Все записи
15:29  /  9.07.21

642просмотра

Мифы о бесплатном образовании

+T -
Поделиться:

Скажем прямо сразу: бесплатное образование в нашей стране давно стало НЕдостаточным образованием, то есть объема знаний и умений, которые оно дает, не хватает ни для поступления в вуз, ни для работы, ни просто для жизни, и за недостающее родители должны платить репетиторам. Но и они – не выход.

Традиционное школьное базовое образование уже не решает те задачи, которые сегодня стоят перед обществом. Его основной и единственный критерий качества сегодня – это результат ЕГЭ, на него ориентируется следующая ступень образования – вузы. Ориентируется формально, так устроена система. На самом деле все преподаватели вузов жалуются, что абитуриенты приходят к ним с плохой базой знаний и не готовые воспринимать информацию на следующем уровне.

Сколько стоит бесплатное?

Разницу между тем, что нужно, и тем, что дается в школе, «закрывают» собой репетиторы. Это огромный и растущий рынок: за последний год в России предложение услуг репетиторов выросло примерно на 30 % (с сентября 2019 по сентябрь 2020), а спрос на них увеличился на 18%.

Рынок этот полулегальный, обсчитать его сложно, но по данным исследований ВШЭ в 2017 году он составлял в России около 30 млрд рублей, а сейчас – более чем 100 млрд руб. В последний год стала очень популярна не только подготовка к экзаменам, но и помощь школьникам в выполнении школьных заданий: многие дети плохо адаптировались к появившимся из-за пандемии дистанционным формам, им необходимо личное общение с педагогом. Это в свою очередь породило выход на рынок огромного количества мошенников или низкоквалифицированных преподавателей. Родители, которым в последний год самим пришлось нелегко, хватаются за их рекламные объявления как утопающий за соломинку.

Однако, цена вопроса не только в деньгах, но и в том, что ребенок должен сидеть за уроками (очными или дистанционными) практически каждый день с утра до вечера. То есть репетиторство, как дополнение к школе, само по себе не самый здоровый выход в погоне за местом в вузе. Кстати, Китай, который начал уже осознавать эту проблему, решил в ближайшее время ограничить рынок репетиторства: теперь китайские школьники не смогут ходить на частные занятия после 9 часов вечера, а также заниматься математикой и английским по выходным. Пока же индустрия репетиторства там растет с огромной скоростью: сейчас оборот этого рынка там составляет около 120 млрд долларов в год, а к 2025 прогнозируется 1 триллион юаней (155 млрд долл). Это те деньги, которые в поисках лучшей доли для своих детей родители отдают за недочеты бесплатного образования – воспользоваться социальным лифтом хорошего вуза становится чем дальше, тем сложней.

Вернемся в Россию. В школу пока примут каждого ребенка (дошкольное образование, где также востребованы репетиторы, критериев качества не имеет). Возможно, не в ту школу, в которую хотят отдать его родители, но тем не менее, учеба в системе общего образования ему гарантирована.

На уровне вузовского образования тоже возникает тема качества образования. Кстати, и тут репетиторство не решает все проблемы: кто упустил время в школе, тому сложнее в вузе, и сложнее после вуза. Получается замкнутый круг: государственного образования недостаточно, репетиторство решает лишь часть проблем – помогает лишь нарастить баллы ЕГЭ. Но не реальные знания и умения.

Куда пойти… работать? 

Заказчиком образования является работодатель, тот, кто после вуза должен взять к себе специалиста. Когда кадровая служба любой компании подает заявку в HR-агентство, она не запрашивает «пятерку» по математике или английскому в анкете. А что пишут? Нужен «ответственный человек», «способный принимать самостоятельные решения», «способный работать в команде» и так далее –  это все к диплому, даже красному, никакого отношения не имеет. Это все про soft skills, по мере развития человека у него появляются и hard skills. Точек их пересечения в современном образовании мало. 

Из-за того, что требования на входе формальны (баллы по ЕГЭ), специалисты из вузов выходят не самые глубокие. И soft skills у них тоже не развиты, то есть из вузов выходят даже не полуфабрикаты с точки зрения работодателя, а… мне сложно подобрать слово для обозначения степени готовности к работе современных выпускников.

Почему важны обе составляющие? Сегодня люди меняют сферу деятельности по три-четыре раза за жизнь. На одних «хардах» это не получится: дед кузнец, отец кузнец, сын кузнец – сейчас такого почти не осталось. Сегодня твоя профессия нужна, а завтра уже нет. А soft skills – способность к решению творческих задач, способность договариваться, работать с информацией, то есть универсальные качества – остаются с человеком навсегда.

Кстати, во ФГОСах наших прописаны и «мягкие навыки», но не указано, по каким критериям их оценивать. Поэтому госшкола и не дает их: основной критерий баллы по ЕГЭ. Но и это вопрос приоритетов: сейчас более важными считаются баллы ЕГЭ – их все «качают». Сместится акцент на soft skills – будут «качать» их.

Мне есть с чем сравнивать. Задумавшись об открытии собственных школ, готовящих к поступлению в лучшие вузы мира, я начал с изучения требований международных университетов к абитуриентам «на входе». Они включали и академические успехи, и soft skills, и personal abilities, и среди них, что меня особенно поразило, самыми востребованными были: адекватность самооценки, и способность сопереживать. Меня, помню, сильно тогда заинтересовали механизмы оценивания таких непростых критериев, но круговая оценка людей, сродни «методике 360», включающая педагогов, родителей, одноклассников, в дополнение к мотивационному письму и интервью, показалась мне убедительной. Это и позволяет уже на входе (а не в процессе потом) отбирать людей с гораздо более высоким уровнем соответствия сегодняшним и , вероятно, будущим запросам общества. И за выпускниками этих университетов стоит очередь из работодателей, в частности технологических гигантов.

