В конце мая в одной из школ сети ONE! International School состоялась презентация бизнес-проектов учеников 1–4 классов. Оценивали проекты представители инвестиционных компаний, бизнес-ангелы, все по-взрослому. Разбираемся, зачем детям предпринимательское мышление и почему в обществе возникла в нем потребность.

Основатель ONE! International School Максим Натапов.

Вниманию «Инвестиционного комитета» школы было представлено четыре проекта: «Невидимые собаки» (производство одежды для собак, чтобы животные не остались незамеченными на дорогах), «Путешествие с детьми» (аудиогиды для детей в путешествиях), «Игровые домики» (модульные, быстро собираемые домики из картона, в которых ребенок может уединиться на перемене или дома) и «Куча дырок в стене» (подвесная система для картин и фотографий, не портящая отделку).

По сути, детям дали возможность предложить решение проблем, которые их самих волнуют: погибшие на дорогах животные, скучные поездки, потребность в уединении, желание изменить дизайн своей комнаты. Ведь в основе предпринимательства всегда лежит чья-то реальная «боль», которую можно устранить и на этом заработать.

Больше, чем деньги

Одна из проблем предпринимательства в нашей стране в том, что в бизнес приходят люди без предпринимательского мышления. Желание заработать деньги и даже понимание, как именно это можно осуществить, не делает человека предпринимателем. Во главе угла должно быть осознание целей бизнеса, представление о том, чьи проблемы он будет решать. В противном случае человек собирает коллекцию провалов, копит долги и негативные установки вроде: «Заработать честно невозможно, все бизнесмены – жулики». 

Тем временем на уровне руководства страны поставлена задача нарастить объемы малого и среднего бизнеса. Как мы видим, пока она решается неэффективно.

Поэтому не надо думать, что развитие предпринимательского мышления у детей – это обучение их азам экономики. Для начала нужно помочь им не растерять интуитивные навыки, необходимые для предпринимательства, заложенные в них с рождения.

Дети дошкольного и раннего школьного возраста активно придумывают свои игры и вовлекают в них окружающих. Они не боятся сделать «не так», не впадают в уныние, если игру не оценили: просто придумывают другую. Такие способности, как правило, теряются уже в начальной школе, потому что от учеников требуют действовать по правилам, наказывают за их невыполнение: система образования в лучшем случае игнорирует, а чаще не поощряет проявления креативности или способность предлагать свои форматы. 

Первая задача школы – сохранить умение ребенка придумывать игры и увлеченно в них играть. Это база для развития креативного мышления и основа умения договариваться и собирать команду. Без этих навыков предпринимателей не бывает.

В зоне развития

В начале 30-х годов прошлого века психолог Лев Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития». Это уровень развития, которого ребенок достигает в процессе взаимодействия со взрослым и таким образом осваивает его.

Следовательно, вторая задача школы – создавать ребенку возможности для роста и помогать ему осваивать новые навыки и умения. И это должны быть не только «хард скиллз», например математика, с помощью которой можно посчитать свой бизнес-проект, но и «софт скиллз»: умение управлять своими ресурсами, общаться с людьми, доносить свою точку зрения, искать аргументы в споре, не бояться ошибок и т.д.

Если ближайшая зона развития будет сбалансированной, то ребенок гармонично развивается, получает новые знания, не теряя интереса и живости восприятия.

Окружение формирует взгляды и ценности ребенка. Так, например, штат Калифорния обеспечивает около 33% ВВП всех США. Порядка 50% из этого объема приходится на малый и средний бизнес. В штате, и особенно в Кремниевой долине, концентрация предпринимателей такая, что не попробовать быть предпринимателем хоть однажды там сложно.

Хотим вырастить предпринимателя – нужно, чтобы вокруг были предприниматели. Поэтому уже в начальной школе проекты учеников ONE! оценивали настоящие бизнес-ангелы и инвесторы, а родители (значимая часть из которых занимается собственным делом) активно поддержали детей в их инициативах по подготовке своих проектов.

Игра по-взрослому

Если в начальной школе курс предпринимательства больше похож на игру, в которую естественным образом интегрированы задачи, развивающие «софт скиллз», то в средней школе эта игра выходит на новый уровень.

Курс предпринимательства будет идти параллельно с академическими предметами, и ученики получат возможность делать свои бизнес-проекты, владея теми инструментами, которые дают математика, геометрия, экономика, обществознание, искусство, иностранные языки, компьютерные технологии, дизайн и т.д. 

Средняя школа ONE! начнет свою работу в сентябре (до этого в сеть входили только детские сады, начальные школы и летние предпринимательские лагеря для подростков), и к маю мы ждем интересных ученических проектов, которым постараемся найти реальное применение.

Таким образом, третья задача школы для развития предпринимательского мышления – стать «предпринимательской школой», т.е. объединить в единую образовательную концепцию академический блок и развитие soft и hard skills, необходимых для развития предпринимательского мышления и исполнения проектов.

Мы видим, как растет запрос детей и их родителей на формирование предпринимательского мышления и навыков в школе. Но это не значит, что все поголовно хотят вырастить из своих детей бизнесменов. Отнюдь нет, это не всем дано. Скорее, можно говорить о том, что медленно, но верно в обществе происходит смена ценностей, приходит понимание того, что предприниматель – это в первую очередь ответственный, социально ориентированный, глубокий человек, который даже в сложные времена умеет сохранять оптимистичный взгляд на вещи и уважительное отношение к людям и миру.