Все записи
12:49  /  7.04.21

733просмотра

Луна-парк современного искусства

+T -
Поделиться:

Чем человечество так зацепила «Джоконда» Да Винчи? Помните знаменитый эффект слежки глазами за ценителями искусства, в какой бы точке зала они не находились. Такой пророческий спецэффект, созданный ни много ни мало пять веков назад признанным гением искусства и науки.

И вот сегодня, в веке 21-м искусство окончательно перестало быть статичным. Чтобы завладеть умами и сердцами молодых людей, выросших с планшетами в руках, искусству требуется быть в постоянном движении. Так лучше удерживается фокус внимания современного потребителя.

Классическое современное представление – это в первую очередь шоу, а значит развлекательное зрелище на потеху толпы. Это либо видеоряд в музыкальном сопровождении, либо нарратив с визуализацией, либо мультимедийная выставка, либо иммерсивная постановка, либо интерактивный спектакль. По сути это бесконечное эклектическое смешение привычных жанров прошлого в попытке оживить замшелое, утомительное, вызывающее скуку у новых поколений искусство прошлого.

Сегодня рецепторы восприятия у человека настолько пресыщены, а тревожность так высока, что искусстводелы вынуждены комбинировать все новые текстуры и завязываться все новыми узлами, чтобы привлечь и удержать стремящегося окультуриться до среднего по фэйсбуку уровня пользователя, ни на секунду не выпускающего смартфон из рук.

Людям слишком сложно стало просто два часа слушать живую классическую музыку с маленьким перерывом на бутерброд с осетриной второй свежести и бокал шампанского в буфете. Не будем лукавить, и раньше многие засыпали под нежные романтичные ноктюрны Шопена. Но это, вроде как, была милая шалость, позволяемая себе уставшими тружениками прошлых лет. Привычку слушать классическую музыку всегда было трудно развить в себе без помощи увлеченных и разбирающихся людей. А наскроллить ее с экрана через беспроводные наушники и вовсе утопичная идея.

Людям стало тяжело даже просидеть два-три действия в классическом академическом театре с выключенным телефоном. Он так и жжет карман, не заснять тайком криворуко старания актеров для личного фотоархива, так просмотреть по-быстрому ленту в социальной сети и лайкнуть кого-то из незнакомых знакомых. Будто, засвидетельствовав чек-ином в сети свое пребывание под крышей дома лицедеев, ты в одночасье задавишь своим культурным уровнем всех фолловеров с интернет-странички. 

Балеты, оперы, все столь возвышенные и, казалось бы, нетленные виды искусства стали размениваться на постановки на современный лад, с примитивностью, вульгарностью и кичливостью. Будто оставаться сегодня добрым, поучительным, взращивающим и одновременно открытым стало искусству неловко. Словно испугалось оно стать отсталым, ненужным, старым и скучным, и побежало за плебейской звонкой монетой и раскатистым смехом. И увело незаметно нас зрителей в пучину брейгелевских страстей и босховских грехов. То, что искусство было призвано грациозно и изящно привносить в жизнь на пуантах с поклоном, теперь с грохотом и фанфарами вываливается на сцену без малейшей робости или смущения. Там, где музыканты, актеры и художники были избраны быть проводниками в «сад ветвящихся дорожек», укатаны сегодня катком кассовости асфальтированные шоссе. 

Искусство идет на поводу у своего «взыскательного» потребителя, а потребитель своим желанием вмешиваться в процесс сотворения полотна неизбежно обедняет искусство и устремляет его к уровню обыденности. А значит искусство перестает быть оным в его исконном смысле. Ласково и искусно приподнять своего потребителя на пару сантиметров над повседневностью, а не пригнуться и растиражироваться ему на потребу - вот достойная искусства задача.

Вы возразите, что культура и искусство просто адаптируются к обновленному темпу человеческой жизни и выдают адекватный ей контент. Ведь, и правда, сложно сегодня читать двухтомную Волшебную Гору или смотреть трехчасового Сталкера. Буквы кажутся стянутыми вязким каучуком и вскоре расплываются перед глазами, а картинка сменяется слишком медленно, и вот уже сознание уплывает не в силах сконцентрироваться и пальцы вновь привычно скроллят ленту на соседнем экране.

Только вот искусство нельзя отождествлять со словом контент. Это в корне неверно. Искусство было призвано заставить людские души трудиться, а не создавать белый шум для комфортного пребывания в летаргическом сне. Оно было создано дабы пробуждать, сеять, возбуждать, эпатировать и разжигать. Оно провоцировало людей думать, размышлять, искать смысл, сострадать, расти и передавать свои открытия по принципу преемственности будущим поколениям. Оно буквально бросало вызов лености и праздности, живущих в каждом мещанине, и бросало метафорически самого человека на оголенные прибоем скалы вечных ценностей и эталонной красоты.

И уже залипли клавиши не на одном лэптопе в мире от повторяющихся несмолкающих рассуждений о том, что именно сегодня наша человечность и наша духовность – это та самая нить Ариадны, без которой мы своими собственными руками погрузим человечество во мрак.

