Все записи
15:57  /  20.04.21

4457просмотров

После трех не поздно

+T -
Поделиться:

Большинство современных родителей в мире знают или хотя бы слышали о книге японского автора Ибуки Масару «После трех уже поздно». Книга представляет собой весьма скромное по объему, но беззастенчивое по содержанию произведение современной «нелитературы». И носит она поистине гениальное название по силе воздействия на новоиспеченный пульсирующий всеми страхами мира родительский мозг. В России книга активно продвигалась создателями клубов раннего развития, а в 2010 году занимала первые места по продажам в рубрике «Детская психология» в крупнейших магазинах страны. Что же касается содержания, то она больше всего напоминает некий сборник тезисов сомнительной научной ценности, направленных лишь на то, чтобы запустить поскорее в молодом родителе гоночный механизм конкуренции.

Родители, как, впрочем, и их бездетные сверстники, и сами с каждым годом все мощнее ощущают на себе мощные тиски конкуренции в мире ограниченных ресурсов. Поддержание достойного уровня жизни семьи в череде последовательных кризисов последних десятилетий - это изнуряющий беспрестанный бег в надежде не откатиться и не упасть ничком на вечно ускоряющейся беговой дорожке. Это тяжело и эмоционально, и физически и все чаще приводит людей с их депрессиями, выгоранием и повышенной тревожностью в кабинеты психотерапевтов или в объятия коучей-сказочников. Этим сегодня никого уже не удивишь. Это наша новая реальность.

Но подобного в общем-то традиционного закабаления взрослых человеческих особей на новом этапе развития оказалось недостаточно. И маркетологи взялись с энтузиазмом за родителей и самых маленьких детей. И вот сегодня, спустя каких-то полвека после выхода книги в Японии, уже во всем развитом мире считается дурным тоном или даже родительским произволом не обучать своего ребенка музыке или рисованию с одного года. В лучших домах столиц земного шара не стихают разговоры о том, какой новый интересный курс посетило полуторагодовалое чадо вместе со своей продвинутой мамой, или даже папой.

Не загружая детей с самого раннего возраста посещением разного рода «развивашек», родители, с легкой руки все тех же маркетологов, панически боятся лишить их шанса на разностороннее развитие и успешную самореализацию во взрослой жизни. И как итог - большинство современных детей еще в дошкольном возрасте практически лишаются свободного времени для игр, общения и просто дуракаваляния. При этом их рабочее, в полном смысле этого слова, расписание загружает сверх меры не только самих детей, но и их родителей, и бабушек и дедушек, и, если таковые вписаны в семейный уклад, то и наемных работников. Родители бывают вынуждены работать буквально только на оплату многочисленных кружков и автоняни, но продолжают стоически терпеть ради великого будущего своих детей.

И, вроде бы, огромное количество именитых детских и взрослых психологов давно громко кричат родителям со всех возможных платформ: «Отстаньте от своих детей!» Дайте им свободу, разгрузите расписание, освободите время для подсчета ворон в окне. Откройте небо для полета их фантазии и развяжите руки для ненаправляемого творчества. Разрешите им заскучать.  Заскучать капитально и основательно. Позвольте ребятам и девчатам, помучавшись некоторое время, самим найти занятие, которое эту скуку разгонит. Таким простым и незатратным способом и детям, и их родителям откроется о самих себе и своих талантах гораздо больше, чем в нескончаемом беге с кружка на кружок. Нужно лишь научиться внимательно смотреть и различать знаки.

Но то ли перебросить ответственность на руководителей кружков проще, чем самим анализировать картинки и каракули, изучая попутно психологию цвета. То ли на самом деле дети стали для многих родителей проектами, которые они лишь выставляют на современных «табуретках» во время редких встреч. Только вот проводить с собственными детьми качественное время и просто давать им безусловную и безграничную любовь сегодня родители учатся у специально обученных людей с дипломами психологов или и вовсе без оных.

Безусловно, желание дать детям как можно больше возможностей на старте жизни само по себе прекрасно и может вызывать только уважение. И при этом не стоит забывать, что ребенок - это отдельная личность с самого мига его рождения, и красивый проект нужно очень чутко корректировать в процессе проявления этой самой личности. Родительский план по превращению дочери в звезду фигурного катания, или сына в успешного бизнесмена, может не иметь никакого отношения к собственным устремлениям и талантам конкретных, растущих в тени родителей детей. На эту тему написаны тысячи книг, сняты сотни фильмов, а главное, почти каждый родитель переживал этот диссонанс не так уж давно и в собственной жизни.

