Все записи
09:54  /  23.02.21

557просмотров

Легенда о Великом Реформаторе

+T -
Поделиться:

Встретились мы вчера с однокурсниками. Обрадовались, выпили, начали, как водится, про Россию спорить. Слава Богу, все тихо кончилось. Не поссорились, а то всяко бывает. Пошёл я домой, заснул. И приснился мне сон. Или легенда? О ком же ? Понятно, о ком может быть в России разговор и сон - о Великом Реформаторе.

И шла передо мной во сне череда, один за другим – Иван Грозный потрясал посохом, Пётр I споро работал рубанком на верфи, лысоватый Александр I въезжал на белом коне в Париж, Александр II даровал волю, расстроенный Николай II принимал известие о начале войны, Ленин картавил с броневика, Сталин пыхтел трубкой и говорил врастяжку, Хрущев размахивал ботинком на подиуме, Брежнев шевелил бровями, Горбачёв пространно говорил, Ельцин взбирался на танк, Путин пахал как раб на галерах. Вдалеке - еще толпа, хмурый Торквемада косится на Малюту Скуратова, Карл XII и Шереметьев жестикулируют, Столыпин беседует с кайзером Вильгельмом, маршалы Жуков и Рокоссовский идут степенно с высоченным де Голлем, генерал Лебедь поддерживает под руку Анжелу Меркель.

Отдельный кружок в уголке: Ньютон, склонив голову, слушает Эйнштейна; Пастер с Мечниковым склонились над одним микроскопом и напряженно молчат; Зельдович и Ферми, оба лысые и вдохновенные, стоят у доски с мелом в руках. Гениальный Пушкин сидит на скамейке с блестяшим Байроном, Платонов в кирзовых сапогах и Кафка в вицмундире тихо беседуют, Моцарт им играет на скрипке, Фрейд внимательно прислушивается. Совсем вдалеке - еще картины: принц Гаутама, ставший Буддой, сидит в просветлении под фикусом; евреи, с Моисееем во главе, бредут через Красное море посуху; Христос с учениками вечеряет; Магомет проповедует в долине Арафат, суровый Мартин Лютер сжигает буллу Папы Римского. И каждый из них – искренне что-то пытался и пытается. Русские - понятно что: каждый хотел Россию за волосы втащить из Азии в Европу... Ан нет, это как медведя в лисью нору. И подумалось мне: а что вообще возможно ? Что же может в Истории совершить Великий Реформатор ? И что может он в России ?

И вот приснился мне ряд картин из глубокой древности. Солон, величайший политик Греции, жил более 600 лет до нашей эры. Преобразовал социальную структуру Афин, отменил долги и долговое рабство, ввел земельный максимум, поддерживал ремесло и крестьян, унифицировал финансы. Сделал Афины более демократичными, остался в памяти как величайший законодатель и мудрец. Но и знать, и демос были недовольны: одни считали реформы чересчур радикальными, другие недостаточными. Отказался - САМ - от тирании, говоря, что это покроет его позором. И пошёл-поехал Солон по миру. А пришел к власти его дальний родственник Писистрат. Главнейшая из реформ этого тирана - государственный дешевый кредит для крестьян. Многие аристократы, особенно наживавшиеся на ростовщичестве, покинули Афины. Непредвзятый Аристотель пишет, что "Вообще простой народ он старался ничем не раздражать во время своего правления, но всегда обеспечивал мир и поддерживал спокойствие. <...> Во всех вообще случаях он хотел руководить всеми делами по законам, не допуская для себя никакого преимущества." Это хорошо - но где еще найти такого Писистрата ?... Где найти этого идеального государственного мужа ? Другие примеры политиков более удручающи, мне ли вам рассказывать...

