Все записи
МОЙ ВЫБОР 15:09  /  23.03.21

224просмотра

Миллионы на чужое образование. Зачем бизнес открывает школы? Мнение Еркина Татишева из Kusto Group

+T -
Поделиться:

Привычная россиянам система обучения появилась в США больше ста лет назад. В тех условиях главной задачей образования был ликбез, который позволил бы фермерским детям впоследствии работать на заводе. Основатель Kusto Group Еркин Татишев уверен: эта модель безнадежно устарела, потому что «синие воротнички» в эпоху технологий уже никому не нужны. Предприниматель загорелся идеей помочь ребятам развить креативное сознание и сформировать стойкий характер. Это стремление послужило стартом личного проекта Еркина Татишева — High Tech Academy — средней школы нового формата в городе Алматы. Еркин рассказывает, к каким результатам привело это решение.

Образование — это инвестиции 

Крупные компании нередко сотрудничают с образовательными учреждениями, правда, обычно с университетами. С подачи бизнеса появляются курсы или целые факультеты. Например, Яндекс сотрудничает с ВШЭ: он помог продумать концепцию и программу факультета компьютерных наук. Разработчик сервисов для бизнеса «СКБ Контур» совместно с УрФУ строит отдельный образовательный центр, где будут готовить специалистов для высокотехнологичных секторов экономики. На это уходят колоссальные ресурсы: и время сотрудников, и деньги компании. Оправданы ли такие вложения?

Основатель Kusto Group Еркин Татишев уверен: качество знаний выпускников школ с каждым годом только падает, необходимо пересмотреть образовательные программы. Причем проработать их нужно всем обществом, не просто ждать шагов от министерства. Иначе, предполагает предприниматель, скоро появится поколение малообразованных людей, которые в 18 лет обладают навыками 14-15-летних детей. Тогда конкурировать с другими странами будет очень сложно. Еркин Татишев говорит, что современный специалист должен не потреблять и даже не анализировать информацию, а на ее базе формулировать вопросы и предлагать решения реальных проблем. Поиск и сбор данных возьмут на себя технологии, люди же будут решать более сложные вопросы. Задача школы — подготовить таких специалистов.

Предприниматель считает, что эффективность вложений в образовательные проекты бессмысленно выражать в денежном эквиваленте. Существеннее то, какие улучшения они могут дать обществу. Для Еркина было важно открыть именно школу, чтобы помогать детям формировать правильные ценности и установки на начальном этапе. «В министерстве как-то сказали, что университет должен развивать гибкие навыки: критическое мышление, командную работу, ораторские навыки и навыки презентации, коммуникабельность. Мне кажется, помогать развивать эти качества в восемнадцатилетнем возрасте уже поздновато — такую миссию на себя должна брать школа. А хороший университет обязан участвовать в культурной жизни города: проводить лекции, конференции и дискуссионные клубы — так, как это делает тот же Оксфорд. Система высшего образования должна к этому стремиться. В нашей стране такого нет», — рассуждает основатель Kusto Group.

Исправить недостатки

Лидер Kusto Group уверен: задача среднего образования — помогать человеку формировать характер, развивать сознание, учить постоянно учиться. Но распространенный в России и Казахстане подход к освоению материала его не устраивает. Предприниматель заметил недостатки системы обучения, когда его дети пошли в школу. Тогда он решил учредить заведение, которое работало бы по принципам проектного подхода, где студенты не читают учебники, а решают кейсы.

При создании High Tech Academy Еркин Татишев ориентировался на американскую школу High Tech High, которая за 20 лет существования выросла в целую систему из 14 чартерных учебных заведений с государственным финансированием. Там нет оторванных от реальности теоретических заданий, зубрежки и сдачи экзаменов как единственной цели обучения — бессмысленных, по мнению бизнесмена, в жизни навыков. Такой подход называют PBL — навыки, полученные через проекты.

Чтобы лучше понять эту концепцию, Еркин приводит пример из жизни школы. Однажды в High Tech Academy учителя поручили ученикам 7–8 классов создать фильтр для воды, который очищал бы воду от примесей. Свою идею ребята презентовали жителям поселка, в котором были большие проблемы с чистотой воды. Причем дети заранее познакомились с будущими получателями пользы и прониклись их трудностями. Так мотивация найти решение была выше, а знания — глубже. Метод наглядности используют и в изучении математики: чтобы показать, что задача уравнения — найти баланс, учителя могут собрать на столе весы из конструктора. Дети понимают все сами.

Конечно, школа, созданная Еркином Татишевым, соблюдает стандарты Министерства образования, но использует их, скорее, как вектор, ориентир, а не руководство к действию. Например, семиклассники могут разбираться в программе девятого класса по химии, а программу по математике за седьмой год обучения изучать в течение восьмого. В отличие от классических образовательных учреждений, в High Tech High нет отдельных уроков, к примеру, по физике и биологии. Вместо этого ученики проходят блок «Наука». Преподаватели школы подчеркивают, что в мире эти предметы существуют в симбиозе, поэтому и изучать их нужно соответствующе. На одном уроке в классе могут присутствовать сразу несколько преподавателей.

«Учителя нашей школы всегда понимают, зачем просят учеников выполнить какое-то задание. Это помогает снять с детей и родителей лишнюю нагрузку. Здорово, когда учиться приходят с радостью», — считает Никке Кескинен, директор школы. High Tech Academy — стартап. У проектного подхода обучения есть как сторонники, так и противники. И одна из целей заведения — убедиться, что такая модель образования работает. Или получить обратные результаты и понять, как это скорректировать.

Еркин Татишев и команда High Tech Academy мечтает улучшить общество, усовершенствовав школу.