Тем не менее, к моменту рождения собственных детей, нам, родителям, будто сносит крышу от желания занимать первые строчки вместе со своими детьми. Мы забываем каково это было, мечтать строить дома из стекла, шить модельные платья или пилотировать в капитанской фуражке самолет в синеве небес, но, подчиняясь родительскому указу, идти на медицинский или экономический. Так может пришла пора набраться смелости и остановить эту гонку? Куда мы вместе с нашими маленькими подопечными так боимся не успеть? Кто столь грозный стоит на повороте с секундомером и отслеживает пристально результаты забега? Кто авторитетно и непререкаемо решил в каком возрасте уже пора сравнивать успехи детей? В 3 года или в 13 лет? А кто решил этот же вопрос для нас, взрослых? Где проходит линия невозврата и когда наступает тот день, в который пишется кем-то не по нашей просьбе синопсис нашей жизни?

Ведь нет в нас законченности, нет сформированности, завершенности ни в 36, ни в 64, и ни в 89 лет. Нельзя поставить точку, нельзя подвести черту, нельзя засеттлиться. И не стоит передавать через поколения этот запыхавшийся несфокусированный взгляд своим еще психологически неокрепшим детям.

Давайте вместе вернем им детство, а себе свободу и легкость. Свободу вместе валяться на диване в обнимку и болтать о ерунде. Свободу разглядывать облака, выдувая огромные пузыри из жвачки. Свободу глазеть на прохожих и угадывать их имена и судьбы по стрелкам на костюме и наручным часам. Свободу не бежать, а идти своим уникальным темпом и неповторимой походкой. Свободу стать собой вопреки любым тезисам, правилам, закономерностям и страхам.

Недавно ученые доказали, что люди после 50 лет оказываются способны на научные прорывы и бизнес-свершения, недоступные молодым. И, знаете, мне представляется это крайне логичным. Примерно в это время человек наконец позволяет себе больше ничего никому не доказывать, а просто жить. Это приносит с собой невероятное облегчение, а за ним и раскованность в действиях, и гибкость в мышлении. Когда нас «отпускает», мы раскрываемся без оглядки на критику общества и его возможное непринятие. Мы творим свою жизнь, согласуясь лишь с собственным внутренним барометром и попутно изменяя мир к лучшему. Но неужели нужно обязательно утягивать себя и бинтовать свою спонтанность всю активную молодую жизнь, чтобы прийти к такому результату уже с сединами в висках и изношенными суставами.

Возвращаясь вновь к детям и их уникальным тропинкам развития, мне хочется вспомнить еще об одном феномене - так называемом «периоде высиживания». «Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта» - пишет в своих работах признанный авторитет в области возрастной психологии Лев Выготский. Известные ученые, писатели и композиторы проходили через период высиживания, или иначе назревания. У Исаака Ньютона, к примеру, он длился 17 лет, а Карлос Кастанеда опубликовал первую книгу в возрасте сорока трех лет. И даже через народные сказки добрым молодцам с детства мягко и с любовью намекают, что в общем-то лежащие на печи увальни нередко добиваются в жизни гораздо более впечатляющих успехов, чем те, кто колют дрова день за днем без продыху.

Чтобы родилась идея нужен вакуум. Достойные мысли не толкают локтями в недрах мозга своих маргинальных попутчиц, чтобы выжить и расцвести. Много чаще они одиноко ждут в темном закутке сознания, когда пространство для них расчистят от сорняков, чтобы внезапно явиться во всей своей ослепительности и гениальности. А когда человек с детства привыкает бежать изо дня в день, ни о какой пустоте и пространстве не может зайти и речи.

Пустота и скука - это верные друзья человека на всю его жизнь. Лишь столкнувшись с пустотой и осознав ее разрушительную мощь, мы начинаем стремиться заполнить ее яркими саженцами творческих порывов. В любом, даже самом юном возрасте. Дети - творцы по своей природе. Они интуитивны, открыты и смелы. И именно эти нативные детские качества так часто стремимся ухватить за хвост мы сами в попытке выровнять дыхание после многих лет чужеземных ралли и регат. И как для детей не поздно после трех, не поздно и для нас... никогда, пока мысли рождаются и озаряют нашу жизнь.  

 

«Взрослый творческий человек — это ребенок, который выжил». Урсула Ле Гуин (американская писательница-фантаст и литературный критик).

 

Мои иллюстрации в этот раз - это кадры из мультфильма "Маленький Принц" 2015 года.

Больше текстов обо всем на свете и пространства для выражения свободных, вновь родившихся мыслей в моем телеграм-канале

 

Комментировать Всего 71 комментарий
Давайте вместе вернем им детство, а себе свободу и легкость.

Давайте!

