Все записи
16:47  /  31.03.21

1618просмотров

О тараканищах Чуковского: какими должны быть стихи для детей

+T -
Поделиться:

Исполнилось 139 лет со дня рождения Корнея Чуковского – детского поэта, который не переносил, когда его сокращали до этой роли. В первую очередь Чуковский был критиком, и младшим коллегам он завещал 13 правил создания хороших детских стихов.

Чуковский скрупулёзно исследовал детскую психику: общался со всеми доступными малышами, следил за научными исследованиями, считал глаголы у Пушкина. Его «Заповеди» сформулированы в книге «От двух до пяти» и рассчитаны на самых маленьких. Чем публика старше, тем больше допущений позволял новобранцам маэстро.

Причем дело не в содержании. Чуковский видел задачу детских стихов не в воспитании вообще, а в стиховом воспитании: они должны готовить ребёнка к восприятию взрослой поэзии. В случае с совсем крохами, по Чуковскому, важнее форма, звучание стиха, а не конкретные тараканы. Отсюда правила:

1. Стих должен быть наглядным, графичным. Если четверостишие нельзя нарисовать – его надо выбрасывать.

2. Стихам необходима быстрая смена образов. Если по целой странице текста можно нарисовать только один рисунок – с ней явно проблемы.

3. Под хорошие стихи можно петь и плясать. Идеал для Чуковского – стихи, которые сочиняют сами дети. Он их серьезно анализировал и даже дал имя – «экикики». В таких стихах ритмика и напевность преобладают над смыслом, обгоняют его. Это коротенькие кричалки, которые сочиняются («вытанцовываются») на ходу и легко заражают других.

4. Стих должен быть подвижным и переменчивым: чем чаще меняется ритм, тем дольше получается слушать.

5. Меньше согласных. Еще меньше. Дети не просто так выбрасывают заборы между нормальными звуками: птичка - патичка, красивый - касивый и т.п. Нагромождения вроде «пупс взбешен» или «вдруг взгрустнулось» - неуважение к маленьким.

6. Рифмовать лучше соседние строки. «Детское ухо не способно так долго удерживать в памяти окончание предыдущей строки».

7. Рифмуемые слова должны быть главными носителями смысла всей фразы: ведь это они привлекают основное внимание.

8️. Каждая строка должна быть самостоятельным предложением:

В синем небе звезды блещут.

В синем небе волны хлещут.

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Но это актуально для самых маленьких. Чем дальше, помним, тем больше вольностей.

9️. Минимум прилагательных. В речи малышей преобладают глаголы. Даже существительные вроде «динь-динь» несут в себе действие: когда ребенок говорит «динь-динь», то скорее всего имеет в виду что-то вроде «звонит колокольчик», или «дай позвонить», или «мне нравится этот звон».

Так что если автор хочет говорить с публикой на одном языке – надо забывать об эпитетах. Чуковский, к примеру, считал глаголы в процентах к другим частям речи.

10. Писать надо хореем:

Одеяло убежало,

Улетела простыня.

11. Коверкать слова -  значит играть с ребенком («Старишка в мартости глаза слабами стала»). Здесь Чуковский, кстати, особенно хвалит Даниила Хармса. Но это пункт скорее не о том, что все должны писать так, а о том, что так тоже можно и нужно, ибо полезно с точки зрения языкового развития.

12. Поэзия должна оставаться поэзией. Просто рифмовать глаголы таки не выход. Потому что: см. последний пункт.

1️3. Детская поэзия - ступенька ко взрослой лирике, тренажер. И не поэзия должна приспосабливаться к ребенку, а наоборот: ребенок – к поэзии. Постепенно усложняя форму, мы готовим малышей к высокой литературе. А там вот точно не должно быть про «кровь-любовь» и «побежали-задышали».