Все записи
15:09  /  17.05.21

3001просмотр

Читающий ребенок. Заветная мечта или скрытая угроза?

+T -
Поделиться:

Недавно мы с сыном увидели у кого-то на полке книжку. Она называлась «Девочка и Жирафа» и рассказывала о приключениях маленькой девочки, живущей неподалеку от Московского Зоопарка. Мой сын с детства думает, что Зоопарк – это его второй дом, и я естественно решила, что эта книжка нам просто необходима. Очень скоро выяснилось, что купить ее в столице невозможно ни новую, ни в потрепанном виде на известных мне книжных развалах. И вот во время прогулки в тенистом дворе дома в моем упрямом мозгу вдруг ярко вспыхнуло слово «Библиотека».

Спустя час я гордо выводила из современного, светлого и красивого помещения с большими окнами юного обладателя Читательского билета городских библиотек Москвы. Быстро перекусив, мы с сыном сняли с вешалки вместительную эко-сумку и отправились в детско-юношеский абонемент за вожделенной Жирафой.

Нас встретила милейшая девушка с тургеневской косой и книгой в руках. И через полторы минуты она уже протягивала сыну новейший экземпляр «Девочки и Жирафы». А потом случилось непонятное…

Девушка вдруг нахмурилась, глядя в плоский экран властителя-монитора, поджала губы под маской и тусклыми заученными словами начала привычно извиняться. Выяснилось, что книги в современной библиотеке подлежат обязательной возрастной маркировке и, если возраст читателя не соответствует заявленной компьютером категории, то выдать ребенку книгу библиотекарь права не имеет. Моему сыну четыре года. На «Девочке и Жирафе» стоял приговор 6+.

Мои брови взлетели вверх, заложив ненужную морщинку над пробежавшими за жизнь миллионы книжных строк глазами. И слишком долго подбирая правильные слова для рвущегося с губ вопроса, я смогла, в итоге, вымолвить лишь одно: «Как?»

Оказалось, что бровям не суждено было опуститься вплоть до самого выхода из дверей библиотеки. Юная хранительница книг поведала мне тут же, как часто дети плачут горячими прозрачными слезами в этих стенах, насколько больно смотреть, как наполняются обидой и непониманием их горящие страстные сердца. Как трудно знать, что ничем не можешь помочь подростку, пришедшему за «Войной и Миром», который не успел повзрослеть до нужной отметки в 16 лет, хотя и успел получить соответствующее задание от учительницы литературы по государственной школьной программе. Как разрывается сердце, когда вынуждена отказывать одиннадцатилетней девочке, пришедшей неслучайно в библиотеку вместо торгового центра, выбиравшей долго и тщательно ту единственную книгу на полке, но не прошедшей чей-то обезличенный, бездушный возрастной ценз.

И я задумалась, что, на самом-то деле, эти циферки в кружочках уже не первый год интегрированы в нашу действительность. Они проскальзывают мельком в рекламных роликах, которые кстати ни YouTube, ни владельцы интернет-кинотеатров не удосуживаются подбирать в соответствии с возрастом смотрящего условное «Простоквашино». Ими дотошно помечают фильмы в кинопрокате, правда при покупке билетов на сеанс никто свидетельство о рождении почему-то показать не просит. Да и книги в магазинах города продают удивительным образом, не заглядывая в искомый кружочек.

И вот нашлось наконец одно единственное место, где эти ограничения заработали всерьез. Библиотека. Место, которое в России по статистике последних лет посещает около 7% населения. Место, куда какие-то ископаемые девочки и мальчики удивительным образом, и к моему искреннему восхищению, еще доходят своими ногами по собственному, не родительскому веленью. Именно здесь, в этом позабытом людьми уникальном книжном пространстве заработали наконец эти фригидные равнодушные цифры с их то ли плюсиками, то ли крестами на конце.

Я так отчетливо вижу этот момент, когда в бездонных глазах прекрасного искателя и познавателя, наплевавшего от души на модные тик-токовские веяния, библиотека превращается из Волшебных Чертогов Разума в Королевство Кривых Зеркал, где правят при помощи цифр злые, обрюзгшие и очерствевшие Анидаг и Абаж. Ведь не могут же они позволить, чтобы подросток в семнадцать невинных лет прочитал «Олесю», «Волхва» или «Любовника Леди Чаттерлей». А может даже «1984» или «Мы». Как можно допустить такое в наш–то век невинного высоконравственного кино, пуританских сериалов и старых добрых компьютерных бродилок с выпрыгивающими на голову мухоморами.

И это совсем ведь не новость 21-го века, когда откровенные или неугодные книги пытаются сокрыть от глаз «неокрепших» умов. Как не новость и то, что табуирование и насильственный запрет на развитие чувств и воображения не срабатывали нигде и никогда в истории человечества. А если нечаянно и срабатывали, то приводили к таким искривлениям в психике людей, которые накладывали тяжелый отпечаток на всю их последующую взрослую жизнь. А жизнь и правда, меж тем, побеждали, потому как дети всех возрастов стократ чувствительнее всех прочих ко лжи и лицемерию. Они еще, возможно, не всегда умеют сформулировать и отстоять свою бунтарскую праведную позицию, но всем существом тянутся к истине, изобретательно и ловко находя несчетные пути к ней.