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Радостно видеть ваш комментарий, как будто и не прощались! И да, давайте) спасибо за поддержку!

Мария, главное, не шарахнуться в другую крайность. Тогда когда ребенок не будет делать ничего, кроме подсчета ворон. В Германии я наблюдаю, что часть родителей считают, что все должно быть само по себе. В результате дети даже в 10 лет говорят так, как будто бы они с отставанием в развитии. 

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Согласна с вами полностью. Мне просто на уровне интуиции претит эта погоня за кружками и т.п. Мне кажется, люди забывают, что нет ничего важнее, чем просто разговаривать со своими детьми, обсуждать хоть мультики, хоть игрушки, и уж конечно книги, но учить именно говорить и слушать, слушать свои ощущения и слушать других людей. Это ведь базис для эмоционального интеллекта, которым теперь все мечтают обладать даже больше, чем высоким IQ... 

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

Елена, мне интересно, эти немецкие родители руководствуются какой-то идеей или им просто не хватает "ресурса" или ресурсов для иного подхода? 

Кстати, в России тоже очень многие подростки не умеют формулировать свои мысли мало мальски внятно и стройно, причем даже те, кто обошел в детстве все возможные развивающие занятия, а с ними и театры, и музеи, и путешествия по тогда еще открытому миру...

Мария, у тех, у кого нет ресурса, с детьми чаще лучше, чем у тех, кто заразился одной из модных теорий. Сегодня очередной раз увидела ребенка лет 6 с соской во рту. Мой Даня неделю назад такое увидел и аж вскрикнул, но тихо:). Про немецкое воспитание я, наверное, отдельный пост напишу - столько лет материал собираю! В Россию теперь пришло то, что было здесь лет 20 назад. Тогда это очень бросалось в глаза после России.

Но у меня к Вам вопрос. Вы уже второй раз пишите в посте о том, что как бы общество давит на родителей и они вынуждены участвовать в гонке. Но их под дулом пистолета никто не заставляет. Каждый может себе найти подходящее окружение единомышленников и воспитывать своих детей в соответствии со своим представлением. Мне как раз приходилось преодолевать громадное сопротивление и давление со стороны школы (страх перед ведомством по делам детей), так как я категорически была не согласна со здешними морально-этическими нормами, да и с нормами приличия тоже. Поэтому пишу я про то, что прошла сама.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

В вас чувствуется опыт и сила сразу.

Пишу о том, что вижу, что ощущается в воздухе. И да, конечно, никто не приставляет дуло к виску и не тащит силком. Но ведь это почти как в Евгении Горац в блоге с ситуацией с едой. Там повсюду нас окружает фаст-фуд и готовая еда, которая приводит нас к определенному виду пищевого поведения. А здесь  столько же рекламы и красивых картинок для выработки того же стереотипного поведения. Вода камень точит...

Инакомыслие в широком смысле этого слова требует сильной воли, которая есть далеко не у всех. И знаний. Которые тоже сегодня не в моде. 

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко, Елена Лейв

Там повсюду нас окружает фаст-фуд и готовая еда, которая приводит нас к определенному виду пищевого поведения.

Мария, я знакома с этой мыслью, что нам навязывают то и это. И каждый раз мы с семьей, обсуждая такие идеи, находим их очень инфантильными. А где личная ответственность за свой выбор, свою жизнь? Ведь так и оправдывались и до сих пор оправдываются старые немцы - это не они, а фюрер. А они как бы ни при чем. Все пошли и я пошел соседям окна бить в хрустальную ночь и т.п. Мне и семье моей такая позиция абсолютно не близка во всем. Я, когда подростком была, ни разу даже не пробовала курить. Круто или не круто было, у меня свой взгляд на это был и совершенно неважно, что об этом думали другие.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Наша ответственность всегда останется нашей отвественностью. И отвечать нам перед самими собой. Но это ведь никак не отменяет объективно просиходящих вещей. И если о них говорить, называя вещи своими именами, возможно, большему количеству людей будет проще и радостнее делать свой осознанный выбор и помогать делать его своим знакомым.

Даже самый сильный и волевой человек, если подумает, что он один со своими взглядами, будетчувствовать себя неуверенно. И совсем другое мироощущение бужет у родителей, чувствующих поддержку других таких же сомневающихся и ищущих путь.

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

«общество давит на родителей»

Это, нмв, немножко другое давление. Большинство приняло некую договоренность и уже просто не видит альтернатив. Как дальтоники не различают цвета.

А меньшинство - различает. Видит, что не так и чем это грозит в будущем.

При чем тут дуло пистолета? Кто прозреет - присоединятся. 

