Все записи
12:51  /  26.02.21

626просмотров

5 трендов рынка частного школьного образования в России

+T -
Поделиться:

Всего 0,8% россиян обучаются в частных школах. В развитых странах этот показатель составляет до 77%. Критика традиционного школьного образования и со стороны родителей, и со стороны общества в целом давно стала нормой. Казалось бы, все предпосылки для роста рынка частного школьного образования есть. Но образовательный бизнес сложнее, чем кажется, хотя бы потому, что на этом рынке успех во многом зависит от умения понимать текущие потребности, анализировать тренды и следовать им. О том, какие тренды существуют и как это понимание применять в школьных буднях, рассказывает основатель ONE! International Education Group Максим Натапов.

Квалификационная яма – разрыв между уровнем образования и требованиями работодателей – с каждым годом увеличивается. И это проблема не только высших и средних специальных учебных заведений, но и государственных школ, образовательный процесс в которых направлен исключительно на успешную сдачу ЕГЭ. Кроме того, пандемия заставила школьное образование экстренно осваивать онлайн-формат, что тоже негативно сказалось на качестве обучения. Все это может стать причиной устойчивого роста частного школьного образования в России, однако только при условии, что владельцы частных школ почувствуют существующие и формирующиеся в обществе запросы и смогут спроектировать свой бизнес с их учетом.

Школа со сроком годности

Одна из главных ошибок, которую может допустить современная школа, – это преподавание по раз и навсегда заведенному учебному плану. Мир меняется быстрее, чем образовательные заведения успевают адаптировать свои программы к требованиям рынка труда. И школы это тоже касается. 

С одной стороны, частная школа должна соответствовать государственным стандартам образования, с другой – не упускать из виду то, что при определенных донастройках может помочь ученикам не только успешно сдать ЕГЭ, но и поступить в престижные иностранные вузы и состояться в глобальном обществе. А для этого потребуется существенно больше, чем просто сумма знаний. 

Для достижения таких целей частным школам придется регулярно пересматривать свой учебный план, быстро разрабатывать новые курсы, апробировать их и закреплять.

 

Анализ будущих потребностей учеников ONE! International Education Group показал, что в школе обязательно должен быть предмет «Предпринимательство». Сейчас он доступен ученикам начальной и средней школ, но мы уже адаптируем курс под детские сады и старшую школу.

Софт скиллз

На кадровом рынке уже давно высоко ценятся специалисты, обладающие не только hard, но и soft skills, например умением быстро учиться, адаптивностью, коммуникабельностью, инициативностью и ответственностью. Логичнее всего начинать развивать эти навыки уже в детстве. 

Еще классик детской психологии Лев Выготский доказал, что  обучение, создавая зону ближайшего развития, ведет его за собой, и только то обучение действенно, которое идет впереди развития. То есть образовательный процесс должен ставить перед детьми такие задачи, которые вовремя помогут им развить нужные навыки. 

Задача частного образования, в отличие от государственного, заключается в том, чтобы не просто дать сумму знаний, но и научиться правильно ими распоряжаться. 

Чтобы следовать тренду и не упустить развитие soft skills у учеников, частным школам приходится не только оптимизировать учебный план, но и организовывать надакадемические активности, направленные на сотрудничество между учениками, учениками и учителями, учениками и менторами. Стоит отметить, что вынужденно реализованный онлайн-формат для таких занятий нежелателен. Вебинары и прочие формы удаленных уроков полезны, когда нужно быстро получить какую-то информацию, восполнить пробел. Но усваивать знания и прокачивать навыки продуктивнее в привычном офлайн-формате, в процессе общения и взаимодействия.

