В один прекрасный день отойти от дел и передать бизнес в руки своих детей  – совершенно естественный и прогнозируемый жизненный сценарий для предпринимателя ХХ века. Создать династию мечтают многие бизнесмены и сейчас. Но воспитать достойного конкурентоспособного преемника не так просто, как кажется: просто личного примера, семейного воспитания и хорошей базы знаний, скорее всего, будет недостаточно. О том, как правильно начать формировать у ребенка навыки, необходимые бизнесмену и предпринимателю, рассказывает

основатель сети школ и детских садов ONE!, специализирующихся на предпринимательстве, Максим Натапов

.

Начну с ложки дегтя: можно с детства готовить своего сына или дочь к тому, что однажды он или она встанет во главе семейного бизнеса. Вкладывать в ребенка определенные знания, формировать правильные навыки, стимулировать в нем предпринимательскую жилку. Но это ничуть не помешает ему или ей, повзрослев, выбрать совсем другой путь: быть предпринимателем не всем дано. Однако попробовать в любом случае стоит, потому что, воспитав в своем ребенке предпринимательское мышление, вы дадите ему инструмент, с помощью которого он сможет иным образом смотреть на себя и на мир и верить в то, что он сможет реализовать любые свои идеи. Даже если не встанет у руля вашей фирмы. 

Среда

Моцарту труднее было бы стать гениальным музыкантом, если бы его отец был не придворным композитором, а, например, сапожником. Но природный талант попал в нужную среду, и получилось то, что получилось.

Если у родителей есть цель развивать в ребенке предпринимательское мышление, то атмосфера, в которой он растет, должна этому способствовать. Важно, чтобы его окружали люди со схожими ценностями: родители, желающие растить уверенных в себе, любознательных, мотивированных и активных детей; учителя, готовые с энтузиазмом решать ту же задачу. Все вокруг – от ценностей окружения до наполнения образовательного процесса – должно работать на развитие у ребенка предпринимательских навыков. Тогда «предпринимать» для него будет так же естественно, как дышать. Он будет расти с мыслью о том, что может изменить мир к лучшему и сформировать для этого финансовый ресурс. Пустые размышления о том, у кого смартфон новее или сумочка моднее, пройдут мимо него.

Ответственность

Глава компании обязан понимать, что его неправильные решения могут не просто разорить фирму и привести его к убыткам, но и оставить многих людей без работы и средств для содержания семей. Это огромная ответственность, которую хороший бизнесмен всегда осознает.

И в будущем наследнике семейного бизнеса формировать ответственность полезно уже лет с 2, а делать это можно в игровой форме, без насилия над личностью. Например, в нашей сети детских садов применяется элемент методики Монтессори, который называется «свободная деятельность». Есть такой час в расписании, когда ребенок сам решает, чем ему заняться, и сам выбирает инструменты для своего занятия: кисточки, краски, пазлы, пирамидки, пластилин и т.д. Так он реализует свою волю. Другой ребенок не может отнять его инструменты, воспитатель не может попросить малыша уступить выбранные материалы другому. Так дети учатся уважать свой и чужой выбор. После занятия инструменты нужно вернуть на место – это та ответственность, которую ребенок принимает на себя.

Ответственность за других нельзя освоить сразу, этот навык воспитывается постепенно. Например, в первом классе, когда дети изучают меры длины, мы предлагаем им определить, кто из них выше и на сколько, при этом не используя линейку. Дети сначала учатся думать нестандартно, меряют рост друг друга «в попугаях», а потом вместе приходят к выводу, что нужна единая система измерения. В процессе решения задачи им нужно договориться друг с другом, понять, что для этого нужно, услышать друг друга. Так в каждом из них постепенно начинает формироваться ответственность за людей в команде. Уже в середине обучения в начальной школе появляется много командных проектов, где лидер команды, принимая на себя эту роль, несет ответственность ее членов и достигнутый ими результат.

Лидерские качества можно развивать, но надо учитывать реальные возможности ребенка: кто-то сможет руководить сотнями тысяч людей, для кого-то «потолок» – десяток сотрудников, а кому-то важно договориться с собой. Это не плохо и не хорошо, это просто данность.

Кругозор

Предпринимательство – это такая деятельность, где в любой момент могут потребоваться самые неожиданные навыки. Поэтому чем полнее и разнообразнее будет развивающая среда, тем полезней она будет для ребенка.

Бизнес не ограничивается экономикой и производством. Предприниматель должен обладать развитым эмоциональным интеллектом, умением выступать на публике, привлекать и удерживать внимание, убеждать, эмпатически слушать, исследовать, анализировать информационный фон, позировать для фотографа (соцсети еще долго останутся с нами) – никогда не знаешь, что еще может пригодиться.

Например, в наших школах мы даем детям возможность снимать кино. Они учатся работать с кадром, монтировать, снимать с помощью дрона, проводить на камеру глубинные интервью собеседника, используя техники дизайн-мышления, и доносить свою мысль в видеоформате, адаптированном под потребителя контента. Все идет в личную копилку навыков.

Этикет

Будет большой ошибкой полагать, что этикет всего лишь один из навыков. Нет, это целая наука, дающая огромное преимущество человеку, владеющему им в должной мере. Уровень владения правилами этикета демонстрирует социальный статус. Дорогие часы не компенсируют незнания таких вещей, как, например, бизнес-этикет, этикет гостеприимства, столовый или электронный этикет.

Знание правил этикета дает возможность комфортно чувствовать себя в любом обществе и легко выходить из затруднительных положений, потому что они дают уверенность во всем – от выбора правильной вилки до выбора правильного подарка партнерам.

Базовые правила этикета воспитываются в семье. Очень важно, чтобы семья придерживалась принципа уважения к людям, в том числе и тем, кто находится ниже по социальной лестнице. Остальному научат в хорошей школе.

Опыт ошибок

Серьезные инвесторы редко вкладывают деньги в предпринимателей, у которых нет опыта одной-двух неудач. Только на практике можно натренировать мышцу, позволяющую подняться после чувствительных падений и заставляющую идти вперед. Именно неудачи помогают учиться искать креативные решения, работать над недостатками в себе и пробелами в знаниях.

Ребенку нужно постоянно показывать, что ошибаться – это нормально, исправлять свои ошибки – хорошо и правильно, начинать все заново – не страшно.

Поэтому в хорошей школе грамотные педагоги не будут проверять каждый шаг, чтобы привести учеников к идеальному результату, а дадут им возможность ошибаться и идти своим путем, попутно вырабатывая нужные скилы. 

Прежде чем ставить вашего хорошо образованного и всесторонне развитого сына или дочь у руля компании, предложите им попробовать свои силы собственном бизнесе, посмотрите, как они пройдут школу ошибок и провалов. И лишь после того, как они научатся падать и снова подниматься, вы сможете надеяться, что семейный бизнес окажется в хороших руках.