Все записи
МОЙ ВЫБОР 22:16  /  13.04.21

1092просмотра

3 ключевых ловушки нашего мозга

+T -
Поделиться:

Наш мозг далеко не идеальная штука. Создавался он в сложных условиях эволюции и в его работе много разных «багов», которые могут нам сильно портить жизнь. Так как действует он порой не логично. Ведь работа мозга штука очень энергозатратная (весит он 2% от общей массы тела, при этом потребляет 20% всей энергии). Именно поэтому многие решения принимаемые мозгом идут по пути меньшего сопротивления. И важно знать, где мозг может нас подводить. Поговорим сегодня о трех, наиболее распространенных когнитивных искажениях.

1. «Ошибка выжившего». Причем тут самолет...

В начале Второй мировой войны многие американские бомбардировщики не возвращались на базу, так как были подбиты вражескими самолетами. И вот венгерскому математику Абрахаму Вальду, работавшему в нью-йоркской лаборатории SRG, надо было найти решение этой проблемы. Из тех самолетов, которые возвращались, оставалось множество пробоин от зениток и истребителей, но распределены они были неравномерно: больше всего на фюзеляже и прочих частях, меньше в топливной системе и намного меньше — в двигателе. Сначало было принято решение укреплять именно эти зоны, но Вальд ответил: нет, исследование как раз показывает, что самолёт, получивший пробоины в данных местах, ещё может вернуться на базу. Самолёт, которому попали в двигатель или бензобак, выходит из строя и не возвращается и укреплять надо те места, которые у вернувшихся наиболее «чистые». Это позволило сократить количество погибших самолетов.

В итоге такую ситуацию, когда по одной группе объектов («выжившим») данных много, а по другой («погибшим») — практически нет и мы делаем выводы на основании «выживших» и упускаем из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших», называется «ошибка выжившего».

И это стандартная привычка мышления, которая нам мешает принимать эффективные решения.

Поэтому очень важно не торопиться с выводами, а стараться максимально изучить вопрос.

2. "Иллюзия частоты", также известная как феномен Баадера-Майнхофа.  Сразу после того, как человек узнал о какой-то новой вещи или идее, она, как ему кажется, начинает появляться повсюду. Происходит это из-за того, что после того, как человек узнал о чем-то новом, его сознание начинает следить за упоминаниями, в результате чего вы замечаете это везде, где оно есть. Хотя  это было и раньше и ничего не поменялось, кроме реакции нашего мозга. А каждое появление вещи лишь закрепляет уверенность сознания в том, что она стала появляться повсюду. Например, беременные женщины начинают сразу замечать вокруг женщин в положении. Первобытному человеку это помогало ориентироваться на местности, находить нужную еду. Хотя при этом могут упускаться вещи, если в мозгу нет фокуса на них.

3. "Уклон к негативу" - источник неврозов.

Вещи негативной природы даже при условии равной силы воспринимаются человеком сильнее, чем вещи положительной природы. Это относится к мыслям, эмоциям, социальным взаимоотношениям, болезненным/травмирующим событиям и т.д. Поэтому аудитория телевизионных новостей обращает больше внимания на негативные новости, а не на положительные события. Негатив воспринимается ярче, более чётко и хорошо запоминается. Эффект проявляется и в восприятии других людей: одна «негативная» характеристика человека способна перечеркнуть в восприятии множество его положительных черт. Таким образом, человек вообще без положительных черт (например, только что появившийся безликий политик) имеет преимущество перед конкурентами, у которого много положительных черт и одна отрицательная.

Поделитесь своими историями в комментария, когда вы сталкивались с такими ловушками мозга. Я, например, когда руководитель без ведомой причины приглашает к себе в кабинет, ловлю себя на мысли, что случилось что-то неприятное. Хотя чаще всего обсуждаются рядовые рабочие вопросы.

Подробнее о том, какие еще бывают когнитивные искажения и как справляться с ними, я разбираю в своем блоге в Инстаграмм SmartedSkill (Умные привычки) Буду рад, если присоединитесь!