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Большинство приняло некую договоренность

Договоренность о чем? Если есть договоренность, то откуда давление?

«договоренность о чем?»

О том, что, условно говоря, "носят"  в этом поколении". Как диктат моды:)

Ну, я не назвала бы моду договоренностью. Есть некий, меняющийся образец. Кто-то на него ориентируется, кто-то нет. Кто-то вообще не замечает, не знает. Некоторые делают осознанный выбор - вот это мне подходит, а это ни при каких условиях. 

Простите за аналогию, но попробуйте купите джинсы-трубы или клеш в современных масс-маркет магазинах. По задумке дизайнеров моды все должны ходить сегодня в скиннт.

Не согласны? Покупайте швейную машину, ткань и вперед строчите свое "не как все"...

Не роково, но безусловно мньгим легче скинни натянуть, чем во всем этом разбираться и искать альтернативы.

Извините, у нас и трубы и клеш купить можно:). Но следуя этой аналогии можно же не покупать вообще, пока не проносится до дыр. И потом нынешний мир моды достаточно вариативен. Я в этой теме несколько разбираюсь:). 

В разные времена в разных локациях ( возрастных, статусных и тп) диктат может быть более жестким или менее жестким.

То есть ближе к узкому пониманию слова " договоренность" или дальше от него.

Например, гендерные отношения в Чечне. Геев убиваем, а к многоженству  относимся с одобрением.

А, допустим, в московской богеме совсем другой диапазон выбора и другой диктат. В том числе относительно моды.

Светлана, мне кажется, примеры не равнозначные. В одном есть дуло пистолета, если пойдешь не в ногу, в другом только личное желание - есть свобода выбора.

«примеры не равнозначные»

Не примеры - ситуации! 

Есть время и место большей свободе выбора, есть - меньшей. 

Причем меняться может физически ощутимо. Вчера ещё такое мнение можно было иметь и действовать в соответствии с этим мнением, а сегодня риски выросли многократно.

Да всё тут, Мария, по делу. Про перекорм. Едой, культурой, образованием... Избежать этого можно - если умно встраиваешь  в воспитание чада самовоспитание.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Как вы правы, Эдуард!  Ведь без самовоспитания никуда, и это самая сложная часть для всех родителей. Наверное, поэтому в эпоху психоаналитиков так популярна шутка, что если у вас были родители, то вам обязательно потребуется психолог))

« если у вас были родители, то вам обязательно потребуется психолог))»

А если не было - никакой психолог не поможет:((

Насчет трёх лет и прочей суеты... 

Мне кажется самой правильной позиция Катерины Мурашовой (слышала живьём на лекции, которую КМ читала для родителей в своей родной поликлинике).

- Как вашей семье комфортно, так и воспитывайте. Ребёнок пластичен. Приспособится.

Это означает: воспитывая дитя, не надсаживайтесь, не гонитесь за другими - гармонизируйтесь внутри своей семьи. 

Если Вы сами  (только честно) воодушевлены этой жизнью в потоке, при этом глаз не сводите с ребёнка (а не с советчиков) и готовы от чего-то отказываться, что-то на что-то менять, почуяв "не то"... тогда риски минимальны.

Если Вы сами диванно-гаджетный человек, а растущий рядом ребёнок вроде кошки: корм насыпал, лоток вынес и ладно... Вполне может вырасти сын-дочка, с которым Вам будет хорошо, а ему с Вами.

Надо только со страной не ошибиться, чтобы на халяву жильё, пособие, доступность медпомощи. В некоторых странах уже несколько поколений так живут.

Риск криминального поведения? Наркомании? Патологического ожирения? Ребёнок станет японским хихикомори? 

Так эти риски есть при любом раскладе:(( Хоть забегайтесь по  кружкам-студиям-секциям.

А вот что важно - чтобы Вы, Родитель, себя не потеряли. Как человек, как личность. Не надо обременять ребёнка своими собственными сверхзадачами, делая его средством достижения каких-то Ваших целей.

Ничего не гарантируется. Никакой образ жизни, никакая система воспитания сами по себе не панацея. И не безусловно токсичная среда. 

Одни и те же усилия и условия могут в итоге вознести к звёздам или низвергнуть в ад.

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв, Мария Шапиро

Светлана, ваши слова хочется в рамку и на стену или, еще лучше, на холодильник)) чтобы все время перед глазами у всех членов семьи!

и про собственную уникальную гармонизацию, и про то, что нет панацеи, как не ищи... думаю это и пугает больше всего родителей. И я не исключение, конечно же.

а про токсичную среду не очень понятно из предложения, что вы конкретно имели в виду?  Что даже токсичная среда не обрекает человека и оставляет шанс на звезды? Или я неправильно поняла?

