Любовь Бросалина – руководитель и главный редактор издательства «Человек слова», автор 32 рукописей, созданных на заказ. В ее команде 14 писателей, которые за 10 лет существования компании помогли рождению примерно 800 книг. Многие из них впоследствии вышли в крупных издательствах («Альпина», «Эксмо», МИФ и др.), получают различные премии и приносят их авторам хорошие деньги. Однако писатели-помощники остаются за кадром: об их работе мы почти ничего не знаем. 

Кто заказывает книги? Кто пишет на заказ? Этична ли услуга? Как устроен рынок написания книг в целом? 

Любовь, кому в наше время требуется эта редкая и непростая услуга?

Услуга непростая, здесь вы правы, но совершенно не редкая. Просто она не на виду, о ней не принято говорить вслух. Спрос же – огромен, за ним подтягивается и предложение. Когда-нибудь рынок станет прозрачным и цивилизованным, но в наше время все происходит под покровом тайны, как будто речь о торговле живым товаром. Да, существует такой оттенок отношения к нашей деятельности: в отличие от работорговли - вроде бы законно, но при этом осуждается обществом. 

Давайте сразу уточним, что мы подразумеваем под написанием книг на заказ в нашем случае. 

Есть человек, желающий стать автором книги: экспертной, прикладной, биографической, художественной, детской – сейчас неважно какой. У него есть вводные материалы: обучающие продукты, статьи и интервью, мысли и образы. Нет одного: умения, или желания, или возможности, или времени всё это превратить в книгу. И наш автор ищет человека, который сделает за него хорошую книгу на основе всех этих материалов. Как правило, для заказчика очень важна конфиденциальность: он не просто платит деньги за работу, он еще и хочет, чтобы наемный писатель нигде и никому не говорил о своей роли. Вот это последнее и вызывает конфликт между этикой и практикой. Вот об этом и разговор.   

Ситуацию «вот вам деньги, а мне, будьте любезны, через месяц книгу, да такую, чтобы стала бестселлером с первого дня, так что ты давай паши, а я пошел» предлагаю вообще не рассматривать. Мне как исполнителю она неинтересна, да и заказчики уже прекрасно понимают, что так не работает. 

Возвращаясь к вашему вопросу: рукописи заказывают самые разные люди. Это предприниматели, эксперты, специалисты, руководители бизнеса, а также артисты, чиновники, политики, спортсмены и другие публичные люди. Но не только. В последнее время стало больше заказов от авторов, не имеющих клиентской аудитории или поклонников. Поделиться своей историей, жизненным опытом, нюансами любимого дела хотят многие, и я не вижу причин, почему бы им этого не сделать. 

 

А почему бы им не сделать это самим? Конечно, не все умеют писать, но ведь есть масса писательских курсов, где научат.

Верно, таких курсов много, и среди них немало просто замечательных. И если цель автора – научиться хорошо писать, то я от души рекомендую получить образование. Просто цель наших клиентов другая. Их цель – получить рукопись. Процесс написания их страшит, раздражает, утомляет – словом, не привлекает. Поэтому они не идут учиться. 

Более того. Писательские курсы – это бесперебойные поставщики клиентов для наемных писателей. Именно во время учебы многие студенты понимают свои истинные желания. Они впервые задумываются об арифметике – иными словами, начинают понимать, сколько часов у них уйдет на учебу и написание (предположим, 500 часов); затем умножают на стоимость своего рабочего часа (предположим, 2 тысячи рублей, итого миллион); затем добавляют упущенную выгоду – ведь в эти часы они могли бы зарабатывать деньги (допустим, еще миллион, хотя обычно гораздо больше); затем узнают цену написания на заказ… и решение приходит в ту же минуту. 

Есть еще один момент. Авторы самых разных категорий приходят… из традиционных издательств. Дело в том, что зачастую издательству интересны и тема, и автор, и аудитория автора, но вот сама книга в текущем состоянии не может быть опубликована: для соответствия стандартам ее иногда надо заново переписать. В этом случае рекомендуют обратиться как раз к наемным писателям; часто рекомендуют конкретно нас. Среди таких заказчиков – немало тех, кто учился писать на курсах, но создать книгу так и не сумел. Процесс и результат – разные понятия. 

Повторюсь, всё сказанное не относится к авторам, желающим научиться именно писать. Для них курсы – замечательная вещь. 

 

А сколько стоит написать книгу? 

