Как увлечь сотрудника добровольческой активностью, рассказывает Оксана Косаченко, президент Благотворительного фонда «Система»

Еще недавно многим в России казалось, что волонтерство – удел стареющих голливудских звезд, борющихся за права животных и с голодом в Африке, или некое развлечение западных корпораций, а в России это не приживется, потому что сил и времени на бесплатную общественно полезную работу ни у кого нет. Сегодня подход к волонтерству меняется, причем кардинально, в мире насчитывается миллиард волонтеров, более 100 миллионов занимаются этой активностью на постоянной основе. Дело вовсе не в пандемии СOVID-19, хотя последняя, бесспорно, добавила популярности этой деятельности. Развитием добровольческих программ для сотрудников – от ухода за больными и уборки памятников до посадки лесов и очистки рек – в России озаботился частный бизнес. Как выяснилось, корпоративное волонтерство не просто помогает поддерживать правильный психологический климат в команде, но и сказывается на эффективности бизнеса. Способно ли волонтерство стать одним из способов нематериальной мотивации персонала, а главное, как действительно увлечь социальными инициативами весь коллектив, рассказывает Оксана Косаченко, президент Благотворительного фонда «Система».

Волонтерим с сотрудниками всех уровней

Максимальный эффект для компании – от развития горизонтальных связей между сотрудниками до улучшения делового климата в коллективе – возможен за счет участия в корпоративных волонтерских программах сотрудников всех без исключения уровней, начиная с топ-менеджмента и заканчивая линейным персоналом. Увы, наименее активными обычно оказываются именно сотрудники низшего звена, в том числе с невысокой квалификацией. Несложно понять, что среднестатистический менеджер просто не видит причин тратить на это время. Однако именно для таких работников волонтерство может стать дополнительным социальным лифтом. Ведь, как правило, волонтеры имеют больше шансов на повышение зарплаты, а продвижение по службе за счет волонтерства работает даже в случае массового линейного персонала. Если такая возможность в компании и правда появится, а участие в корпоративных волонтерских проектах действительно будет учитываться при продвижении по службе, сотрудники это точно оценят. Кстати, такой подход поможет справиться и с текучестью кадров, ведь именно последняя остается головной болью всего российского бизнеса – по итогам 2020 года она достигла 23,8%, увеличившись сразу на 10%. И чаще всего меняют работу менее квалифицированные сотрудники более молодого возраста.

Больше выходных – меньше больничных

Волонтерство поднимает настроение и добавляет желания жить: по оценкам британского Национального совета общественных организаций (NCVO), об этом заявляют77% участников добровольческих акций. Обычно волонтеры более уверены в себе и позитивнее смотрят на мир. Но достаточно ли этого, чтобы отложить поездку к друзьям или на дачу на майские и отправиться поздравлять ветеранов 9 мая, чтобы принять участие в акции «Помним вместе» или посадить деревья? Не советую тестировать персонал на сознательность – проще и эффективнее предложить активным волонтерам возможность взять дополнительный выходной (естественно, оплачиваемый) или добавить лишние дни к отпуску. Кстати, именно такая практика прижилась в ряде компаний АФК «Система», например в компании «МТС»: сотрудник, который принял участие в волонтерском мероприятии, получает отгул. Аналогичные практики внедряют и международные компании. Это дает возможность собрать на обычный субботник тысячи людей. Поверьте, эффективность бизнеса от этого только выиграет. Внеплановый отдых позитивно сказывается на здоровье сотрудников, к тому же дополнительные отгулы охотно используют, чтобы «отлежаться» при легком недомогании. Хотя волонтеры в принципе меньше болеют: 53% волонтеров говорят о лучшем физическом самочувствии, а компании сообщают о сокращении отпусков по болезни сотрудников, участвующих в волонтерских проектах.