«даже токсичная среда не обрекает человека и оставляет шанс на звёзды «

Рубен Давид Гонсалес Гальего. "Белым по черному"

Мария, читали? Я имею в виду именно это. И много чего ещё. Биографию Паганини, например.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Не читала, Светлана( посоветуйте, еще что почитать на эту тему для начинающих, но очень страждущих... мне уже хочется на лекцию к Катерине, жаль, что она далеко от меня(

«для начинающих, но очень страждущих»

http://www.lib.ru/PROZA/GALEGO/black.txt   Это Гальего. Можно (мне удобнее всего) на Флибусте найти. 

Катерину Мурашову просто читайте все, что найдёте. Доступно, полезно. По некоторым вопросам мы с ней антиподы, но это не страшно:)

На Снобе на эту тему пишет Дарья Миронова (о трудном детстве детских писателей). Писатели вполне звездные. 

Горький "Детство" :)). Помяловский "Очерки бурсы".:))

Да кого ни возьми... Хоть у нас, хоть за границей:)

Вы лучше конкретно спросите. Например, одна моя коллега вела весь музыкальный цикл в училище, где экспериментально набрали группу "Воспитатели-гувернеры" (эксперимент никакого продолжения не получил, но тётки вели его с редкостным энтузиазмом:)).

Так вот, в детстве она страстно мечтала играть на фортепиано, при этом росла в нищей совершенно необразованной семье с самыми примитивными потребностями. У неё была старая кровать с пружинной сеткой.

Она раскрасила край кроватной рамы под клавиши, разучивала пьесы , стуча пальцами по этим "клавишам"... Получила диплом хормейстера в педучилище и была счастлива, как редко кто бывает:))

И уж так она своих учениц в жизнь тащила, так выносила им мозги... Некоторые ее ненавидели, другие потом благодарны были:)

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Спасибо за ссылку. Катерину читаю каждый раз с нетерпением и интересом. И Даша мне тоже нравится как пишет, особенно первое про Киплинга было блестящее!

Вообще, конечно, тема неисчерпаемая. Как видно в каждом диалоге под колонками Катерины, и в недавнем посте Елены Лейв.

Интереснее всего заглянуть прямо сейчас лет на 30 вперед и узнать в какую сторону качнет к тому воемени все эти споры и дискуссии. Буду чукчей-читателем)))

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко, Елена Лейв

«в какую сторону качнет»

Есть универсальная педтехнология - методика Марии Монтессори.

Она помогает детям вырасти с пониманием себя (там это постоянно тренируется), с развитым эмоциональным интеллектом (заложено развитие  умения понимать других), со здоровой любознательностью и навыком дотошно осваивать действия, интеллектуальные способности ради решения разных актуальных для ребёнка задач.

Такой человек впоследствии легче других адаптируется к разным вариантам будущего.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Да, Светлана, метод Монтессори действительно обещает детям много больше, чем классическое "хождение строем". И здесь как раз маркетологи коммерческих садиков в соседнем подвале освоились очень быстро и стали выносить фамилию в названия своих программ по делу и без. Там ведь мало кто разберет...

«там ведь мало кто разберёт»

У родителей выбор: садик в подвале с упоминанием М. Монтессори в программе. Или обычный садик со строем, хором и "можем повторить".

Дальше надо просто понять, хороший садик или плохой:)

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Или даже увлеченный воспитатель-энтузиаст или обычно-усталый...

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«увлечённый воспитатель-энтузиаст или обычно-усталый»

М-педагоги или увлечённые энтузиасты или подделка. Не может М-педагог быть "обычно-усталым", эта педагогика "здоровьеформирующая", она добавляет здоровья и продлевает жизнь.

На Втором международном фестивале новых школ М-педагогику преподавали три голландки, каждой из которых было за 90 лет! С нашей стороны - Елена Александровна Хилтунен, она их и привезла:)

Хилтунен заразила М-педагогикой Чукотку и много ещё территорий. Ведёт курсы в РГПУ им. Герцена. У неё куча книжек.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

три голландки, каждой из которых было за 90 лет

Вот это да! Восхищаюсь.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«буду чукчей-читателем»

Чукчи уникальны в том, что касается выживания в экстремальной природно-климатической среде, а также в искусствах и прикладных ремёслах.

У них доля участников и победителей международных конкурсов за последние 20 лет в пересчете на 10 тысяч населения едва ли не самая высокая в мире.

А писатели какие! Юрий Рытхэу, Валентина Вэкэт... 