Рынок очень неоднородный: от 100 тысяч рублей у фрилансера с небольшим опытом до нескольких миллионов рублей в отдельных коммерческих компаниях. Если счет идет на миллионы, то обычно в стоимость включено и издание, в том числе в каком-нибудь известном издательстве. На создание рукописи уходит несколько месяцев, в отдельных случаях – год и больше. 

 

Для чего авторы тратят миллионы? Ведь авторские отчисления не так велики. Скорее всего, книга никогда не отобьется. 

Книга – не цель автора, а инструмент для достижения цели. Проще всего показать это на примере бизнес-литературы. Во-первых, статус. Если у автора достаточно материала на целую книгу и он нашел ресурсы, чтобы ее создать и издать, можно говорить о его опыте и умении бежать на длинную дистанцию. Книга – доказательство. Во-вторых, как следствие, книга позволяет отстроиться от конкурентов, у которых книги нет. В-третьих, опять-таки как следствие, книга оправдывает высокий ценник на услуги, оказываемые автором, или привлекает интерес к его товарам. Книга помогает войти в нужную тусовку, познакомиться с недоступными прежде людьми. Есть около 15 поводов пройти через этот опыт, я их подробно перечисляю в моей собственной книге «Работа с наемным писателем», которая выйдет в «Альпине» в начале осени. В конечном результате, при правильном использовании, книга – это слава и деньги, как и мечтается многим авторам. Просто не напрямую, а косвенно. 

В качестве инструмента может быть использована и художественная, и биографическая литература. 

Получается, что автор, указанный на обложке, при хорошем раскладе получает славу и доход, а писатель, который своим трудом превратил его обрывочные материалы в достойную рукопись, вроде как ни при чем?

Зависит от взгляда на вопрос. От позиции, которую мы хотим занять. Как всегда, дьявол в деталях. 

По понятным причинам, в социальных сетях я вижу много рекламы, посвященной коммерческому изданию книг и – изредка – написанию. Знаете, я нигде больше не видела такого количества язвительных, оскорбительных комментариев: мол, жадные издатели наживаются на гениальных авторах. То есть ушат грязи льется не на авторов, желающих издаться за деньги, а на тех, кто предлагает такую услугу. Я изучила несколько десятков аккаунтов людей, оставляющих такие комментарии. И знаете, что я вижу? Обычно это писатели, у которых… не получилось. Их книгу не взяли в издательство; или взяли, попросили денег, а обязательства не выполнили; или отказали как-то оскорбительно; или вовсе не ответили. Или они издали каким-то образом книгу, а на нее никто не обратил внимания. Словом, это люди, переживающие болезненные ощущения, потому что их детище отвергнуто миром. Оскорбления – их защита. Конечно, не все писатели защищаются таким образом, но, как видим, многие.  

При этом несложившаяся судьба книги вовсе не означает, что книга плохая. (Просто не существует линейной зависимости между литературными или контентными качествами книги и ее успехом. Впрочем, это тема отдельного большого разговора.) Писатель по-прежнему хочет и, возможно, неплохо умеет писать. 

И вот он узнает, что его умения можно продать, и соглашается попробовать. И вроде получается. И деньги заплатили не торгуясь, сколько сказал, и относятся уважительно. Жить можно. Писатель вложил душу, и вышло действительно здорово. 

А потом с этой книгой заказчик идет, допустим, в МИФ. И книгу там принимают и публикуют! У писателя нашего в свое время не приняли, а у заказчика – взяли! И рекламную кампанию провели, и встречу с читателями в магазине «Москва», и интервью берут у него! А потом книга получает премию на конкурсе «Новые имена», и об этом пишут десятки СМИ. 

О чем думает наш наемный писатель? Правильно: «Меня использовали! Мой талант купили за деньги, а вся слава, почитание, перспективы достались ему. Это несправедливо. Я оскорблен. Я раб, а он  - эксплуататор». 

Писателю трудно, почти невозможно принять иное мнение. Он не услышит доводов. Он не воспримет тех фактов, что у его клиента – 25 тысяч подписчиков в соцсетях, которых расхватали тираж за неделю. Что книга полностью базируется на его опыте, его материалах, которые он нарабатывал 15 лет. Что он потратил сотни часов на продвижение своей книги и сотни тысяч рублей – на рекламу. Что он, наконец, тоже не сразу попал в издательство: ему поставили условие – выкупить часть тиража, и он сделал это. 

Все это пустой звук для оскорбленного человека. Он видит только свою правду. 

