Все записи
МОЙ ВЫБОР 14:55  /  16.07.21

3219просмотров

Репетиторы для взрослых: ментор, наставник или коуч – кто нужен вашим сотрудникам?

+T -
Поделиться:

Руководитель любого бизнеса понимает, что успех во многом зависит от команды и ее «прокачки». Это не только формирование сплоченности и организация жизнедеятельности коллектива вне рабочего процесса. Самое главное – развитие необходимых профессиональных знаний и навыков.

Современный мир предлагает большое разнообразие «репетиторов» для взрослых: это и бизнес-тренеры, и наставники, менторы, коучи. Как понять, кто нужен команде? Чем отличаются перечисленные специалисты и как выбрать подходящего?

Различия менторинга, наставничества и коучинга

Чтобы правильно выбрать нужного специалиста для своих сотрудников, необходимо понимать, в чем их отличия.

Коуч – это человек, который может не обладать профессиональными компетенциями в области вашего бизнеса, но помогает находить решения. Работа проходит на равных, в основе – партнерство, коуч никогда не займет позицию превосходства. Он не выдает готовых решений, а помогает развить собственную стратегию по их поиску или созданию.

Наставник или ментор превосходят ученика по профессиональным знаниям и навыкам. Наставничество – это отношения, при которых опытный и сведущий человек помогает повысить компетенции менее опытному сотруднику. Этот специалист показывает, как надо делать.

Ментор отличается практическим опытом, имеет опыт и знания. Но он не поучает, а показывает подопечным взаимосвязи, дает рекомендации и советы, но ни в коем случае не инструкции. Он выявляет слабые стороны, помогает развивать стратегии дальнейшего продвижения, регулирует и мотивирует.

К примеру, немногие знают, что ментором и наставником Марка Цукерберга, основателя Facebook, был Стив Джобс. Они жили рядом, часто гуляли вместе. Был момент, когда Марк получил предложение о покупке своей компании. Его партнеры были готовы продать Facebook, но сам Цукерберг находился в сомнениях. Стив Джобс предложил ему отправиться в Ашрам, позаниматься духовными практиками, и потом принять окончательное решение. Марк прислушался к совету наставника. В итоге после поездки в Индию он отклонил предложение. И сегодня мы видим Facebook таким, какой он есть.

Менторинг может быть разовым, а наставничество – продолжительный процесс.

Правильный выбор: какими качествами должен обладать «репетитор для взрослых»

Для человека, улучшающего компетенции других, важны не только его знания, но и личностные качества. Выбирая ментора или наставника, обратите внимание на несколько качеств:

  1. Готовность делиться знаниями, необходимыми навыками и полученным опытом. Хороший «репетитор» легко делится информацией, дотягивает ученика до своего уровня профессионального развития.
  2. Энтузиазм. Специалисту важно обладать желанием помогать, у него должны «гореть глаза». Невозможно качественно прокачать «скиллы» сотрудника, если нет заинтересованности в процессе.
  3. Мотивация. Отличные менторы и наставники чувствуют личную ответственность за успех своего подопечного. Поэтому относятся к работе серьезно, фокусируясь не на личном обогащении, а на результате. Они способны к сопереживанию, эмпатии, готовы оказывать поддержку.
  4. Постоянный рост и обучение. Никто не будет высококлассным специалистом без регулярного прокачивания собственных знаний и умений. «Репетитор для взрослых» также должен постоянно учиться и развиваться, чтобы избежать застоя.
  5. Высокие коммуникативные навыки.

Чтобы выбрать наставника из числа своих сотрудников, можно провести комплексную оценку персонала или корпоративный тренинг, деловые игры.

Специалист извне: какие задачи может помочь решить

Создание бизнеса – сложный процесс. Чтобы запустить успешный проект, нужно понимать особенности самых разных сфер: маркетинга, финансов, управления и так далее. Плюс еще и работа с командой – построение единого эффективного «организма».

Помощник извне может быть очень полезен на разных этапах развития бизнеса. Важно подобрать действительно толкового специалиста.

Ментор помогает решить несколько задач в бизнесе:

  • решить конкретную проблему;
  • выйти из мотивационного кризиса;
  • избежать ошибок при запуске нового бизнеса;
  • извлечь пользу из чужого опыта и внедрить его в бизнес;
  • изменить мышление, развить креативность в подходе к решению вопросов;
  • привлечь иностранных инвесторов (многие интересуются наличием в компании опытного ментора);
  • определить цели развития и план их достижения, мотивировать.

Наставничество ценно тем, что позволяет:

  • повысить навыки, приобрести специфические умения новичкам, которые обладают большим потенциалом, но малым опытом;
  • снизить текучесть кадров;
  • сократить период адаптации новых сотрудников в компании;
  • оптимизировать затраты, увеличить прибыль;
  • внедрить единые стандарты работы;
  • укрепить корпоративную культуру, познакомить новичков с ценностями компании;
  • повысить лояльность и вовлеченность сотрудников.

Сферы бизнеса, которые чаще всего прибегают к помощи

По большому счету, ментор нужен в любом бизнесе. Но это направление сейчас только набирает обороты. Поэтому чаще всего прибегают к помощи таких специалистов представители IT-профессий, дизайна, продуктового менеджмента.

Понять, кто именно из «репетиторов для взрослых» нужен вашему бизнесу, просто – определите задачи, которые должен решить данный специалист.