С читателями сложнее. Они не потребители чужой культуры, они творцы:))

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Они не потребители чужой культуры, они творцы:))

Совсем недавно наткнулась на цитату Гете на эту тему. Она в каком-то смысле поставила для меня жирную точку в вопросе о важности бесконечного модного сегодня самопознания и саморазвития.

"Каким образом мы можем научиться познавать самих себя? Никоим образом не путем размышления, а только путем действия. Старайся исполнить твой долг, и ты тотчас узнаешь, что заключается в тебе".

Мудрые чукчи.

«Мудрые чукчи»

У каждого чукчи есть собственная колыбельная, которую ему сочинила его мама.

Чукотский язык разный у мужчин и женщин.

Жизнь чукотского мужчины описал Юрий Рытхэу. А жизнь чукотской женщины, воспитание детей в яранге -Валентина Вэкэт. В книжках "Тыннэны" (воспитание девочки) и "Спящие на нерпичьих шкурах" (воспитание мальчиков). 

С Валентиной Кагьевной я была знакома (с ее детьми даже довольно близко), была на ее 80-летии.

С Юрием Сергеевичем тоже встречалась, но редко, он на материке жил:)

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Теперь я знаю, с чего начну чтение. Безумно интересно! Спасибо, Светлана.  Вы просто кладезь, и я абсолютно искренне)

Ещё про Вэкэт

Это ее чукотское имя (у ЮС - Рытхэу), русские имена-отчества они вписывали в паспорт, тк Чукотка - пограничная территория, там с этим строго. Впрочем, ещё живы многие, у которых в паспорте написано б/о (без отчества), мамы не всегда знали имена отцов:)

Так вот, у Вэкэт образование - 7 классов Уэленской школы. И всё! А книги издаются на нескольких языках. Она до выхода на пенсию не писала. Шила чукотскую одежду и рассказывала истории. По-чукотски.  По-русски почти не говорила и не очень  понимала.

На русский перевела ее дочь, она этнограф, кандидат наук.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Вот вам и период высиживания!

Вообще, ступая на скользкую дорожку гендерных противоречий, мне кажется часто женщины, которые могут многое дать миру получают возможность это сделать толькл ближе к собственной старости. Когда не нужно уже посвящать себя заботе о детях, стариках...

Потрясающая история в любом случае!

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

«ступая на скользкую дорожку гендерных противоречий»...

Мне кажется, гендер тут ни при чем. 

У мужчин такого тоже сколько угодно. Суетился, крутился, жизнь сложилась как-то, решил писать. Или картины создавать. Есть время, силы, желание, возможности...

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Может и не причем... не буду настаивать. Просто как-то из опыта за детьми больными или здоровыми больше женщины ухаживают, старикам в больницы супы они же урывками носят, быт тащят. Не монут от ответственности юркнуть в рабоиу или за поворот))) но это так, лирическое отступление...

«юркнуть в работу»

Вообще-то и это не гендерный признак.

Кто впрягается, тот и тянет. В том числе - зарабатывает на то, чтобы нанять помощников по хозяйству.

При этом мужчины уходят раньше. Нормальные, ответственные... Их вдовы переживают своих мужей не то что на несколько лет - на несколько десятилетий.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Ещё о чукчах и эскимосах:)

Член-корреспондент Академии наук России антрополог Арутюнов, отвечая на вопрос известного журналиста и социолога Яковенко о том, какой народ самый умный, - назвал именно их. Чукчей и эскимосов. :))

С обоснованием:)

Можно спорить, как рейтинговать по "уму" и что такое ум, но мнение любопытное:)

Это "этносы в состоянии реликтового гомеостаза", живущие в гармонии с крайне суровой природой. Для будущего - очень ценный опыт, если удастся его сохранить.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

И правда интересное мнение. Наверное, когда живешь в таких суровых условиях волей неволей узнаешь много о жизни, смирении, и учишься видеть то, что в английском называют "bigger picture". Есло найдешь гармонию с природой, найдешь ее и внутри...

«о жизни, смирении...»

Яранга, тундра, сногсшибательная пурга несколько дней подряд - а у тебя олени. Могут волки напасть, могут олени-дикари мимо пройти, и твоё стадо за ними увяжется. Бди!

Запасы контролируй... Весной правильных травок для консервирования не соберёшь, осенью мясо не заготовишь - пропадёшь...

Самая жесть - перекочевка на новые пастбища:(( А им приходится регулярно.

Это у оленных чукчей. А у береговых и у эскимосов морская охота. На китов, моржей, нерп... На белых медведей раньше.