А в библиотеках тем временем всегда найдется старенький потрепанный томик Льва Николаевича, который не сумели или забыли отмаркировать, который терпеливо и с благодарностью ждет своего читателя, любого возраста и пола.

А Девочка и ее Жирафа все же ушли с нами домой в тот вечер. Хоть и по моему взрослому, не ограниченному ничьей «доброй волей» абонементу. Пока.

 

«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству». М. Горький

 

 

На фото рука Гарри Поттера в Запретной Секции Библиотеки Хогвартса (Кадр из к/ф "Гарри Поттер и Философский камень" 2001 года).

Больше разрешенных всем возрастам строк в моем Телеграме

Комментировать Всего 29 комментариев
Все взрослые, которые Хранят Чтение Как Ценность, были читающими детьми, по-другому никак.

А все читающие дети, во все века и времена, читали книжки далеко за пределами "своего возраста".

И отнюдь не благодаря "бдящим":((

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Именно так, Светлана! Ищущий всегда найдет, а в обход интересней даже)

Для меня примечательно, что в российском обществе, где чтение еще является неким необходимым, но не достаточным условием для образованного человека, одновременоо существует такая вредная история...

«Вредная история»

Мария, эта "вредная история" существует не сама по себе, а как часть большого и вредного целого.

А именно - иерархичности. Когда кто-то считает себя главнее прочих, навязывает правила (зачастую абсурдные), контролирует исполнение... Сам в отношении себя эти правила не соблюдая:((

А остальные тренируются эти навязанные правила обходить. Либо - подчиняться:(

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Когда-то на первом курсе на моем совсем не гуманитарном факультете удивительный преподаватель философии научил нас... читать. Мы читали взахлеб все по его советам, и приходили за добавкой каждую неделю. И хотя по философии почти у всего потока еле наскребся зачет, это был один из самых запоминающихся учителей за все 5 лет.

Он выполнил свою функцию на ура - развил в нас навык и понимание, а с ними и неугасающий интерес.

Вот что хорошо бы сверху спускать...

« Вот что хорошо бы сверху спускать»

Не получится сверху.

Есть такой  Базарный Владимир Филиппович, доктор медицинских наук и слегка сумасшедший педагог-новатор. Он придумал, как уменьшить вредное влияние дидактогений в школьном образованиии и в 90-е годы заразил этим делом нескольких министров в разных концах России, в том числе в Республике Коми, где я это наблюдала вблизи.

Локально у энтузиастов - работало! А спущенное сверху - саботировалось, потому что большинство педагогов были "отлиты в определенную форму", как оловянные солдатики. И им это оказалось не с руки.

А там классные находки были! Например, съемные 'конторки", которые можно было ставить на парту и работать стоя, потому что сидя и скрючившись вредно:)

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

работать стоя

А ведь сейчас это очень модно в западном мире, и еще для продавцов работать перед зеркалом... Мир явно всеми путями от сидячей работы хочет отойти, даже судя по сегодняшней новости на Снобе...

«судя по сегодняшней новости на Снобе»

Где? Я пропустила:)

https://snob.ru/news/rabota-po-55-chasov-v-nedelyu-uvelichivaet-risk-insulta-i-boleznej-serdca-voz/

не конкретно про сидячую работу, но думаю именно она подразумевается...

«не конкретно про сидячую»

Мария, вообще не про сидячую! А про 55 часов в неделю!

Хоть белкой в колесе в Макдональдсе, хоть разносчиком продуктов.

55 часов - это много.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Очень много!, а я скорее всего увидела между строк то, что у самой на уме было)

Научить читать нечитающих студентов-негуманитариев?

Это как? Можете сформулировать?

Мы не были "нечитающими", я этого не упоминала. Но широкого кругозора в литературе не было, да и знания в основном поступали от родителей, вкусы и пристрастия которых были уже выучены досконально. 

Таир Махаматович (так звали нашего философа) вдохновенно рассказывал нам про Гессе, Фаулза, Кизи, Айтматова, Голдинга, анализировал максимы различных авторов на занятиях, вспоминал и Сэлинджера, и Баха и даже Коэльо, и всегда внимательно слушал. После школы где любое собственное восприятие, к примеру, "Преступления и наказания" вызывало недоумение и скорейшую корректировку такой вот, как в вашем примере, оловянной учительницы, такое свободное погружение и широта взглядов нас очень радовали. И здесь и произошло то "обучение", которое расширило горизонты.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Как же мало надо любознательным!

Увидеть  эрудита... Чуткого:)

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

У него был особый шарм, красивая седина в волосах, но самое незабываемое - это его система оценок в журнале. Там появлялись абсолютно в хаотичном порядке буквы английского алфавита. Нам потребовался практически весь семестр, чтобы хакнуть эту его хитроумную систему))) Лишь перед зимней сессией мы стали понимать что где-то между j и h спрятано что-то похожее на поощрение, а вот неуд мог быть обозначен как b, так и z...