Спартанский царь Леонид, 490 лет до нашей эры. Ничего в политике не сделал. Лишь, идя на войну с Ксерксом, царем персов, лично отобрал воинов, числом 300, "и притом таких, у кого уже были дети" – сообщает «отец истории» Геродот. Когда личная гвардия Ксеркса обошла греческое войско по горной тропе, Леонид отослал главные силы в тыл, спасая их для дальнейшей борьбы. В этом сражении при Фермопилах он остался сам защищать проход со своим немногочисленным войском, зная что все погибнут (впрочем, феспийцы тоже остались и стойко сражались, но о них не помнит никто, кроме профессоров истории). Пожалуй, он удостоился самой чистой и незамутненной славы среди длиннейшего списка политиков, воинов и государственных мужей всех времен. Положил себя "за други своя"...

А вот леденящее, так называемое "Правление Тридцати" в Афинах, за 400 примерно лет до нашей эры, после поражение в Пелопонесской войне. Доходы естественно катастофически упали... Кого же мог поставить талантливый спартанский военачальник Лисандр, оккупировавший Афины ? Ясно, что своих клевретов, небольшую группу олигархов. Надо было изыскивать деньги, в том числе на оккупационный гарнизон. Как пишет ритор Исократ, «больше боялся тот, кто был богат, чем тот, кто совершил преступления. Они не наказывали преступников, а отбирали имущество у состоятельных людей». Среди других были казнены, впрочем, и так называемые сикофанты, профессиональные кляузники – единственная мера, заслужившая одобрение. До полутора тысяч афинян, как знатных, так и незнатных, но богатых, пало жертвой террора Тридцати. Цифра огромная для того времени, 5 % населения. Лишь один Сократ отказался повиноваться распоряжению Тридцати об аресте саламинца Леонта (не напоминает ничего ?)... Недолго они протянули, эти Тридцать, около года, большинство были убиты вскоре после свержения.

Александр Македонский, молодой царь и философ, разбил в трех сражениях превосходящие силы персидского царя Дария и захватил едва ли не всю известную тогда Азию, где-то за 330 лет до нашей эры. Беспримерен его военный гений, служащий образцом для всех амбициозных людей. Юлий Цезарь, по описанию Плутарха, воскликнул в беседе с друзьями: "...в моём возрасте Александр уже правил столькими народами, а я до сих пор ещё не совершил ничего замечательного!". И умер Александр молодым, всего в 32 года, версий много, от малярии до отравления. Умер герой, империя распалась. Зато эллинизм по всей Азии распространился. Только в битве при Гавгамелах, около 30 тысяч персов погибло. Куда их занести, в какую статью ? Зато весь мир помнит величайшего полководца. Гений, молодость и сила - сочетание неотразимое...

Вспомнился незабвенный Пушкин:   Прошло сто лет - и что ж осталось / От сильных, гордых сих мужей / Столь полных волею страстей? / Их поколенье миновалось / И с ним исчез кровавый след / Усилий, бедствий и побед.

И думал я в дреме: что же остается после всего этого, после всех героев, мятежей, войн и треволнений ? что же здесь важное? И понял - у греков уже издревле было понятие о демократии, "власти народа". Конечно, не без тяжких издержек демократии - коих немало (достаточно вспомнить печальную судьбу Сократа). Но именно демократия и дала грекам силу противостоять гораздо более многочисленным персам, в войске которых, по свидетельству Геродота, "за рядами персов стояли начальники отрядов с бичами в руках и ударами бичей подгоняли воинов все вперед и вперед". Само рождение демократии представляется неким чудом. Фриц Шахермайер, историк, посвятивший 50 лет жизни Александру Македонскому и древнему миру, искренне удивляется возникновению этого института. Сегодня он кажется естественным, все самые развитые страны имеют демократическую форму правления (хотя прямая демократия сменилась представительной). Возникновение полиса, концентрированного почти по-современному города-государства, было естественным в гористой, с длинной и изрезанной береговой линией, Греции (таж же как и в Италии). Изобретение военного строя фаланги требовало равного участия всех воинов. Это привело, уже в достаточно архаическом греческом периоде, к современному понятию - "равенства всех перед законом". Ах, даже завидно стало - молодцы греки !