Профессии - оленевод, морзверобой, изготовитель изделий из меха и кожи, из кости и рога... Хозяйка яранги... Ничего романтического, сложно невероятно:((( Эту ярангу даже просто разобрать-собрать - там столько нюансов:)

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Ничего романтического, сложно невероятно:(((

Да, Светлана, суровая жизнь, и при этом люди часто счастливее и здоровее, чем мы в мегаполисах со всеми удобствами и букетом пестуемых заболеваний...

«счастливее и здоровее»

А вот это спорно, Мария. Так было, пока работал естественный отбор и слабые дети умирали. А здоровые выживали.

Например, Рытхэу пишет, что мальчик, проснувшись и покинув тёплый полог (спали там все вместе голышом), должен В ЛЮБУЮ ПОГОДУ выбежать из яранги, обогнуть ее и, вернувшись, рассказать про погоду. Маленький, голышом и без присмотра.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

«Ничего себе закалка!»

Это у него в "Дорожном лексиконе", кажется, описано.

Я тут в Ленобласти, когда снег лежал, подобное практиковала. Ну как"подобное" - с поправкой на тутошние морозы, которые с тамошними не сравнимы:)

Иду утром от дома до ворот пса кормить в огородных калошках, а обратно по снегу босиком от ворот до дома, оставляя следы, которые дочка с мужем называют "йети":)). Расстояние примерно такое же, как вокруг яранги.

Так не всегда выдерживаю, чтобы не обуться по дороге! Обжигает конкретно!:(

А это я ещё сверху одета:))

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Вы молодец! я о таком тайком иногда только мечтаю, когда вижу " моржей" у проруби на реке зимой и объясняю ребенку чем занят "морж" и почему он человек и без бивней)))

Однажды решусь!

«о таком иногда только мечтаю»

Мария, тут хорошо бы понять, насколько моржевание именно Ваше.

Например, у нас в семье я люблю по снегу босиком и плавать до холодов (но моржевание не мое совсем), муж с удовольствием выльет себе пару вёдер ледяной воды на голову, но в пруд плавать не полезет, стоит на берегу с большим полотенцем, дочка на крещение ныряет в прорубь каждый год, но в остальное время не закаляется никак...

То есть - ничего через силу, только в удовольствие:))

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

я люблю ледяную воду, особенно в горных озерах или речках, хотя бы ножки помочить если занырнуть страновато))... и это вот прямо тот самый "бальзам на душу" всегда!

«занырнуть»

Заныривать - самое оно!:)  Обязательно окунуться в самом начале с головой - трижды. Замкнуть контур. Тогда вода кажется менее холодной.

Но совсем уж ледяная мне не нравится. 16-17 градусов, если холоднее, то некомфортно.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Я вас обеих читаю и мне уже жутко. Брррр Какие мы все разные! Не перестаю удивляться многообразию.

Улыбнули, Елена! И правда разные и это здорово. Я тут свой путь даже не особо выбирала, у меня любовь такая от отца, как я недавно поняла... Вижу воду, чувствую, что она прохладновата и прямо манит меня)))

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Мария, вот про "разность" точно нужно помнить при воспитании. Как часто предлагается поставить себя на место другого и исходя из этого делать выводы. Ну и ошибки получаются.

А мне вода, чем теплее, тем лучше.:) Все холодное для меня плохо. Даже мороженное люблю растаявшее.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

про "разность" точно нужно помнить при воспитании

Вы правы. Учусь за собой замечать и останавливаться вовремя. Дети наши воспитатели, так ведь? Правда, для этого нужно эту мысль в принципе допускать в сознание, что удается далеко не всем родителям.

Много чего не удается родителям... Например, не делать выводы без достаточного количества информации, не мыслить стереотипами, не принимать свои установки, как нечто незыблемое. Тема эта очень обширная.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Тема эта очень обирная.

Точно. И равно как про родителей, эта тема экстраполируется на взрослых вообще. Проблемы те же: и скоропалительность выводов, и установки, и стереотипное мышление, и отсутствие взгляда со стороны...

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

Забавно то, что все это вроде бы прописные истины и все теперь все знают, а на деле все как прежде.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

За собой следить неприятнее, чем за другими... Всегда есть соблазн, как вы и писали, сказать, что все обусловлено внешними силами, а не собственными действиями или бездействием.

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

Мария, если Вас увлекает идея вырастить звезду,

то тут "50 на 50:)))": то ли получится, то ли и мама, и дитя сойдут с беговой дорожки, не факт, что без последствий для здоровья и психики.

Да и так ли это хорошо? Звёзды не всегда счастливы, зачастую быстро сгорают... А уж быть мамой звезды - занятие точно на любителя. Тем более - мамой звезды, которая так и не зажглась.