В общем харизматичный был профессор!

«харизматичный был профессор»

Магия личности.

Не методика.

Не тиражируется.

Работает только от личности к личности. На троглодитов не влияет, может даже наоборот - бесить:(

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Работает только от личности к личности.

Повезет тем, кто встретит "своих" учителей в жизни, в самом широком смысле этого слова. 

«Повезёт тем, кто встретит «своих» учителей в жизни

У каждого такого харизматичного профессора в биографии тоже есть такие встречи.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

А ведь вы правы, Светлана. Такие встречи с годами вообще начинаешь совсем по особому ценить и потенциальных учителелей видишь, чувствуешь даже за версту, а еще хочешь стать для кого-то столь же важным вдохновителем...

« хочешь стать для кого-то столь же важным вдохновителем...»

Большие риски, большая ответственность, много разочарований. В том числе в себе в этой роли:(

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

У всех стоящих дел, как правило, имеются соответствующие риски. Не рискует тот, кто ничего не делает. Но в целом да надо быть готовым к разным вариантам развития событий, если задумываешься о менторстве... А признавать поражение трудно, корону снимать неприятно...

«корону снимать неприятно»

Настоящие наставники корон не носят:) Не тот стиль.

Там проблема в том, что ты понимаешь, в чем подопечный нуждается и чего ждёт от тебя - а у тебя нету:(

И уходишь, сам в себе разочарованный.

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Настоящие наставники корон не носят:)

ну это вообще единицы, просветленные гуру и счастливые реализованные люди.

Если даже у тебя лично нету, есть опыт, как найти того, у кого есть, или как минимум в какой местности искать. Иногда и такой малости достаточно бывает. И это же тоже развитие - уже вместе с подопечным. Как раз для тех, кому корона не сужает восприятие действительности.

«Есть опыт, как найти того, у кого есть или как минимум в какой местности искать»

Было такое время - оттепель. Двойная. После смерти Сталина и потом, второй волной, в начале 60-х.

Тогда появилась "методика коллективной творческой деятельности И.П. Иванова, а немного позже ее разновидность - "орлятская" методика (Всероссийский лагерь комсомольского актива назывался'Орленок", там ее развивал Олег Семёнович Газман с командой).

И об опыте, о педагогах  этих в "Комсомолке" писал Симон Львович Соловейчик, блистательный педагог, публицист, аналитик. Потребность в этой педагогике была колоссальная, Соловейчика завалили письмами со всей страны.

А оттепель - кончилась. И Сима Соловейчик прятался от взыскующих наставлений, сгорая со стыда...  Потом, в перестройку, он сделал газету "Первое сентября', а его сын - издательский дом 'Первое сентября". Но это совсем другая история.

Для меня отношения «наставник-подопечный» некомфортны ни с какой стороны.

Зато если внеиерархично - тогда очень:)

С обычной уважительностью цивилизованных людей.

Без фейсбучной разнузданности:(

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

С обычной уважительностью цивилизованных людей.

Это идеальный вариант) при этом особенно ценен он когда априори понятно, что объем знаний не равен, но сохраняется открытость без всякого "давления авторитетом".

Про разнузданность вообще молчу, такой нехилый побочный эффект от СС  при всей их полезности.

« Про разнузданность вообще молчу, такой нехилый побочный эффект от СС «

У троглодитствующих это называется "Я умею защищать собственные границы".

Примерно как некоторые ... полагающие, что их границы не кончаются нигде:((

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Ну раньше просто все с телевизором разговаривали, критикуя и комментируя в меру своей "испорченности", а сейчас такой инструмент в руки вложили и практически пригласили на торжество критиканства и хабальства.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко

Какая прелесть - повести 4-летнего мальчика в юношескую библиотеку, записать, вручить читательский билет... Знаете, Мария, читая Ваш пост, я вспомнил мою первую  библиотеку - школьную. В Краснопресненском  районе Москвы. Библиотекарь мне - Пушкина? А я - нет, про войну с фашистами. Гоголя? - Нет же - про войну... Чехова? Уже смущаюсь, краснею, а стою на своём - про войну... Ну, и получал я что-нибудь вроде "Это было под Ровно"... Так и жил. Кажется, все  4 класса  в школе №105 Дома жаловался на библиотекаршу...

Как замечатльно, что именно Вы пошли в библиотеку с сыном. Вообще, важный разговор. И собеседница нашлась, и в рубрике "Самые активные дискуссии" вдвоём вывели очень важный материал. И разговор по делу. Не умолчу про некоторую витиеватость стиля, кажется, совсем не свойствейственную Вам ( ну, столько определений на одно слово:), но это от полноты чувств.:). Впрочем, ещё пару раз раскрою рот и потеряю в Вашем лице едва ли не последнюю собеседницу, ха-ха-ха, тут. Пора бы уже ДР гнать меня в шею... Будет столько аплодисментов:)))

Вы, Мария, не показываетесь здесь, а читателей  уже за две тыщи:).Завидно, однако...