Все записи
МОЙ ВЫБОР 19:07  /  8.04.21

532просмотра

Двойники в кино и кто такой Доппельгангер?

+T -
Поделиться:

Шекспир, Достоевский, Палланик, практически везде и у всех образ двойника - это неотъемлемый инструмент для борьбы с самим собой, переосмысления и наконец примирения. Ну а как иначе вытеснить и облечь в удобоваримую форму внутренний конфликт. Как ни крути, но мир делится на пространство жизни и смерти, разума и инстинкта, человека постоянно тянет в разные стороны, вопрос в том, какой выбор ему необходимо сделать.

Какие они бывают?

- Одним из типов таких двойников является близнец. В жизни главного героя вдруг возникает человек в точности похожий на него, обычно они встречаются в минуту отчаяния и непонимания, как жить дальше. С первого взгляда кажется, что близнецы сражаются друг с другом ("Двойник" Достоевского, "Враг" Дени Вильнева, "Луна 2112" Дункана Джонса). Появление близнеца - это своего рода ответ на резкую перемену или наоборот долгое её отсутствие. Человек испытывает невероятное сопротивление внешних обстоятельств, они придавливают и вытесняют его из собственной жизни. Он перестает ощущать свою целостность ("Луна 2112"), а возможно, что глубоко заложенный страх вдруг выползает наружу ("Враг" Вильнева).

По ходу сюжета близнецы противостоят друг другу, но на самом деле конфликт мнимый. Если присмотреться, то можно увидеть, что вместе они противостоят окружающему миру по-разному строя отношения с ним, и поэтому идентичность близнецов обязательно проявляется в конце. В "Двойнике" Достоевского (или аналогичном фильме Ричарда Айоади) активный, льстивый близнец, умеющий пробиваться и строить интриги, вытесняет не талантливого, скромного и не пользующегося успехом у женщин главного героя. Что это, если не ответ обществу на искуственно созданную модель успешного человека. "Хорошо, если я буду действовать так, меня приведет это к успеху?". Двойник помешан на том, что недоступно нашему герою в обычной жизни, это трикстер, способный пошатнуть внутренний нравственный закон героя.

Вследствие подобного расщепления человек теряет возможность определения своей позиции, нет той высшей ценности, которая могла бы их сплотить. Близнецы могут множиться, еще больше загоняя героя в тупик, и всё больше погружая его в невозможность вырваться из массы.

- Двойник-антагонист (доппельгангер) появляется в результате острого личностного конфликта. Пожалуй, на эту тему снято колоссальное количество картин ("Бойцовский клуб", "Малхоланд Драйв", "Черный лебедь" и др.)
Как только режиссеры ни используют фрейдовскую персону и тень, части нашего Я, которые мы предъявляем миру и которые с таким усердием скрываем.

Одним из самых первых романов, посвященных этой теме, является Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Хайд (Hide) - та сторона личности уважаемого и добропорядочного доктора, которую он посредством химических веществ выделяет в отдельного персонажа. Он расщепляется, перенося всю ответственность за скверные деяния на Хайда. Тяга доброжелательного доктора к ужасным вещам так велика, что совладать с ней он не в состоянии. Хайд щуплый, уродливый и маленький, но удивительно подвижный и стремительный. Это существо творит страшные вещи, но вместе с тем, именно оно являектся источником активности для доктора, его жизненной силы. Преодолеть стремление к непристойным деяниям и вынести позора он не в состоянии (прошу, почитайте его письмо). 

В каждом человеке есть то, что миру он предъявить способен, а есть то, что ни при каких обятоятельствах не должно быть связано с нашим именем в обществе (Тень). И это не всегда ужасные и примитивные вещи, отнюдь, иногда большой и грозный начальник боится проявить слабость и милосердие и прячет их как можно глубже. Но здесь вступает в действие некоторый внутренний закон: чем больше та часть личности, которую мы создаем искусственно (Персона), тем больше становится Тень, и тем чаще она способна выскользнуть из нашего поля зрения и проявиться в самые нежелательные моменты.

В таком случае в двойника помещаются все те пороки, которые человек стремится преодолеть, избавившись от него или предав его смерти (оригинальной концовке "Бойцовского клуба"). Самое важное, что можно сделать, чтобы не сойти с ума - это подружиться с двойником, осознать свою двойственность и научиться видеть себя целиком. Наша "Самость" - это химический бульон, в котором варится огромное количество разных "Я", но для души все эти проявления идентичны и едины, как в хорошем оркестре, в котором нет лишних инструментов.

Хороший список фильмов на эту тему здесь