А все же, чувствую, есть суета некоторая во всей этой политике. Хорошо же, подумал я. Ладно, а что там еще есть ?... Взглянул я во сне на карту мира... нашел в полутьме огромное пятно России, распластавшееся через всю Азию. И перенесло меня воображение - на другой конец, в совершенно другую часть Света, в древний Китай.

И вижу - равнина, жаркая и огромная. Две реки, дарующие жизнь и смерть. Очень древняя цивилизация. Крестьяне пашут, государства возникают и падают вместе с циклами перенаселения и последующих войн, голода и эпидемий. Циклы перенаселения, государства и династии следуют один за другим с периодичностью в 150-250 лет. Сначала людей после войны мало, земли много. Все живут хорошо. Но люди быстро размножаются, цены на землю растут. Земля концентрируется в руках знати, нищета растет. Пока это все не обрушится либо в результате восстаний, либо войн, либо дворцовых переворотов. Эти же циклы наблюдются и в истории России. Мы видим все те же человеческие страсти, как и в древних Греции и Риме. Жажда власти и богатства, борьба кланов, олигархия и монархия. Безумная роскошь одних и нищета других. Но - нет никаких намеков ни на какую демократию. А китайцам и не надо было сражаться сомкнутым строем, локоть к локтю. Равнина здесь, пространства огромные. Войско может контролировать гораздо бОльшие пространста чем в гористой местности. И становится профессиональным. У греков - все гористо, людей гораздо меньше, надо все самим. Приходится вводить демократию чтобы выжить. У китайцев - профессиональное войско сражается (далеко не всегда удачно), крестьяне пашут, бюрократы управляют.

География определила и тип государственной организации. Все те общественные страсти, которые бурлили в Греции, в Китае отсутствуют. Но зато у них - конфуцианство и этические ценности. Срединный путь, верность долгу, умеренность, внутреннее совершенство, справедливость, почитание иерархии и родителей. Думаю - неплохо, нам бы этого. Стоило бы лучшее позаимствовать... И еще: замена демократии - это формальные экзамены на звание императорского чиновника. Уже 1300 лет назад примерно - в Китае любой человек - сын крестьянина или вельможи - мог держать экзамен. И дали китайцы миру огромное количество технических изобретений - даже неудобно перечислять. Достаточно упомянуть бумагу и книгопечатание, рис и шелк, порох и фарфор. Культа силы в древнем Китае не было, известная поговорка это подтверждает: "из хорошего железа не делают гвоздей, из хороших людей не делают солдат". Был культ знания, долга, верности.

Некоторые римские герои кажутся едва ли не последователями Конфуция. Луций Цинциннат, неохотно принявший диктаторство, разбил врагов Рима, и тут же сложил с себя полномочия. В его лице - образец ранних римских доблестей, неприхотливости и долга. Братья Гракхи, герои плебса, оба убитые. Император Диоклетиан, добровольно сложивший с себя полномочия. Марк Аврелий, император, философ-стоик.

Окинул я взором все это, от древней Греции до Китая. И опять, быстро, как в порванной киноленте, пронесло меня воображение - в Россию. Думаю - а где же мы и кто же мы ? Конечно, Русская равнина - беспредельна. Климат другой правда, чем в Китае. Не способствует наша равнина образованию демократических институтов, совсем нет, знаем сами. Кроме того, чувствую, молоды мы очень, тысячу лет нам всего (Киевская Русь не в счет, расстояние от Москвы до Киева немногим меньше, чем от Парижа до Берлина). Греция, Персия и Китай такие памятники культуры и истории оставили - уже две тысячи лет назад! От древних цивилизаций мы - далЁко, от Рима, Греции, Персии, Китая. На краю Ойкумены мы, в прохладном климате, чего уж не сознаться в тиши ночной. Масса у нас народностей разных, религий и обычаев. Территория слабо заселена, отчего же не признать правды. Веками эту длинную границу страны надо было защищать - тяжелая ноша. Трудна наша историческая судьба. Мне 55 лет, и я принадлежу к первому российскому поколению, не испытавшему ни войны, ни голода. Слава Богу, русский язык, Пушкину благодаря, соединяет нас. Единое наше российское бытие медленно вырабатывается... Китай, даже меньше по размеру, долго формировался как единая нация. Сами мы по себе...