Эту реплику поддерживают: Елена Лейв

Меня как маму не увлекает такая идея. Как сейчас модно говорить: от слова совсем)

А вот как наблюдателя очень интересует и в социальном, и в психологическом аспектах. И интересует, как такие идеи рождаются в головах планирующих "зазвездиться", под влиянием каких факторов. И как они коррелируют с детством самих родителей потенциальной звезды...

«потенциальной звезды»

У меня несколько лет перед глазами был хороший пример.

Моя младшая коллега рано вышла замуж, муж пил, она его выгнала, вырастила двоих очень приличных детей, сделала карьеру в образовании (диплом "Дошкольное воспитание"), встретила мужчину мечты, у обоих второй брак и взрослые дети, на пятом десятке родила мальчика...

Растила его с фантастическим энтузиазмом. Постоянно  искала конкурсы, осторожно с дитём участвовала - собирала портфолио. Выискивала хороших педагогов допобразования, нежно строила отношения между ними и мальчиком, чем-то он увлекался надолго, что-то бросал - нормально!

Привечала сверстников, помогала сыну с ними подружиться здоровым образом, чтобы и сам не помыкал, и собой не позволял манипулировать.

Всех интересных окружающих, насколько возможно, подтягивала либо к мальчику, либо насчёт помочь в выполнении конкурсных заданий. 

А потом отпустила. Лет в 12. Дальше сам! Дальше он в поле зрения учителей, все норовят к себе в актив. Но он научен выбирать, что по душе, что нет. 

На оценки-характеристики не клюёт, только на интересность проекта.

А у мамы внуки пошли косяком, она его ещё в роль дядюшки ввела.

Так интересно наблюдать! Если ему суждено стать звездой - хорошо, если нет - тоже нормально:)) В масштабах города его знают все. 

В этом году сдаёт выпускные экзамены:)

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Очень вдохновляющий пример. Мама просто умница, у таких надо учиться. Я бы точно поучилась))

/На оценки-характеристики не клюёт, только на интересность проекта./- редко встречаемое нынче качество, а такое ценное.

«редко встречаемое нынче качество, а такое ценное»

В М-педагогику выработка этого качества тоже встроена на уровне фундамента.

Есть такая характеристика - автодидактичность. Ребёнок работает с материалом, в котором такая особенность - хочется сделать правильно (напоминает разгадывание кроссвордов).

Работаешь - увлечён, погружен ("концентрация") . Получилось - ага-эффект (по Монтессори - "нормализация"). Улёт!:))

Вот эти моменты оказывают ещё и благотворное влияние на здоровье.

Мы наблюдали, как 11-летняя детдомовская девочка с искривлённым позвоночником и спазмированными мышцами в момент концентрации шевелила плечами - будто крылья расправляла!. Спазмы начинали отпускать мышцы.

А то, что дети с ограниченными  интеллектуальными возможностями и психическими проблемами в этой педагогике догоняли и перегоняли здоровых - это вообще классика, известная больше ста лет:))

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

шевелила плечами - будто крылья расправляла

Какие удивительные чудеса. Теперь понятно, почему люди в 90 лет продолжают преподавать и почему система "здоровьеформирующая". Потрясающе!

«система ‘’здоровьеформирующая’’»

А в обычной системе образования тенденция противоположная - косяком идут дидактогении. 

Заболевания опорно-двигательного аппарата, зрения, желудочно-кишечного тракта, нервно-психические...

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

А уж быть мамой звезды

Много лет была близко знакома с мамой одного известного дирижера. Как-то она мне сказала о сыне - лучше бы он был простым слесарем! Ей точно не позавидуешь! Хотя ее никто не бросал и невестка хорошо к ней относилась просто на редкость. Но все ее проблемы я очень хорошо знала. Жизнь звезд обычно очень тяжела для близких, к сожалению...

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко, Мария Шапиро

Про перекорм и недокорм вопрос уже из разряда исторических... И так будут недовольные, и эдак. Сейчас нам хорошо рассуждать про перекорм их позиции сытых снобов, если позволите каламбур. Надолго ли...?

Смотрю на детей и радуюсь, тому что они есть, есть у самих себя и у своих родителей. И ничего умнее не придумаю уже кажется.)

Сейчас увидел, что Ваш исчезнувший  пост опять а титуле. Отвечу Вам со ссылкой на Ваш прекрасный материал всё-таки у себя. Тут же у Вас свой хороший профессиональный разговор:).  Я всё-таки родитель своих детей из другой , скажем так, эры:)

родитель своих детей из другой , скажем так, эры:)

Тем ценнее ваш взгляд над схваткой может оказаться)))

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич