоконференций, узнавать об атмосфере в офисе из еженедельных/ежемесячных отчетов. Эта статья не про корпоративную психологию, а, скорее, про управление командами на расстоянии.

И раньше руководители имели мало времени для личного и глубинного погружения в дела вертикальных структур в их подчинении, командировок в отдельные подразделения компании, в регионы или филиалы. Сейчас его совсем нет. Ковид закрепил правило выполнять максимум задач удаленно. А значит, руководителям бизнеса нужна «прививка» новыми навыками.

Быть лидером, а не руководителем

Управление командами на расстоянии требует многозадачности, но начнем с гибких навыков.

— Толерантность к разностям людей, религий и культур давно является само собой разумеющимся навыком для руководителей. «Работая с британцами индийского происхождения, вряд ли придет в голову пригласить коллег на ланч в стейк-хаус: большинство из них вегетарианцы. А в командировке в Баку или Ташкенте в период мусульманского поста вряд ли грамотный руководитель станет заказывать для всех пиццу в офис для закрепления неформального общения с сотрудниками», — комментирует Назир.

— Очень важно быть в отличной форме самому, правильно планировать время, браться лично только за те задачи, которые являются архиважными для компании или которые нельзя делегировать. Необходимо четко ставить задачи: с целями, сроками, ожидаемыми результатами от команды или отдельных её членов.

— Но и не следует передавать в исполнение буквально все. Быть в тонусе и чувствовать пульс бизнеса — такая же неотъемлемая задача для руководителя, как и умение доверять коллегам те или иные важные роли и держать с них спрос.

Сотрудникам не нужны руководители, они нуждаются в сильных лидерах, способных вести людей вперед к новым вызовам, достигать целей компании и отдельной бизнес-единицы.

«Лидер — это миссия или призвание, руководитель — должность. Лидер коллектива — не всегда руководитель, им может стать сотрудник, который заслужил репутацию человека слова, который задает ритм, генерирует идеи, побуждает двигаться вперед, поддерживает и вдохновляет своими достижениями. Но чаще всего от руководителя ждут лидерства. Компании повезло, если сошлись 2 в 1», — уверен эксперт.

Умение излучать уверенность (уверенность через опыт приветствуется, но не является основным требованием) — крайне важный элемент для управления командами на расстоянии. Вообще уверенность — это всегда состояние самого человека, готовность в любой момент принять на себя ответственность. А внешнее выражение — лишь демонстрация этого внутреннего состояния. Начинающему руководителю рекомендовано следить за жестами, словами-паразитами, которыми он маскирует паузы и неудобные моменты при общении с командой.

Назир Абдувахидов приводит пример: «Когда для развития вверенного мне направления бизнеса в РФ требовались дополнительные средства, которые не были заложены в бюджет изначально, именно внутренняя уверенность и вера в успех проекта помогли пройти все циклы согласовательного процесса и получить дополнительные деньги для запуска проекта.  Результат — продажи Trip.com выросли в России на 40 %».

5 советов для руководителя от Назира Абдувахидова

  1. Жесткая периодичность общения с командами по конференц-связи необходима. Сотрудникам важно знать, что с них спросят. Созвоны нужны не реже 1 раза в неделю, потом — по необходимости. Но не следует собирать нескольких членов команды в авральном режиме. Это демонстрирует руководителя не с лучшей стороны.
  2. Кнут плох без пряника. Высокая требовательность делает хуже, если не поощрять достижение целей.
  3. Спрашивайте больше, чем команды готовы рассказать/отчитаться. Так они будут тщательнее готовиться и больше знать о состоянии дел.
  4. Креатив в постановке бизнес-задач приветствуется. Заставьте специалистов мыслить в формате helicopter thinking. Например, любой утомится от однообразности, если из раза в раз будет слушать однотипный доклад бухгалтерии о тратах за предыдущий квартал. Чтобы посмотреть на вещи с иного ракурса, можно поставить вопрос, какие контракты (клиенты) являются доходными на единицу услуги или товара. Или чтобы оценить погруженность маркетологов в продукт, можно узнать, какие доработки продукта они бы предложили реализовать отделу разработки. Да, есть аналитические инструменты и ответственные специалисты, но с людей стоит спрашивать больше, чем они готовы сказать. Тогда они будут «живые» на совещаниях и зум-конференциях, потому что готовились больше, чем обычно. Следовательно, становятся более осведомленными и работают качественнее.
  5. Необходимо оставаться человеком в первую очередь. Важно помнить о ключевых событиях в жизни членов своей команды. Свадьбы, дни рождения, утраты и состояние здоровья подчиненных всегда должны интересовать руководителя. Это даже больше, чем правило хорошего тона.

«В мире, где все становится обезличенным и цифры более важны, чем люди, хорошо бы сохранить себя и ценить наш главный ресурс — кадровый. Поэтому руководителю важно развивать в себе эмоциональный интеллект», — заключает Назир.