Человек - не моллюск. Он не может хранить в себе “камень” и сделать из его жемчужину.  Так и останется инородное тело, отнимающее силу и энергию и жажду жизни. Под камнем я подразумеваю не прожитую утрату.

          Работа с утратами всегда была и будет актуальна, потому что жизнь - это действительно череда утрат, но это еще и череда приобретений. Чтобы научиться приобретать, нужно научится проживать утрату. Мои многолетние наблюдения и опыт работы с людьми, пережившими острое горе, позволили понять, через какие стадии проходит человек, столкнувшийся с утратой. И что делать, чтобы эта утрата не влекла за собой жалость, уныние, ухудшение качества жизни. Все это я перевел в понятный текст книги “Принять и пережить потерю, горе, утрату”.

          Расскажу секреты создания книги, почему и как ее написал. И секреты, полезные для жизни.

1.    Личный опыт

Я всегда интересовался внутренним миром человека, тем, как он откликается на те или иные события, как можно ему помочь. Этот интерес, точнее даже потребность, привели меня в психологию, подтолкнули к изучению возможностей гештальт-терапии, системных расстановок. Впоследствии в мою жизнь и практику вошла феноменология, как  “могущественное” направление, гибкое и позволяющее наиболее полно понять и описать опыт человеческих переживаний.

2.    Опыт феноменолога.

          Часто люди, столкнувшиеся с потерей, склонны недооценивать ее влияние на последующую жизнь. Им кажется, что годы, вставшие между ними и случившимся, сами собой решат проблему. Но время не лечит, оно как пластырь: нужно купить, распаковать и правильно разместить на ране. Можно улыбаться и изображать крайнюю степень жизнерадостности и мучиться глубочайшим чувством вины, обиды или гнева.

          Первый шаг на пути к исцелению - это согласие с тем, что утрата, подчас тяжелейшая и невосполнимая произошла. Может показаться, что это согласие ввергнет человека в бездну, но в действительности оно помогает перенаправить энергию, которая расходуется на “поддержание лица”, для исцеления.

3.    Опыт работы с людьми, пережившими утрату.

          Любая утрата, от потери кошелька до гибели близкого человека, работает не только как событие объективной реальности, но имеет субъективную сторону, выражающую переживания человека. Поэтому так важен вопрос, заданный себе или клиенту: “Что ты чувствуешь?”.

4.    Трагедия “Курска”.

Гибель экипажа подводной лодки “Курск” стала трагедией для тысяч людей. Такое огромное горе потребовало вмешательства многих психологов, в том числе и моего. Она стала переломным моментом моей жизни. Общаясь с родными, близкими и знакомыми погибших, я видел, что люди переживают это событие по-разному: кто-то плакал, кто-то замыкался в себе, кто-то громко отрицал факт гибели мужа, сына, отца, кто-то молча продолжал надеяться на их спасение. Ложная надежда не дает начаться процессу проживания и исцеления, поэтому, в первую очередь, с утратой нужно согласиться.

5.    Практичность.

Эта книга не о философии страдания, не о том, как изменить взгляд на потерю. Она абсолютно практична, в ней описан пошаговый алгоритм, с помощью которого можно встретиться с утратой, согласиться с ней, войти в нее и выйти обновленным, чтобы позволить себе жить дальше полноценной жизнью.

Книг о механизмах человеческого страдания много. Проблема в том, что терминологические конструкции в них порой отпугивают даже дипломированных психологов. Эта книга доступна любому человеку, который захочет ее прочитать. Более того она предваряется разработанной мною схемой, которая показывает путь преодоления утраты - карта с маршрутом выхода из лабиринта страдания.

6.    Защита от  беспомощности.

          Переживая последствия беды, люди часто оказываются беспомощными, не знают, как помочь себе или близкому человеку, как вообще понять, что происходит. Действия властей при массовых трагедиях направлены на непосредственную ликвидацию последствий и неизбежно ограничены временными рамками, и спустя время люди оказываются один на один со своим горем. Эта книга способна помочь им и их близким.

7.    Метод действительно работает.

Эффективность работы описанного метода подтверждена двадцатилетней практикой ее применения. Поскольку я сам совмещал в ней гештальт-психологию, феноменологический подход и метод системных расстановок Б. Хеллингера, их комбинация является единственной в своем роде и не описанной более нигде. Ее новизна и уникальность подтверждены патентом в международном институте интеллектуальной собственности.

Я знаю, что многие люди интересуются тем, как пережить утрату любой тяжести, хотят научиться мужественно встречать испытания жизни, жить активно, полноценно и счастливо. Но при слове "утрата" сразу возникает ассоциация с болью. А в боль идти не хочется, это нормально. Эту боль помогут пережить профессиональные консультанты, но прежде чем к ним идти, можно начать читать мою книгу. Я не просто надеюсь, я знаю, что шаги, описанные в ней, помогут в процессе осознания степени влияния утрат на жизнь и покажут направление к новому качеству жизни.