Все записи
13:08  /  21.04.21

664просмотра

Танки против "Евы"

+T -
Поделиться:

Я тут посчитал, очень консервативно, что на парады Победы в РФ ежегодно закладывается сумма, превышающая годовой бюджет двух региональных университетов. И парады, и университеты дотируют из федерального бюджета, поэтому мы имеем право взвешивать их на одних весах. То есть вместо одного праздничного дня, пусть и очень важного, два научно-исследовательских организма могли бы целый год платить зарплату профессорам и лаборантам, содержать кампус, столовую и инфраструктуру для исследований, выделять гранты и стипендии, развивать научные коллаборации и посылать исследователей на международные симпозиумы. За этот год сотни человек могли бы начать или продолжить получать высшее образование, десятки профессоров - продолжить свои разработки на мировом уровне, а один или два из них, возможно, совершить научные открытия. 

У нас самые дорогие парады победы в мире. И самые бедные университеты среди стран-победителей (и даже стран-проигравших). Об этом не устают повторять ректоры даже самых дотируемых российских вузов.

Но парад Победы оказывается гораздо важнее всего этого. Прошлое оказывается важнее будущего, танки оказываются важнее научно-исследовательских проектов.. Подкармливать прошлое за счет будущего - тактика правительств, которые не хотят перемен. Держащиеся за власть, они знают, что действительно важно чуваку, который запойно играет в World of Tanks. Они использует раны и комплексы своего народа для укрепления собственного политического имиджа - играет в World of Tanks в реальном масштабе.

Все разработчики игр мечтают нащупать тайные боли и чаяния расчетной аудитории, чтобы создать новый сеттинг “повышенной привыкаемости”. В 2015 году исследователи mail.ru выяснили, что на территории России и СНГ самые популярные игровые хронотопы - Вторая мировая война, охота за сокровищами и побег из тюрьмы. Это отголосок “украл, выпил, в тюрьму”, который носят в коллективной памяти люди, не прошедшие лично ни войн, ни тюрем, но легко попадающие под шарм танковых гусениц. 

Часто я вижу, как переживают родители: ребенок целыми днями только и делает, что выполняет задания мафиозного авторитета из Grand Theft Auto (GTA) - угнать автомобиль, ограбить банк или сжечь неугодную пиццерию! При этом сами они в фоновом режиме подключены к каналу НТВ, который в народе прозвали “Мент-ТВ”. Долгое время его сетка на 70% состояла из бандитских сериалов и сводок происшествий. И тем не менее канал, расчетной аудиторией которого был “человек с прошлым” или сотрудник правоохранительных органов невысокого ранга, бил рекорды популярности. Подшучивали, высмеивали, ругали, но смотрели. Потому что “украл, выпил, в тюрьму”.

Связь между популярными сеттингами и невылеченными травмами наций довольно очевидна. Глянув на “тортик” с процентами, можно увидеть последствия трагических событий или несбывшиеся надежды населения. На постсоветском пространстве нам предстоит большая переработка опыта репрессий, ГУЛАГа, милитаризованной повестки. А пока неотрефлексированное прошлое делает нас легкими жертвами игровой зависимости. 

Гейм-студии - не просветительские, а коммерческие структуры, они будут менять продукт вслед за запросами юзеров. Разработчики игр беззастенчиво эксплуатируют страхи, боли и триггеры, накопленные годами и передаваемые из поколения в поколение. То же самое делают правительства, когда отчаянно держатся за власть. 

Данные, которые агрегируют разработчики игр для формирования игровых зависимостей, - неучтенная, но важная метрика успешности государства. Если добавить статистику по скачиванию игр к экономическим показателям (ВВП на душу населения и уровень безработицы), то станет понятно, какие новые объединяющие идеи предложило правительство за время своей работы и насколько успешно поработало с историческими травмами. Просвещенное правительство, как доктор, не потакает больному в его немощи. Оно дает стране горькие лекарства, прописывает режим и заставляет разрабатывать затекшие конечности. 

Мне бы хотелось, чтобы в ближайшее десятилетие вместо игр про угон автомобилей и танкострелялок люди скачивали больше космических одиссей, sci-fi и абстрактных стратегий вроде “Цивилизации”. Самое очевидное лечение синдрома “украл, выпил, в тюрьму” - это приглашение к постоянной рефлексии и развитие критического мышления по отношению к своей истории.

Комментировать Всего 1 комментарий

Цивилизация форева )))