Именно сегодня стоит чаще отключать полностью смартфон и стоять на собственных ногах перед обыкновенной картиной маслом в рамке в именитом музее. Стоять длительное время, чтобы суметь по-настоящему ощутить, как долго и кропотливо истощенный стремлением к совершенству мужчина с палитрой в руке писал на холщовом полотне свой мир столетие назад. Услышать запах масляной краски и растворителя, увидеть запачканный халат и темные круги под глазами художника. Представить себе ту столь другую, но полную столь близких и понятных чувств жизнь.

Или проходя мимо модной витрины роскошного магазина, увидеть в отражении в стекле сколько эскизов было смято и выброшено в отчаянии в урну, как исколоты были булавками пальцы дизайнера, стремящегося воплотить идеальный силуэт с помощью строптивой ткани, иглы и искусной строчки. Почувствовать на губах металлический привкус от портновских булавок, ощутить трепет мастера от прикосновения к батисту и увидеть первые смутные очертания будущего наряда Haute couture.

Завести привычку созерцать в тишине, не ублажая одновременно более ни одного рецептора. Гулять без музыки в наушниках, смотреть и запоминать без объектива фотоаппарата, блуждать без навигатора, и петь и танцевать, и играть без режиссера и оператора рядом. Учиться искусству в одиночестве, и узнавать насколько подлинное искусство всегда было одиноко. Заземляться и напитываться вдохновением через искреннее восхищение способностями, развитыми другим человеком с своем теле.

 

“Как ни называть, важно, чтобы искусство несло утешение, а не развлечение, увлекало на подвиг, а не давало снотворное, не занималось исканием дешевого рая, не превращалось в наркотик”. Иван Ефремов. “Час быка”

Больше текстов обо всем на свете в 

телеграм-канале

 

 

Комментировать Всего 9 комментариев

Да, Мария, говоря по чести, мне стыдно, что я плохо воспринимаю  современное изобразительное искусство. И вот ещё: вздрагиваю от слова "инсталяция". Совсем нервы стали ни к чёрту. Прочитал Ваш замечательный текст, и теперь сижу и  думаю, что же меня отбрасывает от "стремящегося окультуриться" ?  Воспитание? Да - в нежном подростковом возрасте я слишком долго жил в бараке под Красной Пресней. Годы? Тоже. Но Вы много моложе меня, а чувствуете такой же дискомфорт, глядя на инсталяции. :) Беда.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Чувствую, Эдуард, и довольно часто, и в самые разнообразные моменты. И есть у меня даже специальное слово в обиходе для таких случаев Keskusta. Что по-фински значит - центр, но по звучанию, сами понимаете, очень забавляет))

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

И знаете, Мария, как пойду в Национальную галерею, так на душе праздник. А иной раз загляну в галерею  Саатчи в Музее современного искусства  в Челси - чувствую себя недоумком... И так больше 30 лет жизни в Лондоне! Комплекс развился... Теперь знаю ему название - Keskusta..:)) Спасибо ещё раз, текст Ваш действительно  безукоризненный.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Слова Национальная Галерея сейчас напоминают то ли мираж, то ли галлюцинации... 

Хороший способ расшатать нервную систему - заставить людей почаще ощущать себя недоумками. Крякает как утка, выглядит как утка...

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

И увело незаметно нас, зрителей, в пучину брейгелевских страстей и босховских грехов

Да, хорошо подмечено... Всё закольцовывается: от чего бежали, к тому возвращаемся)

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Точно, Анна. А мы все это развидеть и расслышать ведь уже не можем.

Я все никак не пойму, если честно, что было раньше: пипл попросил кушаний попроще или кто-то попримитивнее высказался, чтобы расширить "охват", как сегодня говорят. Хотя, наверное, это не так уж важно...

Для начала давайте уберём дефисы в "попроще" и "попримитивнее" и запятую перед "или": Вы слишком хорошо излагаете свои мысли, чтобы девальвировать их грамматическими ошибками)

Ну, а второе... Полагаю, это произошло почти одновременно. По аналогии с модой, историю и психологию которой я преподаю: уже несколько десятилетий мода не является творческим продуктом дизайнера в роли Демиурга. Мода есть отражение коллективного бессознательного, что есть в обществе (ИМХО, это предположение можно экстраполировать и на современное искусство). Каков поп, таков и приход, спрос рождает предложение и т.д. Так что всё описанное Вами закономерно... а вот куда оно приведёт?..  

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Спасибо за редактуру, Анна! Действительно, не стоит так грубо ошибаться.

Хочется, конечно, пестовать оптимизм и верить в победу чувства вкуса. Но гораздо быстрее в мозгу возникают яркие картинки унылой и строго регламентируемой жизни в обществе потребления. Как в "Черном Зеркале", если вы смотрели, когда искренний порыв человека открыть миру глаза на убожество и ограниченность воспринимается как мастерски срежисированное шоу.

Простите мне мою непросвещенность, психология моды - звучит очень интересно! Я бы с удовольствием почитала ваши статьи на эту тему, если такие существуют... ))