Частная школа частной школе рознь 

Частная школа сама по себе тоже не панацея – однозначно сказать, что она имеет преимущество перед государственной, нельзя. Не секрет, что и те дети, которые учатся в частных школах, тоже пользуются услугами репетиторов и имеют такие же проблемы с soft skills. Поэтому не всякая частная школа – это выход из сложившейся ситуации. Школа, где есть качественная образовательная экосистема, включающая и «софты» и «харды» – выход. Такая, где дети не хвастаются статусами и шмотками, им это неинтересно, потому что им интересно учиться.

Хорошая частная школа – это не тоже самое, что и государственная, только за деньги, с дорогой мебелью и охраной. Это другой уровень взаимоотношений между всеми участниками процесса: родителями, учениками, педагогами администрацией. Это комьюнити людей, объединенных одними ценностями, как правило, нематериальными – именно оно дает возможность эффективно донести и закрепить ценности, сформировать знания и навыки и получить образование, ориентированное на конкретного ребенка, на его интересы и умения. Все-таки класс в 15-20 человек в частной школе и класс в 30-35 человек в государственной – это разные материи. Когда класс среднечисленный, система может эффективно настраиваться на то, чтобы соответствовать скорости каждого ребенка, чтобы давать и получать от него больше обратной связи, давать возможность делать выбор и принимать решения. Это и становится базой для более качественного образования. 

Хорошая частная школа предполагает и высокий уровень школьной над-академической активности: какие проекты и исследования проводятся, какие туда приезжают спикеры и насколько они увлекают, какова тематика проектов учеников, их глубина, актуальность, насколько это интересно и разносторонне, становятся ли участники проектов единым организмом и так далее.

Одна из больных тем современного школьного образования – взаимоотношения всех стейкхолдерам экосистемы, а это и дети и родители и педагоги и администрация. По отношению к детям и родителям в  качественных частных школах это называется «клиентский сервис». Он базируется на нескольких столпах:

– прозрачность, открытость, понятность;

– способность слушать и слышать родителей и ребенка, и грамотно и своевременно реагировать;

– вовлеченность родителей в образовательные процессы (не в подготовку домашнего задания, а желание развивать школу совместно, принимая участие).

Важно, чтобы клиентский сервис в школе был сбалансировано развернут как в сторону учителя, так и в сторону ребенка и родителя. Педагог - не «обслуживающий персонал», а в высшей степени уважаемый человек. Но как при этом решить дилемму между «я плачу деньги, учите моего ребенка, какой бы он ни был» и интересами других детей? Государственная школа подчиняется закону об образовании, который регулирует порядок взаимодействия учебного заведения и ученика: преимущество практически всегда на стороне ребенка. Я с этим не очень согласен. Систематическое нежелание учиться или девиантное поведение требует, с моей точки зрения, решительных мер. В частной школе мы можем отказать такому ребенку в обучении, то есть мы откажемся предоставлять услугу тем, кто представляет опасность или не уважает заранее озвученные правила. И у нас были подобные случаи. В общеобразовательной такой возможности практически нет.

У частного образования сегодня больше возможностей, а значит можно предъявить и больше требований к школе в части обеспечения должного развития учеников. В моем понимании, развитие должно быть комплексным и гармонизирующим. Поэтому хорошее частное образование, к сожалению, не может быть дешевым. В нашей начальной школе с каждым классом работает до 12 человек, и им всем нужно платить зарплату.

Менять углы настройки

На самом деле и частное, и государственное образование – платное. Только в первом случае платит родитель, а во втором – государство, оно же и диктует правила игры на своей территории. Поэтому получить в большей мере то, что хочет (если он знает, чего хочет), родитель может именно в частном образовании. 

Медленно, но увеличивается количество родителей, кого интересует получение детьми мягких «скиллов» уже в младшем и подростковом возрасте. На следующем этапе им важны уже дипломы международного образца, например, IВ. Мы видим на своем примере, что запрос растет, повышается конкурс на место, для увеличения возможностей мы в этом году открываем уже вторую школу, ориентированную на подготовку к поступлению в том числе в международные университеты - в ней будут учиться дети с 1 по 11 класс.

Всем школам (и частным, и государственным) хочется пожелать наращивать культуру взаимодействия, большего диалога с родителями, университетами и бизнесом, и что очень важно – постоянного переобучения персонала с ориентиром на лучшие и актуальные международные практики. Так постепенно изменится фокус и появится новый «угол настройки», который позволит сделать школьное образование более прикладным и заточенным на современные вызовы. Подготовка педагогов в России – одна из сильнейших в мире, особенно по части математики и естественных наук. Нам есть что предложить и внешним рынкам, у нас сильная система традиционного образования, только она требует некоторой актуальной прикладной донастройки. Я уверен, что это возможно в масштабах государства, перспективы здесь большие. А пока получить желаемый результат проще в хорошей частной школе. И обратите внимание на предпринимательство в школах, начиная с начальной ступени, точнее на предпринимательские школы, за ними наше будущее, поверьте...