Опыт показал, что наибольший отклик у учеников находит формат решения командных задач. Сразу скажу, навык командной работы формируется не сразу, сначала мы сталкивались с неготовностью учеников вплоть до ставших классикой фраз: «Я не буду с ней в одной команде, она меня в прошлом году укусила». И это нормально, комплектация команд происходит постепенно в любой области у людей любого возраста. И постепенно, выполняя упражнения, которые обогащают всех ее членов «историей совместного успеха», команда выходит на высший уровень взаимодействия, назовем его отдача. И на этом уровне у них прекрасно происходят защиты проектов на демо-дне по предпринимательству, командные выступления на турнирах по шахматам и другим видам спорта, коллективные действия по спасению своего района от мусора, участие в спектаклях и так далее.

Личность во главе угла

О важности индивидуального подхода в обучении не сказал только ленивый. На практике в лучшем случае индивидуальность подхода заключается в умении учителя объяснить тему несколькими способами, потому что разные дети по-разному воспринимают информацию: кому-то нужны метафоры, кому-то схемы. Но называть нормальный профессионализм индивидуальным подходом все-таки неправомерно.

Индивидуальный подход должен учитывать особенности ребенка, и речь идет не только об оптимальных для него способах восприятия информации, его темпераменте, интересах и возможностях.

Школы сталкиваются со сложной дилеммой: с одной стороны, есть учебный план, которому надо следовать, с другой – особенности каждого конкретного ученика и задача учить его с учетом индивидуальной траектории развития. Как совместить несовместимое?

Набирать собственный штат педагогов. Они должны знать и применять на практике принципы эмоционального интеллекта. То есть понимать, какая эмоция сейчас владеет тем или иным учеником, уметь переключать эмоции или давать задания, которые в таком состоянии продуктивнее всего выполняются. Глубоко понимая каждого ученика, можно бережно развивать в нем его сильные качества, веру в себя и осознание себя как личности. Задача хорошей школы – воспитать осознанных людей. 

Также хорошо работает предоставление выбора ученику. Прекрасно показала себя роль искусственного интеллекта в формировании персонального учебного плана.

Не для всех

Качественное офлайн-образование станет привилегией. Пробелы в знаниях, которые неминуемы при обучении в традиционных школах, будут решаться за счет развития онлайн-курсов.  Они станут неким «фастфудом» от образования, но обеспечить глубину знаний, персонифицироваться и заменить классический процесс обучения не смогут.

Для школы, как и для бизнеса, это означает, что, придерживаясь высоких стандартов образования, сэкономить на разработке учебного плана, педагогах и материальной базе не получится. Качественное образование не может быть дешевым. Да, можно попробовать поискать различные субсидии, но это зависимость, пагубная для бизнеса. 

Поэтому остается один путь – развивать частные школы в премиум-сегменте, чтобы иметь возможность давать действительно хорошее образование, не зависеть от дотаций и иметь возможность масштабировать бизнес.

Выбор в пользу работы в премиум-сегменте имеет и еще одно важное преимущество: возможность формировать экосистему из заинтересованных сторон с совпадающими ценностями.

Есть идея

Стоимость любого продукта в премиум-сегменте определяет его качество и ценности. И покупают продукт те люди, которые эти ценности разделяют. Частные школы как продукт не исключение. Кроме образовательного стандарта, хорошей материальной базы, удобной локации, высококлассных педагогов и безопасности, у образовательного заведения должны быть собственные ценности: сущностная основа, на которую, как на нить, нанизывается все остальное. 

На практике это выглядит следующим образом. Например, миссия проекта ONE! International Education Group заключается в воспитании людей, способных менять мир к лучшему, создании индивидуальной траектории развития для каждого ребенка на каждой ступени взросления – от дошкольного возраста до выпускного класса. Цель – обеспечить подготовку для поступления в топ-100 лучших зарубежных вузов. И все внешние и внутренние коммуникации ONE! International Education Group транслируют только то, что отражает миссию и цель проекта. 

Подобное притягивает подобное, и это не вопрос платежеспособности, иногда важно дать гранты некоторым детям для формирования целостной среды. Предприниматель, решивший открыть частную школу, в первую очередь должен ответить себе на два вопроса: какой будет его школа как центр экосистемы и каких людей он хочет в ней видеть. Без понимания сущностных основ этот бизнес обречен.