Ясно, мы не Европа, чего уж там. Далековато. Но - та ли Азия все же ? Во сне – чего не подумается ?... - куда бы мы отправили детей своих учиться, буде такая возможность представилась бы ? Не в Стамбул, Пекин, или Тегеран. А всё же – в Лондон, в Париж или в Нью-Йорк, кто бы там что не говорил (кто бы послал свое чадо в другое место, напишите хоть, мало ли чего я напридумывал ?). Пьем итальянские вина, любим французский сыр, ездим на японских машинах, и используем американские телефоны. Хотим детей образованных, успешных, состоявшихся. В чадре своих женщин ничуть не хотим видеть. В халат пока не облачаемся. Да и ходим в джинсах. И не заметно, что в обозримом будущем это все изменится. То есть – хоть и сказал поэт - «скифы - мы, да, азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами» - да, видать все же не те азиаты. Отличны мы и от персов, и от турок, и от китайцев, и конечно от индусов - всех наших соседей южных. И вряд ли хотим ими и быть.

Значит, признаемся в душе - подумалось мне уже под утро - небезразличны нам ни права человека, ни либеральные свободы, ни демократия, ни права женщин, кто бы что ни говорил и не возмущался про падение нравов там. А распластались мы по карте широко! Европа там сбоку прилепилась. Значит, тогда свое хотим. Свое исконное. Свой путь. Где и права человека и личности, и демократия, и самореализация, и бизнес свободный, и частная собственность. И все же - по другому чем у них там в Европе. Где более по-семейному, культура, без насилия и секса по телевизору, и ребенка можно отпустить погулять одного. Хорошее образование для детей. Медицину достойную. И жить хорошо хотим, надоело уже плохо. Не хотим исподлобья на весь мир смотреть. Вот этого все хотят, хоть мало кто ясно признается. И все же - Россия. И значит - хотим и государство сильное. Но не тиранию, и не застой брежневский. Посредине. Сильного лидера, но чтоб умел вовремя и достойно уйти. Как писал Василий Ключевский про царя-освободителя Александра II: "Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался." И суд независимый и главенство закона - хотим все же... И вот весь этот клубок - распутать бы... Подумал я спросонья - с чего бы начать ? А с человека. С учебы, думаю. С образования. С гражданской инициативы. И что-то типа конфуцианских добродетелей, с "европейским лицом", воспитывать. Тем более что были у нас в истории такие личности, и немало. Есть с кого взять пример. "Нестяжатели", Ордин-Нащокин, Сперанский, Чаянов, среди многих других. Примеры мужества, гражданского долга и терпимости. Вот где Великий Реформатор бы нужен. Который и дух бы поднял. Помните, был такой "Кодекс строителя коммунизма" ? Что-то подобное, современное. Церковь - чтобы все же была отделена, здесь осторожно надо. Пример бы кто показал. Кажется, замахнулся я широко.. надо бы обсудить, мало ли я здесь чего нафантазировал.

Проснулся. Думаю - дай запишу, поделюсь... Скажите, что думаете, други дорогие...

Комментировать Всего 3 комментария

/кто бы послал свое чадо в другое место, напишите хоть, мало ли чего я напридумывал ?/

я бы свое чадо обучаться разве что в MIT направил. Ни Оксфорд-Кембридж, ни Сорбонна - неа. Хотя это их, детей, дело-то, вопрос в финансах. Ни на одно из вышеизложенных моих финансов не хватит, так что все это чисто теоретически.

/И не заметно, что в обозримом будущем это все изменится./

я не знаю каким образом, но полагаю, что в обозримом будущем многое изменится

Вячеслав дорогой- поделитесь уж, что там изменится, коль подозреваете нечто... А то вы так загадочно написали...

Игорь, если бы я с какой-то значительной степенью достоверности знал, чтО изменится, я бы, наверно, написал.

Но я не знаю. Но чувствую :)