Означает ли это, что любой наемный писатель чувствует себя непризнанным гением? Конечно, нет. Просто писателю, у которого в груди дыра, заполненная обидой, не стоит идти в профессию. Он умеет писать, но этого совершенно недостаточно, чтобы быть хорошим коммерческим писателем. Он, простите, профнепригоден. 

Конечно, я описала только одну причину взгляда на процесс как на эксплуатацию. Могут быть и другие. 

Профессионал смотрит на дело совсем иначе. 

 

Профессионалу все равно, что клиент получит известность и уважение, а он нет? Что его имени не будет на обложке?

В общем-то, да. Он иначе видит процесс производства услуги и свое место в нем. 

Начнем с того, что профессиональный коммерческий писатель не продает свое умение писать. Соответственно, переживания, связанные с недооцениваем его таланта, даже не возникают. Он продает создание продукта, который в дальнейшем принесет его клиенту какие-либо блага. То есть, создавая рукопись, он изначально делает ее как можно более удобной, конструктивной, пригодной для дальнейшего использования. Книга сама по себе – инструмент, а не цель. Простите, кажется, я повторяюсь. 

Умение писать – это база. Она нужна специалисту, как зрячесть – водителю. Но, согласитесь, недостаточно быть зрячим, чтобы иметь возможность водить автомобиль. Надо, как минимум, быть совершеннолетним, дееспособным, иметь водительские права, иметь, наконец, тот самый автомобиль. С писательством – то же самое. Наемный писатель – и маркетолог, и пиарщик, и исследователь. И это еще не все! Он – собеседник, психолог, коуч. А разве коуч завидует, если его клиент добивается высоких результатов? Нет, он им гордится!

И еще один незаменимый компонент работы – сервис. Оказание услуги. Служение, если угодно. Сервис – это думать, чтобы клиенту было удобно, комфортно. Это умение активно слушать. Это эмпатия и искренность. Это безупречная пунктуальность. Я думаю, каждый из нас легко отличит, где сервис есть, а где нет. 

А теперь представьте себе человека, который оказывает услугу по написанию книги именно таким образом. Он настроен на результат клиента. Он верит в него. Он стремится наладить процесс и сделать его комфортным. Он умеет задавать вопросы и вызывать доверие. И, конечно, он отлично пишет. 

Можете ли вы себе представить, что такой человек будет переживать из-за недополученной славы? Что у него будет где-то зудеть: «Мир должен узнать правду, пусть они знают, кто на самом деле это написал!..» Да у него уже почти наверняка огромная слава, и к нему стоит очередь желающих внести предоплату. 

Конечно, если клиент поблагодарит его за работу и сделает это публично, писатель отказываться не станет, ему будет приятно. Ну а нет – значит нет. Отношения от этого не испортятся. А этический вопрос даже не будет подниматься. 

Получается, этический вопрос в большей степени зависит от исполнителя?

Совершенно верно. Если заказчик переживает за чувства писателя, мой ему респект и поклон. Писатель будет от души благодарен. Если заказчик даже не задумывается о тонкой душевной организации своего помощника – тоже ничего  страшного, сотрудничеству это не помешает. Главное – чтобы присутствовала культура взаимоотношений в целом и соблюдались договоренности. 

Но если переживает сам исполнитель – с этим ничего нельзя поделать. Некомфортно будет обоим. Так что обращайте внимание на чувства писателя. Они важны. 

Рынок еще не сформирован, и на нем большое количество представителей как первого вида писателей, так и второго. Со временем вторых станет больше. 

 

Что еще произойдет со временем?

Книга еще много-много лет будет невероятно привлекательным и эффективным видом продвижения. А значит, спрос будет расти. Рынок написания книг на заказ станет цивилизованным, заказчики перестанут стесняться. Это пойдет ему, рынку, только на пользу. Появится практика заключения нормальных договоров (сейчас зачастую заключают договор возмездного оказания услуг, а это совершенно неправильно). Появится культура взаимоотношений. Станет понятным и прозрачным ценообразование. И я способствую этому, как могу, - в том числе с помощью моей книги, где обо всем расскажу подробно. 

Я желаю авторам и писателям комфортного сотрудничества, удовольствия от процесса. И, конечно же, неизменного вдохновения.

 

Узнать о работе издательства больше можно на официальном сайте, а также в социальных сетях, где Любовь Бросалина много говорит об изнанке издательского бизнеса.