Новое vs старое

Большинство из нас получили образование по старым лекалам середины прошлого века. Оно было заточено на воспитание исполнительных, достаточно грамотных людей, способных действовать по инструкциям, и тем самым выполняло требования времени.

Но с конца 70-х годов прошлого века ситуация начала меняться: усложнялось производство, появились новые бизнес-процессы, в которых было всё больше неопределенности. Новые рабочие места требовали от людей иных качеств — большей самостоятельности, креативности, способности действовать в условиях неопределенности.

Новые запросы общества определили новые задачи для системы образования. Перестройка системы, взявшая старт в конце прошлого века, продолжается по сей день.

Попытки улучшений

Образовательные структуры разных стран начали пересмотр своих программ: новые современные предметы (финансовая грамотность, информатика и т.д.) добавлялись, но почти ничего не сокращалось. В итоге у детей случилась перегрузка: с учетом домашних заданий многие школьники проводят за уроками по 10 часов в день. А у них еще должно быть время на игру и детство.

Ключевая задача в образовании — перенастройка. Учебный план сейчас сравним с антресолью, где лежит всё ненужное, что хозяева не решаются выбросить: дискеты, кассеты VHS, деревянные счеты, пишущие машинки, будильники и другие устаревшие вещи. Настал момент разобрать эту антресоль.

Многие страны, включая Россию, с конца прошлого века занимаются актуализацией содержания и подходов к образованию, чтобы привести его в соответствие с требованиями общества и рынка труда. При этом современный первоклассник выйдет на рынок через 10–15 лет, и сейчас ни у кого нет полного представления о том, что его ждет в 2035 году, только туманные предсказания и опора на опыт предыдущих поколений.

Очевидно одно: востребованные рабочие места будущего будут строиться рядом с машинами, на том, чего те не умеют, а умеет человек. Как это влияет на образование сегодня? Например, есть гипотеза, что уже к 2027 году искусственный интеллект будет программировать лучше человека. Соответственно, возможно, в информатике уже не нужно делать сильный упор на hard skills, такие как обучение Java, C++ и Python (хотя я считаю, что это крайне важно), а стоит думать о метанавыках, дополняющих чистое программирование.

Самое здравое — прокачивать универсальные компетентности. У образования должны появиться новые смыслы: не знания ради знаний, а доступ к актуальным сегодня практическим знаниям через исследовательскую деятельность и проекты, развивающие необходимые компетенции.

Мы в системе школ ONE! International верим в рынок и его прогнозы и оставили три направления специализации для наших учеников, которые, на наш взгляд, могут дать сильный лифт для развития.

1. Подготовка выпускников к поступлению в топ-50 мировых университетов. Эти вузы — центры экосистем, собирающие мотивированных и одаренных студентов со всего мира. За такими студентами, обучающимися в коллаборации с учеными, находящимися на переднем крае науки, охотятся глобальные компании. Работодатели находятся в диалоге с этими университетами и транслируют свой запрос на актуальные навыки и знания, в этом их огромное преимущество.

2. Трудоустройство выпускников сразу после окончания школы в российские технологические гиганты. Это та свобода и ощущение себя частью команд, работающих над прорывными технологиями, о которых мечтают современные таланты. Мы готовим их к этому в рамках профиля Digital. Мы поддерживаем диалог с этими компаниями относительно их матриц компетентностей на стартовые позиции и адаптируем программу под них. Помимо этого, идет большой обмен практическим опытом с нашими учениками.

3. Предпринимательство как таковое. Курс предпринимательства с первого класса — в этом наша уникальность и смелость. В конце года ученики, и первоклассники в том числе, проводят настоящие питч-сессии, защищая свои проекты перед серьезными инвесторами, и лучшие проекты получают деньги на реализацию идей.

Мы не решаем задачу сделать из них всех предпринимателей, это не всем дано, но стремимся привить им навыки предпринимательского мышления. Это вера в себя, креативность, они должны уметь формировать команды, брать на себя ответственность за решения и не бояться ошибиться.

Предпринимательская деятельность становится доминантой, вокруг которой строится учебная программа. В течение года ученики защищают три проекта (за 11 лет — 33), каждый из которых сложнее предыдущего. Для защиты нужны определенные знания. Например, ты не можешь защитить проект во втором классе, если не сделаешь лендинг на «Тильде», соответственно, появляется потребность изучить ее, что вписано в учебный план по информатике. В новых проектах добавляются основы программирования, инженерных реализаций, языковые запросы, математическая статистика и т.д.

ТОП компетенций будущего

В обществе нет консенсуса, какие компетенции считать более универсальными, какие – менее. На мой взгляд, наиболее удачная комбинация следующая.

Коммуникация. В новой системе многое будет зависеть от того, сможет ли учащийся строить конструктивные отношения с педагогами, одногруппниками, сможет ли задавать вопросы, получать ответы, эффективно взаимодействовать в учебной аудитории и внеучебной жизни на кампусе.

Любознательность. Она определяет академический потенциал. Если наш ученик получает радость, узнавая новое, обладает широким кругом интересов, начитан, способен говорить об абстрактных понятиях, его ожидает успех в мире, где становится все больше кросс-функциональных задач.

Инициативность. Лидеры предпочитают не ждать, а действовать. Они реализуют большинство планов, ищут возможности решения проблем.

Настойчивость. В новой системе не все будет получаться сразу — важно стараться идти к цели столько, сколько надо, работать упорно, энергично, ставить себе ориентиры, не сдаваться после первой попытки. Отличный пример — основатель Alibaba Джек Ма, который 8 раз поступал в Гарвард.

Самоорганизация. Ритм жизни будет существенно отличаться от предыдущих периодов. Жизнь будет предоставлять массу свободы, но в то же время предъявлять высокие требования. Важно самому ставить себе цели, оценивать результат своей работы, уметь приоритезировать.

Общественная позиция и гражданское сознание. Это понимание основ культуры и толерантности как фундамент для изменения мира к лучшему. Активное участие в общественных и социальных проектах

Критическое мышление — активное, настойчивое, тщательное рассмотрение любых убеждений и знаний в свете тех оснований, на которые они опираются; способность к критическому мышлению, разобрать на составляющие, принять решение.

Креативное мышление –– изобретательность, способность придумать новое, взглянуть на привычное под необычным углом; генерация оригинальных идей, умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях.

Кооперация –– способ взаимодействия людей при выполнении общей задачи. Они распределяют между собой функции, роли и задачи, объединяя усилия для достижения совместной цели. Время одиночек ушло — сейчас побеждают команды.

Решение проблем — способность выявлять проблемы, препятствия и возможности, а затем разрабатывать и претворять в жизнь эффективные решения.

Умение учиться. Ключевая задача образования — научить учиться, чтобы человек сам хотел и умел найти информацию. Это тренируемый навык, но при определенной помощи.

Адаптивность — умение подстроиться под изменения внешних факторов, гибкость, адекватность самооценки и стрессоустойчивость.

Вместо послесловия: персональный подход

В мире все идет к персонализации образовательной траектории, прогрессивные мировые вузы позволяют гибко менять образовательные треки: каждый выбирает, чему учиться, я полагаю, что настал такой момент и для среднего образования. Рынок труда также становится очень специфичным: все сильнее спрос на кросс-навыки, все чаще люди кардинально меняют профессии в течение жизни. Но в чем сила универсальных компетентностей? Это тот багаж, который поможет преуспеть, меняя сферы и интересы.