Якорим лучшие кадры

Возможность участвовать в волонтерских проектах и менять окружающий мир к лучшему нередко становится дополнительным «якорем», удерживающим в компании высококвалифицированный персонал. Сегодня большинство компаний вынуждены работать в парадигме бесконечной утечки умов. Но того же IT-специалиста от ухода в другую корпорацию и даже отъезда за рубеж вполне может удержать возможность обустроить в своем городе детскую площадку или организовать экосубботник. Это, кстати, реальные примеры активностей, которые удалось запустить благодаря заявкам наших сотрудников в рамках грантового конкурса «Система добрых дел». Спрос на подобные акции действительно есть, ведь только в этом году мы получили 69 заявок из более чем 20 регионов. А для кого-то важнее окажется участие в групповом экологическом забеге. Например, в рамках всероссийской акции «ЗаБег.РФ» наша корпорация проводит «Забег #ЗаЛес»: каждый километр конвертируется в деньги, которые затем идут на посадку лесов. Однако вне зависимости от формата, удерживать лучшие кадры волонтерство определенно помогает. Так, даже в IT-компании текучка кадров может быть снижена за счет волонтерства более чем на 50%.

Играет топ-ставка

Активнее участвовать в корпоративных волонтерских программах сотрудникам, а значит, приносить компании больше бонусов, конечно, помогает личный пример топ-менеджмента. Так, по оценкам одной из компаний-лидеров по производству техники, участие руководства в инициативах позволило вовлечь в волонтерство до 90% сотрудников корпорации в Южной Корее. Еще раз напомню, что это, пожалуй, лучший способ понять друг друга, не говоря уже о командном духе и чувстве локтя, от чего напрямую зависит бизнес-эффективность. И, конечно, для руководящего звена корпоративное волонтерство остается в числе стимулов задержаться в компании дольше, ведь материальная мотивация здесь не всегда на первом месте.

Вовлечь топ-менеджмент в волонтерство может помочь, например, находящийся на пике популярности формат менторинга (или коучинга). Так, программа добровольного наставничества для студентов профильных вузов пользуется огромной популярностью у топ-менеджмента компаний, входящих в АФК «Система». Сложно поверить, но для участия в ней представителям руководящего звена «МТС», «Медси», «Биннофарм», Segezha Group пришлось даже пройти конкурсный отбор (из 200 заявок одобрено было меньше половины). Дело не только в модном тренде – для корпорации это возможность сформировать кадровый резерв, необходимый для устойчивого развития каждому российскому бизнесу. Кто знает, может быть, ваша компания откроет и другие форматы волонтерства для топов?

Приманка для миллениалов

Нередко препятствием для развития волонтерских проектов оказывается нежелание владельцев компаний вкладываться в подобные активности даже несмотря на перечисленные выше и вполне очевидные плюсы для бизнеса. Казалось бы, особенно актуальным этот вопрос становится для компаний малого и среднего бизнеса, не готовых спонсировать волонтерство в числе прочего из-за потерь в результате пандемии коронавируса. Спешу предостеречь от стремления “пустить под нож” именно эти косты, особенно если вы не планируете уходить с рынка в ближайшие несколько лет. Ведь именно волонтерские программы оборачиваются еще и в возможность привлекать для работы в компанию лучшие молодые кадры.

По данным EY, уже через три года 75% мировой рабочей силы будут составлять миллениалы, а именно для этого поколения активное волонтерство очень значимо, отмечают в City Philanthropy. Причем настолько, что при выборе работодателя именно эта возможность оказывается привлекательнее традиционных льгот в виде абонементов в спортзал и даже страховки. Так, 53% молодых людей в возрасте до 35 лет хотят больше участвовать в волонтерских программах, среди 18–24-летних таких желающих почти 60%. А две трети миллениалов даже не подумают работать в компании, в которой отсутствуют сильные программы волонтерства и благотворительности.

И, конечно, не забываем, что алгоритм участия в волонтерских проектах должен быть простым и понятным для каждого сотрудника. Стоит выяснить, какой канал связи предпочтительнее именно для вашего коллектива: не забывайте, что сотрудники не всегда пользуются корпоративной почтой, а на сайт компании и вовсе не заглядывают без особой нужды. На наш взгляд, оперативнее всего информировать сотрудников позволит отдельный канал в популярных мессенджерах, например в Telegram. Кстати, такой подойдет и миллениалам, а значит, не придется перестраивать коммуникации в будущем.